В консультации для родителей - Как отучить ребёнка грызть ногти, говорится о том, что обычно люди считают, что привычка грызть ногти - это проявление нервозности. Такое представление вполне справедливо, но этого мало, чтобы объяснить явление в целом. В самом деле, почему ребенок грызет ногти, а не какой-то предмет, оказавшийся под рукой? О чем еще, кроме нервозности, может говорить эта привычкаВ консультации для родителей - Как отучить ребёнка грызть ногти, говорится о том, что обычно люди считают, что привычка грызть ногти - это проявление нервозности. Такое представление вполне справедливо, но этого мало, чтобы объяснить явление в целом. В самом деле, почему ребенок грызет ногти, а не какой-то предмет, оказавшийся под рукой? О чем еще, кроме нервозности, может говорить эта привычка
Консультация для родителей.
Как отучить ребёнка грызть ногти?
Обычно люди считают, что привычка грызть ногти это проявление нервозности. Такое
представление вполне справедливо, но этого мало, чтобы объяснить явление в целом. В самом
деле, почему ребенок грызет ногти, а не какойто предмет, оказавшийся под рукой? О чем еще,
кроме нервозности, может говорить эта привычка?
1. Ребенку просто приятно грызть ногти, это доставляет ему физическое удовольствие.
Очень возможно, что это удовольствие как бы суррогат других более приятных действий, ему
недоступных. Чтобы избавить ребенка от этой привычки, надо предложить ему другое занятие,
более удовлетворяющее его.
2. Эта привычка вновь возвращает его в детство. Иными словами, держа палец во рту,
ребенок производит знакомое с младенчества движение. Он как бы хочет сказать, что период
младенчества до сих пор очень важен для него и в какомто смысле он еще не готов к более
взрослой жизни.
3. Привычка грызть ногти дает выход агрессивности ребенка. Он злит тем самым
родителей, даже если иногда делает себе больно. Поэтому зачастую сам по себе подобный
поступок проявление враждебности. Глагол «грызть» выражает именно это понятие.
4. В душе его заложен мощный импульс, побуждающий его грызть ногти, чем он и
освобождает себя от груза агрессивных стимулов. Насколько легко возникает у малыша
подобная привычка, настолько же трудно ему избавиться от нее. Угрозы, награды, наказания и
все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются!
Не делайте никаких замечаний ребенку. Не потому, что они вообще совсем не нужны, а
потому, что прежде необходимо понять причины, породившие эту привычку. Они же кроются в
чувствах ребенка. Как мы уже сказали, привычка грызть ногти это попытка избавиться от
напряженности и психологического дискомфорта с помощью какогото незначительного
действия. Это как бы выход задавленной агрессивности, в то же время доставляющий
удовольствие.
Если мы хотим исправить положение, мы должны сделать все возможное, чтобы изменить
отношение ребенка ко всем привлекательным моментам, связанным с грызением ногтей.
1. Приятный момент. Хотя мы не всегда в состоянии «переключить» пальцы ребенка на
другие, не менее приятные занятия в ту самую минуту, когда он собирается грызть ногти, мы
всетаки можем сделать его жизнь более веселой, если устраним некоторые из самых главных
причин напряженности, угнетающей малыша.
2. Момент ребячества. Факт возвращения ребенка к детским привычкам должен
подсказать нам, что мы не сумели вызвать у него желание расти.
3. Агрессивный момент. Здесь нужно, вопервых, не придавать большого значения
агрессивности ребенка, а это означает, что надо изменить и собственное поведение; вовторых,
позволять ему иногда свободно выразить свой гнев и свою враждебность. Втретьих, поощрять
социально приемлемые формы проявления враждебности и при случайных домашних ссорах и
вовремя игр в «воров и полицейских», «ковбоев» и «индейцев», на спортивных соревнованиях.
4. Принудительный момент. Если следовать предлагаемым выше рекомендациям, сам
собой найдется выход из положения.
Отучить ребенка грызть ногти гораздо легче, когда эта привычка только появилась, чем
спустя несколько лет. К сожалению, большинство из нас слишком хорошо понимает это и
потому спешит чтото предпринять как можно быстрее. Но тут самое главное не
переусердствовать, а действовать правильно, то есть не спеша, спокойно и в полной
уверенности, что все будет хорошо. Разумеется, если бы мы и во всех других отношениях вели
бы себя столь же разумно, очень возможно, дурная привычка и не появилась бы у ребенка. Но
поскольку мы не можем переделать себя даже из любви к своему ребенку, попытаемся хотя бы
сделать следующее по значимости усилие умерим нашу склонность наказывать ребенка.Материал подготовлен педагогом психологом – Е.М.Бондарь