Консультация для родителей - Как помочь наладить общение со сверстниками.

  • Лекции
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Как помочь наладить общение со сверстниками, говорится о том, что интерес к другим детям начинает появляться у ребенка очень рано - уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако этот интерес неустойчив, детские контакты мимолетны, ребенок легко отвлекается и забывает о «новом знакомом». Примерно до полутора лет ребенок относится к сверстнику скорее как к живой игрушке, чем партнеру по общению, на смену обращению со сверстником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия, другой ребенок все чаще воспринимается как партнер по взаимодействию. К концу второго года между детьми возникает особый род контактов - эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям сверстника.В консультации для родителей - Как помочь наладить общение со сверстниками, говорится о том, что интерес к другим детям начинает появляться у ребенка очень рано - уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако этот интерес неустойчив, детские контакты мимолетны, ребенок легко отвлекается и забывает о «новом знакомом». Примерно до полутора лет ребенок относится к сверстнику скорее как к живой игрушке, чем партнеру по общению, на смену обращению со сверстником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия, другой ребенок все чаще воспринимается как партнер по взаимодействию. К концу второго года между детьми возникает особый род контактов - эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям сверстника.
Иконка файла материала 4.2 +Как помочь наладить общение со сверстниками.doc
Психология для родителей.  Как помочь наладить общение со сверстниками Интерес к другим детям начинает появляться у ребенка очень рано ­ уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у  мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако этот интерес  неустойчив, детские контакты   мимолетны,   ребенок   легко   отвлекается   и   забывает   о   «новом   знакомом».   Ситуация меняется, когда малыш начинает делать первые шаги и расстается с прогулочной коляской. Теперь его начинает  неудержимо тянуть туда, где играют дети. Но вот он оказывается рядом с ними на детской площадке или в яслях, и начинаются проблемы: кто­то дернет за волосы, кто­то наступит на него, проходя мимо, или отберет игрушку. При этом негодование и плач «соседа по песочнице» часто оставляют ребенка равнодушным или вызывают у него искреннее удивление. Подобное   обращение   с   ровесником   объясняется   несколькими   причинами.   Психологи установили, что примерно до полутора лет ребенок относится к сверстнику скорее как к живой игрушке,   чем   партнеру   по   общению.   Если  посадить   рядом   с   годовалым   малышом   куклу   и сверстника, можно увидеть любопытную картину: он поковыряет глаз у куклы, похлопает ее по голове ­ и повторит это же с ребенком. Он будет с любопытством ощупывать его одежду, пробовать обнимать его, прижимать  и совершать множество действий  чисто познавательного характера. Сверстник для него ­ всего лишь интересный объект для исследования. Почти до двух лет в детских   контактах   переплетаются   человеческие   и   предметные   отношения,   затрудняя полноценное   общение;   навыков   равноправного   взаимодействия   у   детей  пока   еще   нет.   Стоит одному из них взять игрушку, как сразу же возникает  конфликт.  Предмет заслоняет собой сверстника и становится яблоком раздора. Но постепенно отношение детей друг к другу меняется.  На смену обращению со сверст­ ником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия. Бурно нарастает инициатива в контактах, идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, отношение детей  друг к другу становится более внимательным и деликатным.  Другой ребенок все  чаще воспринимается   как   партнер  по   взаимодействию.  К   концу   второго   года  между   детьми возникает   особый   род   контактов   ­  эмоционально­практическое   общение.  Детям   доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям сверстника. Разглядывая   ровесника,   наблюдая   за   его  действиями   и   подражая   ему,   ребенок   как   бы смотрится   в   зеркало   на   самого   себя,   познавая  себя   со   стороны.   Покажите   малышу   2­3   лет фотографии плачущего, смеющегося или играющего ребенка ­ и он сразу же вспомнит эпизоды своей жизни, вызвавшие такие же эмоциональные состояния.             Помимо   чисто   эмоционального   общения   в   этом возрасте   постепенно   возникают   и   первые  детские контакты   по   поводу   предметов.   Они  пока   еще   очень просты по содержанию: играя рядом друг с другом, дети иногда обмениваются игрушками, подражают действиям сверстника.   Однако   подлинно   совместной  предметной игры еще не возникает.        Итак, на протяжении раннего возраста постепенно складывается   и   развертывается   общение   детей   со сверстниками.   И   всё   же   в   этот  период   детства потребность   общения   с   другими   детьми   не   является главной   для   ребёнка.  Как   только   между   детьми появляется игрушка, все внимание переключается на неё, и   на   смену   веселому   и   радостному   общению   часто приходит   ссора.   Малыши   пока   ещё   не   умеют распределять  свои   действия,   договариваться   друг   с   Потребность   в   действиях   с   предметами другом.оказывается для детей важнее общения со сверстниками. Однако, из этого вовсе не следует, что детские контакты не нужно поддерживать.  Это   тем   более   важно,   если   вы   собираетесь отдать своего малыша в ясли или он уже посещает их.  С чего следует начинать? Для самых маленьких детей  лучше всего организовать эмоциональные контакты, которые сопровождаются взглядами, в глаза друг другу, улыбками, поглаживаниями. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника. Малыши очень любят, когда мамы,  папы или бабушки  играют с ними  в ладушки, сороку­ ворону и другие игры за6авы. Их можно организовать и с несколькими детьми. Если к вам в гости пришли  друзья с  маленьким ребенком, уделите  несколько  минут  совместной игре с малышами. Сядьте вместе с ними  и поиграйте с каждым по очереди в сороку­ворону так, что ­бы дети могли наблюдать за вашей игрой. А затем организуйте эту же игру между детьми, помогая им водить пальчиками по ладошке друг друга, загибать их, побуждая повторять слова присказки. Повторите игру несколько раз. Точно так же можно поиграть и в другие подобные игры. Дети с удовольствием будут играть в «козу рогатую», «по узенькой дорожке», «цап!», прятки, догонялки. Все это будет способствовать   установлению   доброжелательных   отношений   между   детьми,   развитию   умения координировать действия. Очень   интересны   детям  и   полезны   подвижные   игры,   которые   предполагают   совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с малышами (два­три ребенка) дома   или   на   прогулке.  Предлагайте   им   вместе   попрыгать,   потопать  ножками,   похлопать   в ладошки, покружиться, показывая образец действия  и  задавая ритм движений, сопровождая их детским   стишком   или   песенкой.   При   этом   нужно   обращать  внимание   детей   друг   на   друга, называть их по имени, хвалить за то, как они хорошо и дружно играют. Атмосфера   радости,   веселья,   смена   простых  движений   и   их   направления,   повторяющиеся слова­припевки,   приятные   телесные   ощущения   ­   все   это   располагает   детей   к   продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт. Несмотря на то, что предметы и игрушки иногда вызывают ссоры, их не следует исключать из взаимодействия. Здесь также важно участие взрослого, который помогает обмениваться игрушками, устанавливать очередность в действиях, достигать общей цели. Начинать такие игры лучше всего с предметов,   которые  хорошо   знакомы   малышам,   ­   это   уменьшит   вероятность   конфликтов.   К совместным играм с  предметами  относятся игры с мячами ­ их  можно  перекатывать, бросать, толкать ножкой  друг к  другу. Интересную игру можно организовать, если дать двум малышам одинаковые пирамидки и предложить им сначала разобрать и собрать их самостоятельно, а потом сделать это вместе, подавая друг другу колечки и нанизывая их на один стержень. Из кубиков можно вместе построить башню, заборчик длинный поезд, гараж или домик. С помощью  лески и крупных бусин (макарон, колечек) можно сделать бусы для большой куклы и друг для друга. Огромное удовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Разложите на полу или на столе большой лист ватманской бумага  или кусок обоев, приготовьте гуашевые краски, кисточки или поролоновые печатки по числу участников игры. Нарисуйте несколько домиков в разных углах листа, скажите детям, что это их домики и что они могут ходить друг к другу в гости. Предложите им, макая кисточки  в краску, делать следы на бумаге, «шагая» друг к другу. То же самое можно делать с помощью  печаток или даже пальчиками. Эту игру можно  разнообразить: нарисовать на бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и с помощью тех же изобразительных средств вместе дорисовывать рыбок в озере или птичек на деревьях. Вы можете также обводить карандашом или фломастером детские ладошки, а малыши будут их сравнивать. Совместные игры можно организовать с песком, изготавливая из него с помощью формочек куличики, делая горки, тоннели, или с водой, пуская друг другу кораблики или мыльные пузыри. Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместное чтение книжек.   Малыши   вместе   с   взрослым  могут рассматривать  иллюстрации,  называть  нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать развитию не только общения, но и речи детей. Помогая детям наладить контакты, старайтесь участвовать в совместной игре в качестве равноправного участника. Поддерживайте  инициативу малышей, радуйтесь вместе с ними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте про­явления сочувствия. Старайтесь хвалить детей и привлекать к похвале друг друга. Ведь самое важное в дружбе ­ это доброе и внимательное отношение.                                                        Журнал  Дошкольное воспитание  №1 – 2006 г. стр. 118 – 120.                                         Материал подготовлен педагогом – психологом  ­ Е.М.Бондарь