В консультации для родителей - Формирование мотивационной готовности к школе, в которой говориться о том, что мотивация - мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового.В консультации для родителей - Формирование мотивационной готовности к школе, в которой говориться о том, что мотивация - мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового.
П сихология для родителей.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
возникают
сложные
Мотивация
совершенствуются
мотивы, побуждающие
к
деятельности, вызывающие активность и определяющие ее
направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои
виды деятельности,
побуждаемые определенными
мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко
психофизиологические
меняется:
функции,
личностные
новообразования, наблюдается интенсивное развитие
познавательных мотивов, связанных непосредственно с
учебной деятельностью, возникает потребность в
интеллектуальной активности и овладении новыми
умениями, навыками и знаниями.
Основой для
формирования мотивов учебной деятельности являются
любопытство
которые
теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию
нового. Это качество при умелом руководстве
может перерасти в жажду знаний, потребность к
познанию.
любознательность,
и
Однако есть дети (и их немало), которых это прирожденное свойство не становится
стимулом к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы
стимулы в форме побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового в
наблюдаемых предметах, явлениях. Эффективными являются и такие приемы, как
сопоставление предметов,
соединение интересного и
малопривлекательного в обучении.
а также
явлений,
Мотивыстимулы могут развиваться и в процессе ответов на любые детские
вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них,
побуждать к новым вопросам это приучает детей быть не пассивными слушателями, а
открывателями нового, пока неизвестного им.
Недопустимо безразличное, равнодушное, пренебрежительное отношение к
вопросам детей, высмеивание, как самих вопросов, так и детей, их задающих, а также
небрежные, а порой и неверные ответыотмахивания. Это способно погасить любопытство
еще в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы. А ведь для них
так естественно, взглянув на какойнибудь предмет, сразу же спросить: что это такое?
Зачем? Почему?
Не торопитесь отвечать на вопрос заставьте ребенка самого поразмыслить о предмете,
явлении. Покажите ему в наблюдаемом характерные и существенные признаки, которые он
сам не может выделить. Иногда целесообразно задать ребенку ряд встречных, дополнитель
ных, наводящих вопросов, чтобы подвести его к самостоятельному ответу. Многие
воспитатели умело используют ответы на вопросы как мотив действий, поступков детей.
К примеру, в подготовительной к школе группе дети наблюдали за черепахой. Их
внимание привлекли ее складчатая шея, маленькая голова, грубый роговой панцирь. У
детей возник вопрос: почему у черепахи все такое необычное? Воспитатель не ответил, а
лишь легонько ударил по панцирю черепаха втянула голову, собирая складчатую шею. Так
дети нашли ответ на свой вопрос: «Панцирь защита черепахи». При обучении
традиционными методами, направленными на сообщение детям в занимательной форме
1различных сведений без выделения существенных связей между явлениями и предметами,
вопросы детей чаще всего являются уточняющими. Они не отражают активного
преобразования и использования знаний. Это вопросы типа: что это? Как это
называется? Когда это было? и т.п.
Этот уровень любознательности отражает проявление интереса к простому увеличению,
уточнению знаний. Эффективность таких знаний для умственного развития детей
невелика, они перегружают память запоминанием второстепенного, несущественного.
Такие знания быстро забываются, с трудом перено
сятся на другие виды деятельности.
Если детям раскрывают существенные связи,
зависимости,
закономерности в изучаемых
предметах и явлениях, у них возникают вопросы по
поводу причинно
следственных отношений
между' предметами, явлениями природы и
общественной жизни.
Эти вопросы выражают
действие ребенка, направленное на удовлетворение
любопытства, углубленное познание изучаемого или
наблюдаемого предмета, явления.
формой
Особой
фантастических образов,
удовлетворения
любознательности является использование в работе с
детьми
небылиц,
«перевертышей».
Повседневно наблюдаемые
предметы и явления в силу их обыденности часто не
дают ребенку возможности осознать связи и
зависимости между ними. Фантастические образы, рассказы о небывальщине
противопоставляются конкретному жизненному опыту ребенка и выступают как мотивы
стимулы, возбуждающие повышенный интерес и стремление рассуждать и спорить в
процессе осознания уже известного или познания нового.
В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет
интеллектуальная активность детей на занятиях. Одним из условий развития
интеллектуальной активности является обучение детей умению выделять, понимать и
решать умственные задачи. К концу дошкольного возраста у детей пропадает интерес к
«головоломке» (к игре, по условиям которой предусматривался выигрыш за удачное
решение), и ведущим мотивом учебной деятельности становится, как правило, мотив
учиться решать учебные задачи, понимать их содержание.
Итак, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для
младших детей имеют задачи игрового содержания, для средней группы трудового, а
для старших дошкольников собственно интеллектуальные задачи. Появление новых
познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности,
расширяет возможности подготовки детей 67 лет к обучению в школе, делает доступным
систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие
интеллектуальной активности.
Обучение детей умению учиться имеет два принципиально важных аспекта. Во
первых, умение учиться необходимо с точки зрения подготовки к школе (обучение в школе
требует от ребенка умения учиться, без которого усвоение знаний и навыков,
предусмотренных школьной программой, становится труднодостижимым). Вовторых,
желание учиться значительно повышает интерес к обучению, а желание научиться решать
умственные задачи является стимулом познавательной активности. Обучение детей
умению видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, по
буждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания все это
2способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным
побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности.
Дошкольное воспитание №4 , 2004 г. стр. 42 44 .
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
3