В данной консультации содержаться информация о показателях готовности ребёнка к школе:умение регулировать свое поведение,мотивационная готовность, интелектуальная готовность. Родителям предлагается список заданий для самостоятельной проверки знаний ребенка. Так же перечислены факторы риска на которые следует обратить вниманиесли при подготовке ребёнка к школе. Подобраны упражнения для развития произвольной внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, мелкой моторики.
Консультацию подготовила
Педагог- психолог Кужлева Л.С.
Как подготовить ребенка к школе
Подготовка к школе - это важный период не
только для ребенка , но и для его родителя. Как
определить готовность ребенка к школьной жизни?
Как определить ,не слишком ли рано вы отдаете
малыша в школу или на оборот не стоит ли сделать
это пораньше в его конкретном случае? Как научить его общаться со сверстниками и
учителем? Много вопросов ,ответы на которые вы сможете найти здесь. Давайте
поговорим ,что такое готовность к школе. Многие родители считают ,что это умение
считать и писать печатными буквами .Конечно это хорошо ,но это не является
показателем готовности к школе.
С психологической точки зрения важно не умение читать и писать, а умение
слушать учителя и выполнять правила.
Важно уметь регулировать свою деятельность .
Иметь мотивационную готовность к школе. Стремиться к общественно значимой и
общественно оцениваемой деятельности.
Обладать общей осведомленностью, уметь сравнивать ,анализировать ,общаться.
Иметь достаточную развитость моторики рук.
Ребенок который не умеет выполнять требования учителя ,потому ,что не
научился выполнять требования родителей и воспитателей в детском саду скорей всего
назовут в школе « трудным».Если вы хотите научить ребенка слушаться и развивать
умение следовать правилам .Вам необходимо начать играть с ребенком это могут быть
обыкновенные игры. Например семья , больница и т.д. Ведь именно в подобных играх
надо следовать правилам и согласовывать свои действия с окружающими. Если у
ребенка не получается следовать правилам – это тревожный сигнал и может повлиять
на формирование умения общаться со сверстниками. Научить выполнять правила
достаточно легко Чаще играйте с ребенком в настольные игры, игры должны
соответствовать возрасту ребенка слишком простые заставят скучать ,а очень сложные
навсегда отобьют интерес.
Общая осведомленность – это показатель того ,что ребенку свойственна
любознательность и он обладает некой картиной мира. Больше разговаривайте с
ребенком ведь ваши ответы на вопросы это один из основных источников познания
мира. Ведь чем понятнее вы будете отвечать на вопросы, тем лучше он будет усваивать
новый материал.
Мотивационная готовность к школе начинает формироваться с любви к себе,
важно чтобы не погасло стремление быть лучше ,чем вчера .Хорошо если ребенок
чувствует вашу любовь и поддержку, это предает ему уверенности в собственных силах.
Если родители испытывают излишнюю тревожность по поводу обучения ребенка ,то это
состояние передается и ему самому ,что зачастую отрицательно влияет на
успеваемость. Чтоб мотивировать ребенка вы и сами должны позитивно относиться
этому этапу в вашей жизни. Вспомните все что вы говорили ребенку о школе « Когда тыпойдешь в школу я куплю тебе красивый портфель ,карандаши и форму, тебе будет
очень интересно , ты встретишь там новых друзей, ты узнаешь много нового и
интересного, школа - это будет твоя работа. Ваше уравновешенное и позитивное
отношение к будущей школе, реальные требования к успешности ребенка , оптимизм и
рассказы о школьной жизни ,высокий интерес к познанию окружающего мира и
осознание ,что любая ошибка это не страшно, ее можно исправить – все это создает
хорошую мотивацию вашему ребенку.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
Диагностику готовности к обучению проводит психолог в подготовительных группах
дважды в год. Первый раз в начале учебного года ,что позволяет выявить те или иные
сложности с которыми сталкивается ребенок и устранить их в течение учебного года .А
второй раз, заключительный, в конце. Вы сможете получить подробную информацию , о
проведенной диагностики у психолога в удобное для вас время.
Проверить знания ребенка можно и самостоятельно . Для этого вам
необходимо знать некоторые правила.
1.Не натаскивайте ребенка на выполнение тестовых заданий, это не поможет увеличить
общий уровень психологического развития.
2.Обследование ребенка проводить лучше в игре, обстановка должна быть
доброжелательной и располагать к общению.
3.Не проводите обследование после болезни.
4.Убедитесь в том, что ребенок слушает вас и готов выполнять задание.
Беседа с ребенком позволяет не только оценить общий запас знаний, но и
сформированность логического мышления : способность классифицировать различные
предметы и явления ,отмечать различия и сходство. Помните ребенок может выбрать
для определения различия и сходства нестандартный показатель ,важно чтоб он умел
обосновать свой выбор.
Вот примеры заданий, которые вы можете выполнить с ребенком.
1.Поговорите с ребенком . Ребенок должен знать Ф.И.О. всех членов семьи ,домашний
адрес ,род деятельности родителей, дни недели ,времена года .дату своего рождения.Эти вопросы помогут вам оценить не только знания но и словарный запас ,правильность
и грамотность речи.
Для проведения диагностики вам понадобятся различные картинки .
2.Какой предмет лишний?
3.Где нарисованы столовые приборы?
4.На какой картинке больше предметов ?
5.Назови времена года и их признаки?
6.Сколько ног у 2 кошек ? ( у кошки лапы ,8)
7.Продолжи ряд. Внимательно посмотри из каких фигур и в кокой последовательности
нарисована цепочка. ( не более 5 символов).
Один из показателей готовности к обучению сформированность образного мышления
8. Кубики Никитина, уникуб , собери рисунок из различных частей ( 7 -9
фрагментов),скопируй рисунок с образца.
Даже при самых отрицательных результатах нельзя упрекать ребенка и жаловаться на
него родственникам или друзьям. Если вы обнаружили проблемы в знаниях ребенка не
упрекайте его а подумайте ,чем вы можете помочь.
ПЕРЕЧИСЛИМ ФАКТОРЫ РИСКА НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИ
ПРИ ПОДГОТОВКИЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.
1.Деятельность и общее развитие. Факторы риска.
_ Неспособность понять инструкцию ,и трудности в выполнении задания даже с
помощью взрослого .
_ Хаотичность , неспособность организовать свою работу
_ Частые отвлечения во время выполнения заданий .не способность удерживать
внимание даже в течение 5 – 7 минут.
_ Негативная реакция на неудачу ( слезы , отказ от работы)
_ Низкий запас знаний
_ Трудности вербально – логического и вербально - образного мышления
_ Низкий уровень развития памяти.
Особое внимание следует обратить на:
_ Умение слышать и воспринимать обращенную речь.
_ Умение объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения
задания. .
2. Развитие координации движений и графических умений. Факторы риска
_ Неловкость при выполнении задания.
_ Неспособность выполнить задание.
_ Низкий уровень координации движений пальцев.
_ Неспособность чертить вертикальные и горизонтальные линии.
_ Неровность, неточность штрихов.
_ Тремор.3.Зрительное восприятие. Факторы риска.
_ Затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их
сочетаний.
_ Неточность копирования ( нарушение соотношения элементов и фигур, направление
штрихов, размерности ,наклона.)
Понимание это самая главная помощь, которую должен рассчитывать ребенок
. Он должен чувствовать поддержку и внимание к его проблемам, верить ,что здесь его
поймут. Ребенку нужен опыт самостоятельной работы! Не стойте над ним. Таким
образом, вы лишь развиваете в нем чувство беспомощности. Знайте ,что ваши
замечания отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности.
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ПРАВИЛЬНО
1.Развитие произвольного внимания.
_ Слушаем тишину .В течение 3 минут все слушаем тишину. Затем обсуждаем кто ,что
слышал.
_ Попросите ребенка измерить внутреннее время, ровно 1 минуту ,когда минута
пройдет , попросите ребенка поднять руку ,а сами отслеживайте время с помощью
секундомера. Эта игра поможет вам не только развивать память ребенка ,но узнать
внутренний темп ребенка.
_ Для этой игры вам понадобятся старые журналы или газеты .В течение 5 минут
ребенок должен зачеркивать любую букву в тексте например «а» .В течении следующих
5 минут дайте ребенку возможность проверить себя.
_ Четыре стихии. В эту игру лучше играть с небольшой группой детей .Все игроки
располагаются по кругу. Каждая стихия имеет свое значение ( земля – руки вниз, небо –
руки вверх, огонь – приседание, вода – прыжок вверх). Когда вы называете стихию
дети должны выполнять движение ,которое соответствует этой фигуре.
_ Для этой игры вам понадобиться тетрадь в клеточку и простой карандаш. Перед
ребенком чистый лист бумаги в клеточку ,это поле по которому будет путешествовать
жук. Двигается он только по команде и по правилам вверх, вниз, вправо и влево, только
на одну клеточку . Вы будете задавать направление жуку ,а ребенок сможет отобразить
маршрут на бумаге с помощью карандаша.
Внимание - это не простой процесс и если вы хотите достичь желаемого результата,
вам необходимо знать следующее:
1. Научите ребенка планировать свой день.
2.
должно быть лишних предметов ,которые могут отвлекать от занятий.
3. Не забывайте о гигиене умственного труда вашего ребенка, нормальном освещении
и температуре.
Ребенок должен уметь организовать свое рабочее пространство, на столе не
2.Развитие памяти.
Игры и упражнения помогут вам развить память будущего первоклассника._ Прочитайте ребенку ряд из 8 -7 слов не связанных по смыслу друг с другом, второй
раз ряд читается не полностью, ребенок должен определить какого слова не хватает.
_ Жил был кот…. Упражнение заключается в составлении ряда определений к
существительному. Каждый из участников повторяет предыдущий ряд, и добавляет
свое определение. Например «Это был красивый кот…», « Это был красивый пушистый
кот…», « Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами…»
_ Игра прятки .Возьмите несколько мелких предметов Это могут быть небольшие
игрушки,
украшения (кольца, пряжки , заколки) всевозможные пуговицы,
металлические предметы ( гайки ,шурупы).Все это разложите на столе перед
ребенком .Попросите его закрыть глаза и дайте ему в руки один из предметов ,он
должен его ощупать двумя руками и отдать вам. Вы помещаете этот предмет к
остальным. Ребенок открывает глаза и старается найти предмет ,который держал в
руках.
3.Развиваем мышление.
Мышление - это умение проецировать действия и поступки в сознании.
_ Игра придумай слово. Придумай слово с заданной буквой: а)Начинаем на букву « а»;
б) оканчивается на букву « т»; в) в котором 3 от начала буква « с» .
_ Предложите ребенку перечислить объекты с заданными признаками : а )бывает
красное и зеленое .Ответов может быть много например : листья, платья, яблоки и т.д.
Задача ребенка дать, как можно больше вариантов ответа
_ Бег ассоциаций. Первый ребенок придумывает слово, второй тоже придумывает
слово , а задача третьего придумать с этими словами предложение. Составленное
предложение должно иметь смысловую нагрузку.
_ Ребенок продолжает начатую фразу .Нужно продолжить начатую фразу словами « из
– за того что…» , « потому что…» Например :Сегодня я очень замерз ,потому ,что … на
улице мороз…долго гулял… забыл одеть свитер…. У мамы хорошее настроение, потому,
что…
_ Назови одним словом предметы .Например вилка, ложка, нож – это…,дождь , снег ,
мороз , - это… рука ,нога, голова – это … и т. д.
4.Развиваем восприятие.
Развитие восприятия – это сформированность у ребенка правильного представления об
окружающих его предметах и явлениях.
_ Дайте ребенку рассмотреть какой ни будь предмет , например кубик и попросите его
нарисовать точно такой же ,в полную величину. Оцените результат сравнивая рисунок и
предмет. Нарисуйте на листе линии, разной длены и попросите ребенка определить их
длину. Проверить правильность ответа можно с помощью линейки.
_ Почувствуй время. В эту игру можно играть всей семьей .Ведущий предлагает всем
устроиться по удобней и говорит следующее « Когда я скажу «начали»,вы начинаетечувствовать время. «Когда скажу «достаточно» вы по очереди мне скажите, сколько
времени прошло». Обычно засекают 1 – 2 минуты. Побеждает тот ,кто назвал время
более точно.
5.Развиваем воображение
Воображение – это способность видеть несуществующее .Это могут быть фантазии о
предстоящих делах. Ребенку очень важно уметь воображать. Это способствует
развитию личности, стимулирует умственную деятельность.
_ Дорисуй. Предъявите ребенку контуры элементов предметов, например
односторонний силуэт елки, кружок – голова с двумя ушами , могут быть и простые
геометрические фигуры. Попросите ребенка дорисовать незаконченный предмет.
_ На что похоже?
1)Разглядывание облаков,
2) Свеча капает в воду.
3)Мороз на стекле.
_ Измените известную сказку .
1)Замените сюжет, сохраняя прежних героев
2)Замените героев ,сохраните сюжет.
3) Измените характер героев .
6. Развиваем моторику.
Развитие мелкой моторики способствует улучшению таких высших свойств детского
сознания, как внимание мышление , координация движения ,воображение, речь.
Развитие моторики необходимо ,потому, что в будущем вашему ребенку предстоит
выполнять большое количество разнообразных учебных действий.
_ Развитию тонкой моторики способствуют такие занятия, как лепка, собирание
конструктора с мелкими деталями типа « Лего», вязание ,собирание мозаики,
бисероплетение, аппликация, вязание узлов.
_ Выполняйте пальчиковую гимнастику.
Вариант « Кошка». Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол,
затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу. Повторить 3 – 5 раз.
Кулачек – ладошка. Я иду как кошка.
7. Подготовка руки к письму.
Когда ребенок выполняет графические задания – Это раскрашивания, штриховка,
копирование, необходимо следить за тем ,как ребенок сидит, держит тетрадь и
карандаш. После того как вы научите ребенка правильно сидеть и держать карандаш
,можно преступать к выполнению графических заданий. В выполнении задания не
важна скорость и оббьем ,а важно качество выполнения .Продолжительность работы
должна составлять 3 – 5 минут ,после дайте ребенку отдохнуть, сделайте пальчиковую
гимнастику. Если у ребенка есть желание можете продолжать. Нет необходимости
переходить к новым заданиям ,если не отработаны старые. Например если ребенок не
может нарисовать ровную линию не
усложняйте узор ,пока не отработаетепредыдущий элемент. Не ставьте перед собой задачу научить ребенка писать – это
сложное занятие лучше оставить учителю ,а вот разукрашивать ,обводить,
штриховать ,срисовывать соединять точки вы можете и дома ,чем облегчите своему
ребенку такое сложное занятие как осваивание письма.
Вашего ребенка ждет новый этап в жизни и в ваших силах помочь ему в том ,чтобы
обучение стало для него не наказанием, а наградой .
Успехов!