Консультация для родителей - Формирование мотивационной готовности к школе

  • Лекции
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Формирование мотивационной готовности к школе, в которой говориться о том, что мотивация - мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового.В консультации для родителей - Формирование мотивационной готовности к школе, в которой говориться о том, что мотивация - мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового.
Иконка файла материала 85.1 - Консультация - Мотивационная готовность к школе.doc
П       сихология для родителей. ФОРМИРОВАНИЕ  МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ  возникают   сложные   Мотивация   ­  совершенствуются  мотивы,   побуждающие  к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды  деятельности,   побуждаемые   определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко  психофизиологические меняется: функции, личностные новообразования,   наблюдается  интенсивное   развитие познавательных  мотивов,  связанных  непосредственно   с учебной   деятельностью,   возникает   потребность   в интеллектуальной   активности   и   овладении   новыми умениями,   навыками   и   знаниями.  Основой   для формирования мотивов  учебной деятельности являются любопытство  которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового.  Это  качество  ­  при  умелом  руководстве  ­ может   перерасти   в   жажду   знаний,  потребность   к познанию.  любознательность,  и Однако есть дети (и их немало),  которых это прирожденное свойство не становится стимулом   к   учению.   В   работе   с   такими   детьми  необходимо   использовать  мотивы­ стимулы  в форме  побуждения,  а также  одобрения стремления к узнаванию  нового  в наблюдаемых   предметах,   явлениях.   Эффективными   являются   и   такие  приемы,   как сопоставление   предметов,  соединение   интересного   и малопривлекательного в обучении.  а   также   явлений, Мотивы­стимулы   могут   развиваться  и   в   процессе  ответов   на   любые   детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к  новым  вопросам   ­  это  приучает   детей  быть  не   пассивными   слушателями,   а открывателями нового, пока неизвестного им. Недопустимо   безразличное,   равнодушное,   пренебрежительное   отношение   к вопросам   детей,   высмеивание,   как  самих   вопросов,   так   и   детей,   их   задающих,   а   также небрежные, а порой и неверные ответы­отмахивания. Это способно погасить любопытство еще в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы. А ведь для них так естественно, взглянув на какой­нибудь предмет, сразу же спросить:  что это такое? Зачем? Почему? Не торопитесь отвечать на вопрос ­ заставьте ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении. Покажите ему в наблюдаемом характерные и существенные признаки, которые он сам не может выделить. Иногда целесообразно задать ребенку ряд встречных, дополнитель­ ных,   наводящих   вопросов,   чтобы   подвести   его   к   самостоятельному   ответу.  Многие воспитатели умело используют ответы на вопросы как мотив действий, поступков детей. К примеру, в подготовительной к  школе группе дети наблюдали за черепахой. Их внимание   привлекли   ее  складчатая шея, маленькая голова, грубый  роговой  панцирь. У детей возник вопрос: почему у черепахи все такое необычное? Воспитатель не ответил, а лишь легонько ударил по панцирю ­ черепаха втянула голову, собирая складчатую шею. Так дети   нашли   ответ   на   свой   вопрос:   «Панцирь   ­   защита   черепахи».  При   обучении традиционными  методами, направленными на сообщение  детям в занимательной  форме 1различных сведений без выделения существенных связей между явлениями и предметами, вопросы   детей   чаще   всего   являются   уточняющими.   Они   не   отражают  активного преобразования   и   использования   знаний.   Это   вопросы   типа:  что   это?   Как   это называется? Когда это было? и т.п. Этот уровень любознательности отражает проявление интереса к простому увеличению, уточнению знаний. Эффективность таких знаний для умственного развития детей невелика,  они   перегружают  память   запоминанием  второстепенного,   несущественного. Такие знания быстро забываются, с трудом  перено­ сятся на другие виды деятельности.   Если   детям   раскрывают   существенные   связи, зависимости, закономерности   в   изучаемых предметах и явлениях, у них возникают  вопросы по поводу   причинно   ­  следственных   отношений между'   предметами,   явлениями   природы   и общественной   жизни.  Эти   вопросы   выражают действие ребенка, направленное на удовлетворение любопытства, углубленное познание изучаемого или наблюдаемого предмета, явления.   формой   Особой  фантастических   образов, удовлетворения любознательности является использование в работе с детьми   небылиц, «перевертышей».  Повседневно   наблюдаемые предметы и явления в силу их обыденности часто не дают   ребенку   возможности   осознать  связи   и зависимости   между   ними.   Фантастические   образы,   рассказы   о   небывальщине противопоставляются конкретному жизненному опыту ребенка и выступают как мотивы­ стимулы,   возбуждающие   повышенный   интерес   и   стремление   рассуждать   и   спорить   в процессе осознания уже известного или познания нового. В   формировании   мотивов   учебной  деятельности   большое   значение   имеет интеллектуальная   активность   детей   на  занятиях.   Одним   из   условий   развития интеллектуальной   активности   является  обучение   детей   умению   выделять,   понимать   и решать умственные задачи.  К концу дошкольного возраста у детей пропадает интерес к «головоломке» (к игре, по условиям которой предусматривался    выигрыш за удачное решение), и ведущим  мотивом   учебной   деятельности  становится, как правило,  мотив учиться решать учебные задачи, понимать их содержание. Итак,   наибольшую  побудительную   силу  к   учению,   проявлению   настойчивости   для младших детей имеют задачи игрового содержания,  для  средней группы ­ трудового, а для   старших   дошкольников   ­   собственно   интеллектуальные   задачи.   Появление   новых познавательных   мотивов,   отличных   от  мотивов   игры   или   практической   деятельности, расширяет возможности подготовки детей  6­7 лет к обучению в школе, делает доступным систематическое   и   сознательное   усвоение   ими   новых   знаний,   обеспечивает   развитие интеллектуальной активности. Обучение детей умению учиться имеет два принципиально важных аспекта. Во­ первых, умение учиться необходимо с точки зрения подготовки к школе (обучение в школе требует   от   ребенка  умения   учиться,   без   которого   усвоение  знаний   и   навыков, предусмотренных  школьной программой, становится  труднодостижимым).  Во­вторых, желание учиться значительно повышает интерес к обучению, а желание научиться решать умственные   задачи   является   стимулом   познавательной   активности.  Обучение   детей умению   видеть   и  понимать   умственную   задачу,   использование   разных   способов,   по­ буждающих к  творческому выполнению задания, выделение предмета познания ­ все это 2способствует   повышению   познавательной   активности   ребенка,   выступает   сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности.                                                               Дошкольное воспитание №4 , 2004 г.  стр. 42­ 44 .                                        Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь. 3