консультация для родителей - как подготовить ребёнка к школе

  • Памятки
  • Работа с родителями
  • docx
  • 22.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной консультации содержаться информация о показателях готовности ребёнка к школе:умение регулировать свое поведение,мотивационная готовность, интелектуальная готовность. Родителям предлагается список заданий для самостоятельной проверки знаний ребенка. Так же перечислены факторы риска на которые следует обратить вниманиесли при подготовке ребёнка к школе. Подобраны упражнения для развития произвольной внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, мелкой моторики.
Иконка файла материала Как-подготовить-ребенка-к-школе.docx
Консультацию подготовила Педагог- психолог Кужлева Л.С. Как подготовить ребенка к школе Подготовка к школе - это важный период не только для ребенка , но и для его родителя. Как определить готовность ребенка к школьной жизни? Как определить ,не слишком ли рано вы отдаете малыша в школу или на оборот не стоит ли сделать это пораньше в его конкретном случае? Как научить его общаться со сверстниками и учителем? Много вопросов ,ответы на которые вы сможете найти здесь. Давайте поговорим ,что такое готовность к школе. Многие родители считают ,что это умение считать и писать печатными буквами .Конечно это хорошо ,но это не является показателем готовности к школе. С психологической точки зрения важно не умение читать и писать, а умение слушать учителя и выполнять правила. Важно уметь регулировать свою деятельность . Иметь мотивационную готовность к школе. Стремиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Обладать общей осведомленностью, уметь сравнивать ,анализировать ,общаться. Иметь достаточную развитость моторики рук. Ребенок который не умеет выполнять требования учителя ,потому ,что не научился выполнять требования родителей и воспитателей в детском саду скорей всего назовут в школе « трудным».Если вы хотите научить ребенка слушаться и развивать умение следовать правилам .Вам необходимо начать играть с ребенком это могут быть обыкновенные игры. Например семья , больница и т.д. Ведь именно в подобных играх надо следовать правилам и согласовывать свои действия с окружающими. Если у ребенка не получается следовать правилам – это тревожный сигнал и может повлиять на формирование умения общаться со сверстниками. Научить выполнять правила достаточно легко Чаще играйте с ребенком в настольные игры, игры должны соответствовать возрасту ребенка слишком простые заставят скучать ,а очень сложные навсегда отобьют интерес. Общая осведомленность – это показатель того ,что ребенку свойственна любознательность и он обладает некой картиной мира. Больше разговаривайте с ребенком ведь ваши ответы на вопросы это один из основных источников познания мира. Ведь чем понятнее вы будете отвечать на вопросы, тем лучше он будет усваивать новый материал. Мотивационная готовность к школе начинает формироваться с любви к себе, важно чтобы не погасло стремление быть лучше ,чем вчера .Хорошо если ребенок чувствует вашу любовь и поддержку, это предает ему уверенности в собственных силах. Если родители испытывают излишнюю тревожность по поводу обучения ребенка ,то это состояние передается и ему самому ,что зачастую отрицательно влияет на успеваемость. Чтоб мотивировать ребенка вы и сами должны позитивно относиться этому этапу в вашей жизни. Вспомните все что вы говорили ребенку о школе « Когда тыпойдешь в школу я куплю тебе красивый портфель ,карандаши и форму, тебе будет очень интересно , ты встретишь там новых друзей, ты узнаешь много нового и интересного, школа - это будет твоя работа. Ваше уравновешенное и позитивное отношение к будущей школе, реальные требования к успешности ребенка , оптимизм и рассказы о школьной жизни ,высокий интерес к познанию окружающего мира и осознание ,что любая ошибка это не страшно, ее можно исправить – все это создает хорошую мотивацию вашему ребенку. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. Диагностику готовности к обучению проводит психолог в подготовительных группах дважды в год. Первый раз в начале учебного года ,что позволяет выявить те или иные сложности с которыми сталкивается ребенок и устранить их в течение учебного года .А второй раз, заключительный, в конце. Вы сможете получить подробную информацию , о проведенной диагностики у психолога в удобное для вас время. Проверить знания ребенка можно и самостоятельно . Для этого вам необходимо знать некоторые правила. 1.Не натаскивайте ребенка на выполнение тестовых заданий, это не поможет увеличить общий уровень психологического развития. 2.Обследование ребенка проводить лучше в игре, обстановка должна быть доброжелательной и располагать к общению. 3.Не проводите обследование после болезни. 4.Убедитесь в том, что ребенок слушает вас и готов выполнять задание. Беседа с ребенком позволяет не только оценить общий запас знаний, но и сформированность логического мышления : способность классифицировать различные предметы и явления ,отмечать различия и сходство. Помните ребенок может выбрать для определения различия и сходства нестандартный показатель ,важно чтоб он умел обосновать свой выбор. Вот примеры заданий, которые вы можете выполнить с ребенком. 1.Поговорите с ребенком . Ребенок должен знать Ф.И.О. всех членов семьи ,домашний адрес ,род деятельности родителей, дни недели ,времена года .дату своего рождения.Эти вопросы помогут вам оценить не только знания но и словарный запас ,правильность и грамотность речи. Для проведения диагностики вам понадобятся различные картинки . 2.Какой предмет лишний? 3.Где нарисованы столовые приборы? 4.На какой картинке больше предметов ? 5.Назови времена года и их признаки? 6.Сколько ног у 2 кошек ? ( у кошки лапы ,8) 7.Продолжи ряд. Внимательно посмотри из каких фигур и в кокой последовательности нарисована цепочка. ( не более 5 символов). Один из показателей готовности к обучению сформированность образного мышления 8. Кубики Никитина, уникуб , собери рисунок из различных частей ( 7 -9 фрагментов),скопируй рисунок с образца. Даже при самых отрицательных результатах нельзя упрекать ребенка и жаловаться на него родственникам или друзьям. Если вы обнаружили проблемы в знаниях ребенка не упрекайте его а подумайте ,чем вы можете помочь. ПЕРЕЧИСЛИМ ФАКТОРЫ РИСКА НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИ ПРИ ПОДГОТОВКИЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. 1.Деятельность и общее развитие. Факторы риска. _ Неспособность понять инструкцию ,и трудности в выполнении задания даже с помощью взрослого . _ Хаотичность , неспособность организовать свою работу _ Частые отвлечения во время выполнения заданий .не способность удерживать внимание даже в течение 5 – 7 минут. _ Негативная реакция на неудачу ( слезы , отказ от работы) _ Низкий запас знаний _ Трудности вербально – логического и вербально - образного мышления _ Низкий уровень развития памяти. Особое внимание следует обратить на: _ Умение слышать и воспринимать обращенную речь. _ Умение объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания. . 2. Развитие координации движений и графических умений. Факторы риска _ Неловкость при выполнении задания. _ Неспособность выполнить задание. _ Низкий уровень координации движений пальцев. _ Неспособность чертить вертикальные и горизонтальные линии. _ Неровность, неточность штрихов. _ Тремор.3.Зрительное восприятие. Факторы риска. _ Затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний. _ Неточность копирования ( нарушение соотношения элементов и фигур, направление штрихов, размерности ,наклона.) Понимание это самая главная помощь, которую должен рассчитывать ребенок . Он должен чувствовать поддержку и внимание к его проблемам, верить ,что здесь его поймут. Ребенку нужен опыт самостоятельной работы! Не стойте над ним. Таким образом, вы лишь развиваете в нем чувство беспомощности. Знайте ,что ваши замечания отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ПРАВИЛЬНО 1.Развитие произвольного внимания. _ Слушаем тишину .В течение 3 минут все слушаем тишину. Затем обсуждаем кто ,что слышал. _ Попросите ребенка измерить внутреннее время, ровно 1 минуту ,когда минута пройдет , попросите ребенка поднять руку ,а сами отслеживайте время с помощью секундомера. Эта игра поможет вам не только развивать память ребенка ,но узнать внутренний темп ребенка. _ Для этой игры вам понадобятся старые журналы или газеты .В течение 5 минут ребенок должен зачеркивать любую букву в тексте например «а» .В течении следующих 5 минут дайте ребенку возможность проверить себя. _ Четыре стихии. В эту игру лучше играть с небольшой группой детей .Все игроки располагаются по кругу. Каждая стихия имеет свое значение ( земля – руки вниз, небо – руки вверх, огонь – приседание, вода – прыжок вверх). Когда вы называете стихию дети должны выполнять движение ,которое соответствует этой фигуре. _ Для этой игры вам понадобиться тетрадь в клеточку и простой карандаш. Перед ребенком чистый лист бумаги в клеточку ,это поле по которому будет путешествовать жук. Двигается он только по команде и по правилам вверх, вниз, вправо и влево, только на одну клеточку . Вы будете задавать направление жуку ,а ребенок сможет отобразить маршрут на бумаге с помощью карандаша. Внимание - это не простой процесс и если вы хотите достичь желаемого результата, вам необходимо знать следующее: 1. Научите ребенка планировать свой день. 2. должно быть лишних предметов ,которые могут отвлекать от занятий. 3. Не забывайте о гигиене умственного труда вашего ребенка, нормальном освещении и температуре. Ребенок должен уметь организовать свое рабочее пространство, на столе не 2.Развитие памяти. Игры и упражнения помогут вам развить память будущего первоклассника._ Прочитайте ребенку ряд из 8 -7 слов не связанных по смыслу друг с другом, второй раз ряд читается не полностью, ребенок должен определить какого слова не хватает. _ Жил был кот…. Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет предыдущий ряд, и добавляет свое определение. Например «Это был красивый кот…», « Это был красивый пушистый кот…», « Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами…» _ Игра прятки .Возьмите несколько мелких предметов Это могут быть небольшие игрушки, украшения (кольца, пряжки , заколки) всевозможные пуговицы, металлические предметы ( гайки ,шурупы).Все это разложите на столе перед ребенком .Попросите его закрыть глаза и дайте ему в руки один из предметов ,он должен его ощупать двумя руками и отдать вам. Вы помещаете этот предмет к остальным. Ребенок открывает глаза и старается найти предмет ,который держал в руках. 3.Развиваем мышление. Мышление - это умение проецировать действия и поступки в сознании. _ Игра придумай слово. Придумай слово с заданной буквой: а)Начинаем на букву « а»; б) оканчивается на букву « т»; в) в котором 3 от начала буква « с» . _ Предложите ребенку перечислить объекты с заданными признаками : а )бывает красное и зеленое .Ответов может быть много например : листья, платья, яблоки и т.д. Задача ребенка дать, как можно больше вариантов ответа _ Бег ассоциаций. Первый ребенок придумывает слово, второй тоже придумывает слово , а задача третьего придумать с этими словами предложение. Составленное предложение должно иметь смысловую нагрузку. _ Ребенок продолжает начатую фразу .Нужно продолжить начатую фразу словами « из – за того что…» , « потому что…» Например :Сегодня я очень замерз ,потому ,что … на улице мороз…долго гулял… забыл одеть свитер…. У мамы хорошее настроение, потому, что… _ Назови одним словом предметы .Например вилка, ложка, нож – это…,дождь , снег , мороз , - это… рука ,нога, голова – это … и т. д. 4.Развиваем восприятие. Развитие восприятия – это сформированность у ребенка правильного представления об окружающих его предметах и явлениях. _ Дайте ребенку рассмотреть какой ни будь предмет , например кубик и попросите его нарисовать точно такой же ,в полную величину. Оцените результат сравнивая рисунок и предмет. Нарисуйте на листе линии, разной длены и попросите ребенка определить их длину. Проверить правильность ответа можно с помощью линейки. _ Почувствуй время. В эту игру можно играть всей семьей .Ведущий предлагает всем устроиться по удобней и говорит следующее « Когда я скажу «начали»,вы начинаетечувствовать время. «Когда скажу «достаточно» вы по очереди мне скажите, сколько времени прошло». Обычно засекают 1 – 2 минуты. Побеждает тот ,кто назвал время более точно. 5.Развиваем воображение Воображение – это способность видеть несуществующее .Это могут быть фантазии о предстоящих делах. Ребенку очень важно уметь воображать. Это способствует развитию личности, стимулирует умственную деятельность. _ Дорисуй. Предъявите ребенку контуры элементов предметов, например односторонний силуэт елки, кружок – голова с двумя ушами , могут быть и простые геометрические фигуры. Попросите ребенка дорисовать незаконченный предмет. _ На что похоже? 1)Разглядывание облаков, 2) Свеча капает в воду. 3)Мороз на стекле. _ Измените известную сказку . 1)Замените сюжет, сохраняя прежних героев 2)Замените героев ,сохраните сюжет. 3) Измените характер героев . 6. Развиваем моторику. Развитие мелкой моторики способствует улучшению таких высших свойств детского сознания, как внимание мышление , координация движения ,воображение, речь. Развитие моторики необходимо ,потому, что в будущем вашему ребенку предстоит выполнять большое количество разнообразных учебных действий. _ Развитию тонкой моторики способствуют такие занятия, как лепка, собирание конструктора с мелкими деталями типа « Лего», вязание ,собирание мозаики, бисероплетение, аппликация, вязание узлов. _ Выполняйте пальчиковую гимнастику. Вариант « Кошка». Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу. Повторить 3 – 5 раз. Кулачек – ладошка. Я иду как кошка. 7. Подготовка руки к письму. Когда ребенок выполняет графические задания – Это раскрашивания, штриховка, копирование, необходимо следить за тем ,как ребенок сидит, держит тетрадь и карандаш. После того как вы научите ребенка правильно сидеть и держать карандаш ,можно преступать к выполнению графических заданий. В выполнении задания не важна скорость и оббьем ,а важно качество выполнения .Продолжительность работы должна составлять 3 – 5 минут ,после дайте ребенку отдохнуть, сделайте пальчиковую гимнастику. Если у ребенка есть желание можете продолжать. Нет необходимости переходить к новым заданиям ,если не отработаны старые. Например если ребенок не может нарисовать ровную линию не усложняйте узор ,пока не отработаетепредыдущий элемент. Не ставьте перед собой задачу научить ребенка писать – это сложное занятие лучше оставить учителю ,а вот разукрашивать ,обводить, штриховать ,срисовывать соединять точки вы можете и дома ,чем облегчите своему ребенку такое сложное занятие как осваивание письма. Вашего ребенка ждет новый этап в жизни и в ваших силах помочь ему в том ,чтобы обучение стало для него не наказанием, а наградой . Успехов!