В консультации для родителей - И ДРАЧУН, И ЗАБИЯКА, И ЕЩЕ НЕ ЗНАЮ КТО..., говорится о том, что как фиксированная форма поведения, агрессивность закрепляется тогда, когда малыш не ощущает со стороны родителей ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Если Ваш ребенок агрессивен, лишний раз задумайтесь, действительно ли все благополучно у Вас в семье.В консультации для родителей - И ДРАЧУН, И ЗАБИЯКА, И ЕЩЕ НЕ ЗНАЮ КТО..., говорится о том, что как фиксированная форма поведения, агрессивность закрепляется тогда, когда малыш не ощущает со стороны родителей ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Если Ваш ребенок агрессивен, лишний раз задумайтесь, действительно ли все благополучно у Вас в семье.
Психология для родителей.
И ДРАЧУН, И ЗАБИЯКА, И ЕЩЕ НЕ ЗНАЮ КТО...
(Несколько слов об агрессивном ребенке)
Наконецто Вы примирились с кризисом и упрямством в ожидании лучших времен и
вдруг... снова подводные рифы... еще хуже кризиса и упрямства в тысячу раз.
Малыш преподносит Вам новые сюрпризы. И где только взять выдержку и терпение,
чтобы эти сюрпризы принять.
Вчера он потребовал для игры хрустальную вазу, взял нож, чтобы подточить
карандаш. Вы начали объяснять ему, что это нельзя. А он, не слушая объяснений, как
закричит, как затопает ногами... Весь покраснел, волосы стали мокрыми... Залился слезами
и бросился на пол...
А сегодня, когда сестра не разрешила ему самому налить в стакан чай, он как
набросится на нее, дернул за косу и начал царапаться, словно котенок, выкрикивая злые
слова.
Все в доме возбуждены и очень встревожены. Никто не знает, как надо вести себя с
ним: наказывать или не обращать на это внимания. И как вообще теперь относиться ко
всем его просьбам и пожеланиям.
Дать вазу тотчас же разобьет, дать нож порежется, а кипятком просто обварится.
Все запретишь станет неуправляемым. Как быть? Что делать? И есть ли выход из этого
тупика?
Конечно, есть, и наиболее простой в тех случаях, когда такое поведение малыша
связано только с его возрастными особенностями, а не с какимито психическими
отклонениями. Но прежде чем отыскать его, попробуем разобраться, с чем связана
агрессивность ребенка? Не удивляйтесь именно агрессивность. И ничего ужасного в этом
нет, когда она проявляется под влиянием сопутствующих ей обстоятельств. Любой из нас,
даже самый воспитанный, в ответ на конфликтную ситуацию, опасность, обиду и
нескрываемую враждебность может стать агрессивным. Но взрослым дано управлять
своими эмоциями и прятать их гдето в себе, в глубине. Ребенку в три года еще
невозможно свое недовольство запрятать в себе. Он весь нараспашку. Он просто еще не
может свое поведение регулировать социальными нормами и волевыми усилиями. Его не
заботит, как он будет выглядеть в глазах окружающих, так бурно высказывая свое
недовольство при Вашем отказе немедленно сделать все то, что он хочет. Ему непонятна
невыполнимость желания. Он искренне убежден, что справится сам. А Вы ограничиваете
это желание и тоже убеждены: он с этим не справится, он еще мал...
Так зреет конфликт, и разрядка его агрессия малыша. И вот он кричит, визжит и
кусается, дерется не только с детьми, но даже со взрослыми.
Как стыдно, как неудобно... И Вы начинаете «сражаться» с ним, чтобы добиться
победы. Ругаете, даже бьете, пусть тоже почувствует боль.
Запомните, воспитание это не поле боя. И, став родителями, Вам, прежде всего
необходимо знать, что в раннем возрасте один из главных путей познания мира обычное
подражание, и подражает ребенок взрослым. Вы бьете его, он Вам отвечает, считая, что
это дозволено. А может, вообще драчливость у малыша возникла как подражание.
Наверное, однократные попытки агрессивного поведения встречаются у многих
детей. От Вас зависит, чтобы попытка не превратилась в закономерность. Поэтому станьте
1на минутку психологом. Вспомните, что в три года ребенок эмоционально лабилен и не
стремится любыми путями к цели, он может менять ее, лишь бы было на что, особенно
если отвлечь его чемто ему интересным. А это возможно придумать всегда.
К примеру, он просит хрустальную вазу. Как только он выскажет это желание, не
превращайте его в неисполнимое. А лучше разочарованно махнув на вазу рукой, взять
ее со стола и поднести к нему, искренне сетуя, что она тяжела, велика и с ней невозможно
играть. Как только малыш прикоснется к ней, верните ее на стол и тут же, без
промедления, не давая ему опомниться, переключите его желание в новое русло. Возьмите
карандаш и вместе с ним нарисуйте другую вазу, вырежьте ее и превратите в новую
игрушку, придумывая на ходу какуюнибудь занимательную историю про эту вазу.
Подхватывая Ваши мысли и фантазируя вместе с Вами, малыш забудет о настоящей вазе и
прежнем своем желании.
Когда же вместо «отвлекающего маневра» звучит категоричное «нет» и весь Ваш вид
подчеркивает несостоятельность его желаний, ребенок полон обиды, считая, что Вы
относитесь к нему как к маленькому. И он отстаивает свои права любой ценой. Он
выделяет и фиксирует именно это желание и превращает его в самую большую
необходимость для данного момента. Теперь все Ваши отвлекающие мероприятия
запоздалые и не помогут.
В три года агрессивное поведение ребенка это не чистая агрессивность, скорее, это
разновидность реакции протеста против взрослых. И если Вы за это накажете малыша
реакция протеста нарастает. Теперь все будет делаться «назло», конфликт затянется.
Когда же Вы не выдержите и сдадитесь, ребенок быстро сообразит, каким путем
достиг победы. И стиль такого поведения закрепится надолго. Поэтому не забывайте о
«золотой середине».
В три года Ваш малыш способен «атаковать» обидчика не рассуждая, немедленно. В
четырепять лет ребенок, прежде чем лезть в драку, способен объясниться и выразить
протест. Он уже контролирует эмоции и чувства, учитывая нормы окружающей среды.
Теперь малыш способен агрессивность направить в игровую форму: он то солдат,
стреляющий в противника, то вдруг милиционер, преследующий грабителя. Он понимает,
что агрессивность причиняет боль другим, и весь свой гнев на близких взрослых и детей
пытается перевести в игру.
В пятьшесть лет агрессивный характер поведения уже как специфическая форма
взаимоотношения ребенка с другими окружающими его людьми, особенно со
сверстниками, свидетельствующая о нарушении социальных контактов с ними.
И снова надо задуматься: почему? Виноваты ли только насмешки детей или это
связано с глубинными пластами отношений в семье? Что тревожит и беспокоит ребенка?
Или это просто гиперактивность?
А может быть. Ваша любовь носит только «оценочный» характер: он люб Вам, когда
хорош, красив и умен. Такая любовь подрывает веру ребенка в искренность Вашей любви.
Он хочет, чтобы Вы любили его со всеми недостатками. Говоря об агрессивности
дошкольников, надо помнить, что источник ее как в индивидуальновозрастных
особенностях ребенка, так и в социальных факторах среды.
Как фиксированная форма поведения, агрессивность закрепляется тогда, когда
малыш не ощущает со стороны родителей ни нежности, ни любви и мечтает хоть какимто
способом привлечь к себе внимание.
2Если Ваш ребенок агрессивен, лишний раз задумайтесь, действительно ли все
благополучно у Вас в семье.
Когда все благополучно, постарайтесь вспомнить, не было ли романтических
проявлений чувств у дочери к отцу, у сына к матери. Может, это просто скрытое
соперничество детей к родителям: дочки к матери, сына к папе.
Если в это время у Вас родился второй ребенок, задумайтесь, не в этом ли
первопричина всего. Может быть. Ваш первенец почувствовал себя уже ненужным семье.
Ведь все дети с трех лет способны на чувства и страсти... на зависть, ревность... и
неадекватным поведением выплескивают все наружу. Ревность тоже порождает агрессию.
Обязательно понаблюдайте, как играет малыш со сверстниками, не третируют ли они
его бесконечными насмешками, ранящими самолюбие, особенно когда ребенок
единственный и не умеет дать сдачи. Как правило, беспомощны только первенцы.
Если агрессивное поведение у малыша появилось после поступления в дошкольное
учреждение, то ищите источник там.
КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ
• Первым делом нащупать все болевые точки в семье.
• Нормализовать семейные отношения.
• Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что
ребенок, подражая, видит все.
• Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
• Чтото требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы
это видеть.
• Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в
другое русло.
• Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
• Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при
поступлении в детский сад.
• При драчливости ребенка главное не разъяснить, а предотвратить удар.
• Помнить, что и слово может ранить малыша.
• Понимать ребенка!
КАК НЕ НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С АГРЕССИВНЫМ
РЕБЕНКОМ
• Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка
взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его
общение с внешним миром.
• Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая
его.
• Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень).
Не забывайте, что агрессивность это следствие враждебности, а воспитательные
мероприятия не орудия сражения.
• Позволять ребенку даже нарочно стрелять во взрослых игрушечным пистолетом.
• Учить мучить домашних животных.
• Преднамеренно разжигать романтические чувства к одному из родителей.
• Все время подчеркивать и напоминать, что новорожденный лучше его.
• Культивировать вражду между ним и сверстниками.
3• Оскорблять достоинство малыша грубыми словами.
• Не любить его или любить только «оценочной» любовью.
Подготовлено педагогомпсихологом: Бондарь Еленой Михайловной.
4