В консультации для родителей - Готовность к школе и децентрация., говорится о том, что постепенно, в процессе взросления, психического развития и социализации восприятие ребенка меняется, децентрируется. Децентрация является одним из важных показателей готовности к школьному обучению. Возраст 5-6 лет благоприятен для целенаправленной работы по изменению взглядов ребенка на мир и на свое место в нем. Этому изменению может способствовать разработанная в ходе эксперимента система игровых упражнений, которую мы Вам и предлагаем.В консультации для родителей - Готовность к школе и децентрация., говорится о том, что постепенно, в процессе взросления, психического развития и социализации восприятие ребенка меняется, децентрируется. Децентрация является одним из важных показателей готовности к школьному обучению. Возраст 5-6 лет благоприятен для целенаправленной работы по изменению взглядов ребенка на мир и на свое место в нем. Этому изменению может способствовать разработанная в ходе эксперимента система игровых упражнений, которую мы Вам и предлагаем.
Психология для родителей
Готовность к школе и децентрация
Еще вначале 30 – годов 20 века известный швейцарский психолог Жан Пиаже
высказал идею о том, что ребенок дошкольного возраста – эгоцентрист, то есть
ощущает себя центром мира. Постепенно, в процессе взросления, психического
развития и социализации восприятие ребенка меняется, децентрируется. Децентрация
является одним из важных показателей готовности к школьному обучению. Автор
данной статьи провела исследования, в ходе которых удалось доказать, что возраст 56
лет благоприятен для целенаправленной работы по изменению взглядов ребенка на мир
и на свое место в нем. Этому изменению может способствовать разработанная в ходе
эксперимента система игровых упражнений, которую мы Вам и предлагаем.
«Угадайка»
Цель: развивать у детей представление о том, что один и тот же предмет выглядит по
разному в зависимости от позиции наблюдателя.
Ход игры: Дети сидят парами за столами напротив друг друга (лучше по торцам
стола). На середине каждого стола (перед каждой парой детей) стоит предмет,
имеющий ярко выраженные различия передней и задней стороны или боковых сторон
(неваляшка, часы, двухцветный мяч, чашка с ручкой, чайник и т.п.) Первоначально
предметы подбирает воспитатель, а в дальнейшем – сами дети.
Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку или поет
песенку. Остальные дети в это время схематично зарисовывают стоящий перед ними
предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешивают, произносят слова
«Угадайка, угадай, где чей рисунок, отгадай!» Водящий поворачивается, берет
рисунок и старается найти его автора. Если он все сделал правильно, выбирают нового
водящего, и игра возобновляются. Если водящий ошибся, то ему предлагают водить
еще.
Примечание: Чем больше играющих, тем сложнее водящему определить автора
рисунка.
«Цветной кубик»
или «Волчок»
Цель: та же, что и в игре «Угадайка».
Ход игры: Дети сидят по одному с каждой стороны стола. В центре стола стоит куб
(волчок) , все четыре стороны которого отличаются по цвету. На столе – набор цветных
карандашей. Водящий отворачивается или выходит. Играющие крутят волчок или
поворачивают куб вокруг оси. Затем каждый ребенок рисует на листе карандашом того
цвета, который соответствует повернутой к нему стороне куба (волчка). Дети
произвольно меняются рисунками. Цель водящего – положить перед каждым его
1рисунок, ориентируясь на цвет карандаша и грань куба, волчка. Если рисунки розданы
правильно, выбирают нового водящего, игроки меняются местами, и игра
продолжается.
Примечание: Игра усложняется, если проводить ее за несколькими столами
одновременно, но с одним водящим.
«Хитрый художник»
Цель: развивать способность увидеть предмет с позиции партнера и отразить это в
своем рисунке, стать на точку зрения другого, отразить в рисунке его позицию.
Ход игры: Дети садятся напротив друг друга с торцов стола. На стол ставится любой
несимметричный предмет. Каждый ребенок рисует то, что видит его партнер. Затем
играющие обмениваются рисунками и анализируют, насколько точно каждый учел
позицию партнера.
«Зеркало»
Цель: развивать координацию движений, умение точно копировать в зеркальном
отражении движения партнера.
Ход игры: Играющие встают в пары лицом друг к другу. Договариваются, кто из них
«зеркало», а кто водящий. Водящий выполняет различные движения, а «зеркало»
стремится повторить их как можно быстрее и точнее. Через 1520 секунд партнеры
меняются ролями, и игра возобновляется.
«Карусель»
Цель: развивать у детей представление об определении расположения предметов.
Ход игры: Играющие стоят в кругу. Водящий – в центре круга. Он называет четверых
детей, говоря: прямо передо мной стоит Сережа, позади меня стоит Лена, справа –
Таня, слева – Леша. Затем дети начинают двигаться по кругу, вместе с водящим
произнося следующий текст: «Завожу я карусель, вы поедете на ней. Закружилась
карусель – все быстрей, быстрей, быстрей. Карусель остановилась, что же здесь
переменилось?» Круг замирает и водящий называет детей, стоящих прямо перед ним,
позади него, слева и справа. Затем выбирают нового водящего, и игра возобновляется.
Выигрывает тот водящий, который более правильно назовет месторасположение детей.
«Игра со сказкой»
Цель: развивать способность занимать позицию другого, учитывать его точку зрения.
Ход игры: Играющие выбирают сказку, хорошо знакомую всем игрокам. Водящий
говорит каждому игроку на ухо, каким персонажем данной сказки тот будет. Первый
игрок начинает рассказывать сказку от имени своего героя и рассказывает до тех пор,
пока другие не догадаются, кто он. Тогда следующий продолжает с того места, где
остановился первый, и так до последнего игрока.
2Примечание: Усложнить игру можно, рассказывая сказку не от имени героев, а от
имени предметов, встречающихся в этой сказке.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
3