В консультации для родителей - Гиперактивность - как фактор риска, говорится о том, что проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы стати-комоторной недостаточности, социальная дезадаптация. Отставание биологического созревания центральной нервной системы у детей с СДВГ и как следствие - высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента) не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интел¬лектуальные нагрузки. Наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития ребенка и успеваемостью, которую можно было ожидать, исходя из коэффициента его интеллекта.В консультации для родителей - Гиперактивность - как фактор риска, говорится о том, что проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы стати-комоторной недостаточности, социальная дезадаптация. Отставание биологического созревания центральной нервной системы у детей с СДВГ и как следствие - высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента) не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интел¬лектуальные нагрузки. Наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития ребенка и успеваемостью, которую можно было ожидать, исходя из коэффициента его интеллекта.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
КАК ФАКТОР РИСКА.
В наши дни большую значи
мость
приобрела проблема
раннего (дошкольного) выявления
синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью, его медико
психологопедагогическая
коррекция,
профилактика
факторов риска. Именно это
заболевание является самой
частой причиной нарушений по
ведения и трудностей в обучении детей дошкольного и школьного возраста
1Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в
последние десятилетия придается особое значение в зарубежных странах.
Целенаправленные исследования СДВГ в России начались относительно недавно. По
данным зарубежных и отечественных эпидемиологических исследований, частота
встречаемости синдрома среди детей дошкольной и школьной возрастных групп
достигает 4,09,5%, при этом преобладает он у мальчиков соотношение мальчиков и
девочек с СДВГ составляет примерно 5:1.
Неординарные способности или задержка в развитии?
Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут быть
распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания,
признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статикомоторной
недостаточности, социальная дезадаптация. Отставание биологического созревания
центральной нервной системы у детей с СДВГ и как следствие высших мозговых
функций (преимущественно регулятивного компонента) не позволяет ребенку
адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интел
лектуальные нагрузки. Наблюдается несоответствие между реальным уровнем
развития ребенка и успеваемостью, которую можно было ожидать, исходя из
коэффициента его интеллекта. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и
быстро схватывают информацию, обладают неординарными способностями. Среди
детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержки
психического развития у данной категории детей не являются редкостью.
Импульсивность поступков и повышенная возбудимость
Интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ беспокойство,
неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность,
импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с
трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо). Нужно отметить, что
утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является
защитной охранительной реакцией организма от чрезвычайного истощения, с другой
утомление стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных
возможностей. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды
и длительнее время отдыха пока не наступает полное истощение. Ребенок, что называется,
засыпает на месте для восстановления умственной работоспособности необходим сон.
В период отдыха мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать
поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не
помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какието перерывы в его работе.
Умственная утомляемость больше свойственна девочкам, а у мальчиков она проявляется к семи
годам. У девочек также снижен уровень словеснологического мышления.
Речь, внимание, память
2Память у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может быть в
норме, но изза исключительной неустойчивости внимания наблюдаются пробелы в «хорошо
усвоенном» материале. В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения
речи. Ребенок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные сигналы, которые
другими сверстниками игнорируются. Тенденция к ярко выраженному снижению
внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходим
3действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в
играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключение внимания
при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности
осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно, однако при указании
на ошибки дети стараются их исправить. Нарушение внимания у девочек достигает
максимальной выраженности к шести годам и становится ведущим нарушением в этом
возрастном периоде.
Повышенная двигательная активность
Основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах
двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована,
бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками. Такая
повышенная двигательная активность,
переходящая в двигательную
расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих
нарушения развития ребенка. Целенаправленное моторное поведение менее активно,
чем у здоровых детей того же возраста. Импульсивность проявляется в неряшливом
выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в
словах, поступках и действиях (например, выкрикивание с места во время занятия,
неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в
неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов
(невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности
меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметна для
окружающих. Присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим
фактором.
Проблемы социальной адаптации
Одной из характерных особенностей детей с синдромом дефицита внимания с
гиперактивностью являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей
типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте.
У ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к
окружающим, возникают неврозо подобные и психопатологические расстройства. У
детей с СДВГ нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом
развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя
агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на
запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать
их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не
только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не
сдерживает его.
Похвала и одобрение
4Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит. Дети с СДВГ любят
играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют
с товарищами, несмотря на то что любят коллектив. Амбивалентность форм
поведения чаще всего проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости,
истероидности и даже чувственной тупости. Ввиду этого у детей с синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они
ищут друзей, но быстро теряют их.
Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения
игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются отношения со
взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно
отвлекаются особенно при отсутствии заинтересованности. Эта дети игнорируют как
поощрение со стороны взрослых, так и наказание. Похвала не стимулирует хорошее
поведение, поэтому поощрения должны был очень обоснованными, иначе ребенок
будет весте себя хуже. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребенку для
укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы.
Как вести себя
Ребенок с синдромом ДВГ не способен освоить свою роль и не может понять, как
он должен себя вести Такие дети ведут себя фамильярно, не учитывают
обстоятельств, не могут приспособиться и принят! правила поведения в конкретной
ситуации. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, все
роняя и разливая, в результате чего процесс принятия пищи становится источником
ежедневных конфликтов в семье.
Главное – терпение
Гармонизация развития личности детей с СДВГ зависит от микро и
макроокружения. Если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое от
ношение к ребенку, то после излечения заболевании; все отрицательные стороны
поведения исчезают. В противном случае даже по выздоровлении патология
характера останется, а может и усилиться. Важно подчеркнуть, что неприятие
обществом гиперактивных детей приводит
к развитию у них чувства отверженности,
отдаляет их от коллектива, усиливает
неуравновешенность,
вспыльчивость и
нетерпимость к неудачам. Психологическое
обследование детей с этим синдромом у
большинства из них выявляет повышенную
тревожность, беспокойство, внутреннюю
напряженность, чувство страха. Дети с
СДВГ в большей степени, чем другие,
подвержены депрессивному состоянию,
легко расстраиваются изза неудач.
Эмоциональное развитие ребенка отстает от нормальных показателей данной
5возрастной группы. Настроение быстро меняется от приподнятого до депрессивного.
Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по
отношению к окружающим, но и к себе самому. Спокойная обстановка, поддержка
взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится
успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность этих
детей. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при
дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью
дезорганизована, а все только что усвоенное разрушено.
Как помочь ребенку
Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе
мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и
жизни в целом в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной
школе. Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным и объединять
различные подходы, в том числе методы модификации поведения (специальные
воспитательные приемы для родителей и педагогов), методы психолого
педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.
Применение современных методов помогает детям с синдромом дефицита внимания с
гиперактивностью достичь значительных результатов, постепенно преодолеть
трудности в обучении, поведении и общении, но необходимыми условиями для этого
являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность
оказываемой помощи.
Родителям,
педагогам и психологам в воспитании детей с
гиперактивностью и повышенной тревожностью следует руководствоваться
следующими правилами:
• включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть
он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют
другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником;
• если вы вводите в программу новую игру, то для того, чтобы тревожный
ребенок не ощущал опасности от встречи с чемто неизвестным, лучше
проводить ее на уже знакомом для него материале. Можно использовать
часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл
неоднократно;
• избегайте состязаний и какихлибо видов работы, учитывающих скорость;
• не сравнивайте ребенка с окружающими;
• доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой
он есть;
• чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;
• способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так,
чтобы он знал за что;
• чаще обращайтесь к ребенку по имени;
• демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером
6ребенку;
• не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом
дается какойлибо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и
окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не
забудьте похвалить;
• будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких
причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше
замечаний;
• используйте наказание лишь в крайних случаях;
• не унижайте ребенка, наказывая его;
• обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него
взрослых людей;
• помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности
и не чувствовал себя ущемленным.
Дошкольное и начальное образование журнал «Обруч» №1 – 2009г. стр. 18 – 21.
7ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
«Найди отличие» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает
ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и
возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем
взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой
детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какойлибо рисунок и
отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый
дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие
изменения произошли.
«Гвалт» (Е. В. Коротаева)
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь.
Группа выбирает какуюлибо фразу или строчку из известной всем песни, которую
распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и
игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово.
Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. Желательно,
8чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся
ему слово.
Разговор с руками» (И. В. Шевцова)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, чтото сломал или причинил комунибудь боль, можно
предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем
предложите ему оживить ладошки нарисовать им глазки, ротик, раскрасить
цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.
Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?»,
«Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами.
При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать
(перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру
нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки
пообещают, что в течение 23 дней (сегодняшнего вечера или еще более короткого
промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить,
здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие
условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова
поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив
послушные руки и их хозяина.
9Игра «Скалолазы»
Цель: концентрация внимания, контроль импульсивных движений.
Участники должны несколько раз пройти вдоль стены, касаясь ее как минимум
тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности,
считается
«сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом
добравшаяся до противоположного угла.
Игра «Скамья запасных»
Цель: контроль двигательной активности.
10Выбывший из какойлибо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если
он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное
очко или за считывается поражение.
Игра «Слушай хлопки» (М. И. Чистякова)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.
Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять
«позу аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какуюлибо другую. Если
ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять «позу лягушки» (присесть,
пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три
хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Игра «Кричалки – Шепталки – Молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, кон
троль двигательной активности.
11Из разноцветного картона сделать сигналы три силуэта ладони: красный,
желтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь «кричалку» можно
бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь «шепталка» = можно тихо пере
двигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» синяя ладонь дети должны
замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует
«молчалками».
Игра «Слаломгигант»
Цель: развитие внимания и контроль двигательной активности.
Из стульев делают две параллельные «трассы слалома», которые
соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в двух направлениях
спиной вперед. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них,
возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой
прошедшая трассу без ошибок.
Дошкольное и начальное образование журнал «Обруч» №1 – 2009г. стр. 18 – 21.
12