В консультации для родителей - Как помочь наладить общение со сверстниками, говорится о том, что интерес к другим детям начинает появляться у ребенка очень рано - уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако этот интерес неустойчив, детские контакты мимолетны, ребенок легко отвлекается и забывает о «новом знакомом». Примерно до полутора лет ребенок относится к сверстнику скорее как к живой игрушке, чем партнеру по общению, на смену обращению со сверстником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия, другой ребенок все чаще воспринимается как партнер по взаимодействию. К концу второго года между детьми возникает особый род контактов - эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям сверстника.В консультации для родителей - Как помочь наладить общение со сверстниками, говорится о том, что интерес к другим детям начинает появляться у ребенка очень рано - уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако этот интерес неустойчив, детские контакты мимолетны, ребенок легко отвлекается и забывает о «новом знакомом». Примерно до полутора лет ребенок относится к сверстнику скорее как к живой игрушке, чем партнеру по общению, на смену обращению со сверстником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия, другой ребенок все чаще воспринимается как партнер по взаимодействию. К концу второго года между детьми возникает особый род контактов - эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям сверстника.
Психология для родителей.
Как помочь наладить общение со сверстниками
Интерес к другим детям начинает появляться у ребенка очень рано уже на первом году жизни.
Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются
друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако этот интерес неустойчив, детские
контакты мимолетны, ребенок легко отвлекается и забывает о «новом знакомом». Ситуация
меняется, когда малыш начинает делать первые шаги и расстается с прогулочной коляской. Теперь
его начинает неудержимо тянуть туда, где играют дети. Но вот он оказывается рядом с ними на
детской площадке или в яслях, и начинаются проблемы: ктото дернет за волосы, ктото наступит
на него, проходя мимо, или отберет игрушку. При этом негодование и плач «соседа по песочнице»
часто оставляют ребенка равнодушным или вызывают у него искреннее удивление.
Подобное обращение с ровесником объясняется несколькими причинами. Психологи
установили, что примерно до полутора лет ребенок относится к сверстнику скорее как к живой
игрушке, чем партнеру по общению. Если посадить рядом с годовалым малышом куклу и
сверстника, можно увидеть любопытную картину: он поковыряет глаз у куклы, похлопает ее по
голове и повторит это же с ребенком. Он будет с любопытством ощупывать его одежду, пробовать
обнимать его, прижимать и совершать множество действий чисто познавательного характера.
Сверстник для него всего лишь интересный объект для исследования. Почти до двух лет в
детских контактах переплетаются человеческие и предметные отношения, затрудняя
полноценное общение; навыков равноправного взаимодействия у детей пока еще нет. Стоит
одному из них взять игрушку, как сразу же возникает конфликт. Предмет заслоняет собой
сверстника и становится яблоком раздора.
Но постепенно отношение детей друг к другу меняется. На смену обращению со сверст
ником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия. Бурно нарастает инициатива в
контактах, идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, отношение
детей друг к другу становится более внимательным и деликатным. Другой ребенок все чаще
воспринимается как партнер по взаимодействию. К концу второго года между детьми
возникает особый род контактов эмоциональнопрактическое общение. Детям доставляет
огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям сверстника.
Разглядывая ровесника, наблюдая за его действиями и подражая ему, ребенок как бы
смотрится в зеркало на самого себя, познавая себя со стороны. Покажите малышу 23 лет
фотографии плачущего, смеющегося или играющего ребенка и он сразу же вспомнит эпизоды
своей жизни, вызвавшие такие же эмоциональные состояния.
Помимо чисто эмоционального общения в этом
возрасте постепенно возникают и первые детские
контакты по поводу предметов. Они пока еще очень
просты по содержанию: играя рядом друг с другом, дети
иногда обмениваются игрушками, подражают действиям
сверстника. Однако подлинно совместной предметной
игры еще не возникает.
Итак, на протяжении раннего возраста постепенно
складывается и развертывается общение детей со
сверстниками. И всё же в этот период детства
потребность общения с другими детьми не является
главной для ребёнка.
Как только между детьми
появляется игрушка, все внимание переключается на неё,
и на смену веселому и радостному общению часто
приходит ссора. Малыши пока ещё не умеют
распределять свои действия, договариваться друг с
Потребность в действиях с предметами
другом.оказывается для детей важнее общения со сверстниками. Однако, из этого вовсе не следует, что
детские контакты не нужно поддерживать. Это тем более важно, если вы собираетесь
отдать своего малыша в ясли или он уже посещает их.
С чего следует начинать? Для самых маленьких детей лучше всего организовать эмоциональные
контакты, которые сопровождаются взглядами, в глаза друг другу, улыбками, поглаживаниями.
Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника.
Малыши очень любят, когда мамы, папы или бабушки играют с ними в ладушки, сороку
ворону и другие игры за6авы. Их можно организовать и с несколькими детьми. Если к вам в гости
пришли друзья с маленьким ребенком, уделите несколько минут совместной игре с малышами.
Сядьте вместе с ними и поиграйте с каждым по очереди в сорокуворону так, что бы дети могли
наблюдать за вашей игрой. А затем организуйте эту же игру между детьми, помогая им водить
пальчиками по ладошке друг друга, загибать их, побуждая повторять слова присказки. Повторите
игру несколько раз. Точно так же можно поиграть и в другие подобные игры. Дети с удовольствием
будут играть в «козу рогатую», «по узенькой дорожке», «цап!», прятки, догонялки. Все это будет
способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, развитию умения
координировать действия.
Очень интересны детям и полезны подвижные игры, которые предполагают совместное
выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с малышами (дватри ребенка)
дома или на прогулке. Предлагайте им вместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в
ладошки, покружиться, показывая образец действия и задавая ритм движений, сопровождая их
детским стишком или песенкой. При этом нужно обращать внимание детей друг на друга,
называть их по имени, хвалить за то, как они хорошо и дружно играют.
Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся
словаприпевки, приятные телесные ощущения все это располагает детей к продолжению
общения, обогащает их коммуникативный опыт.
Несмотря на то, что предметы и игрушки иногда вызывают ссоры, их не следует исключать из
взаимодействия. Здесь также важно участие взрослого, который помогает обмениваться игрушками,
устанавливать очередность в действиях, достигать общей цели. Начинать такие игры лучше всего с
предметов, которые хорошо знакомы малышам, это уменьшит вероятность конфликтов. К
совместным играм с предметами относятся игры с мячами их можно перекатывать, бросать,
толкать ножкой друг к другу. Интересную игру можно организовать, если дать двум малышам
одинаковые пирамидки и предложить им сначала разобрать и собрать их самостоятельно, а потом
сделать это вместе, подавая друг другу колечки и нанизывая их на один стержень. Из кубиков можно
вместе построить башню, заборчик длинный поезд, гараж или домик. С помощью лески и крупных
бусин (макарон, колечек) можно сделать бусы для большой куклы и друг для друга.
Огромное удовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Разложите на полу или на
столе большой лист ватманской бумага или кусок обоев, приготовьте гуашевые краски, кисточки
или поролоновые печатки по числу участников игры. Нарисуйте несколько домиков в разных углах
листа, скажите детям, что это их домики и что они могут ходить друг к другу в гости. Предложите
им, макая кисточки в краску, делать следы на бумаге, «шагая» друг к другу. То же самое можно
делать с помощью печаток или даже пальчиками. Эту игру можно разнообразить: нарисовать на
бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и с помощью тех же изобразительных средств вместе
дорисовывать рыбок в озере или птичек на деревьях. Вы можете также обводить карандашом или
фломастером детские ладошки, а малыши будут их сравнивать.
Совместные игры можно организовать с песком, изготавливая из него с помощью формочек
куличики, делая горки, тоннели, или с водой, пуская друг другу кораблики или мыльные пузыри.
Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместное чтение
книжек. Малыши вместе с взрослым могут рассматривать иллюстрации, называть нарисованные
предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать развитию не только общения, но
и речи детей.
Помогая детям наладить контакты, старайтесь участвовать в совместной игре в качестве
равноправного участника. Поддерживайте инициативу малышей, радуйтесь вместе с ними
полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте проявления сочувствия. Старайтесь хвалить детей и привлекать к похвале друг друга. Ведь самое
важное в дружбе это доброе и внимательное отношение.
Журнал Дошкольное воспитание №1 – 2006 г. стр. 118 – 120.
Материал подготовлен педагогом – психологом Е.М.Бондарь