Консультация для родителей
«Как развивать правильную речь ребёнка в 3 4 года»
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей
взрослой личности.
К 3м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому
же времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга,
ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает
большой запас слов.
В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?»,
«Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам пробуждает его
общаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?» ,«Куда?», «Когда?»
При нормальном речевом развитии в словаре к 3 годам используется около 1500 слов, к 4
годам2500слов. Причем в словаре малыша преобладают 60% существительные, 30%
глаголы и 10% прилагательные. В этом возрасте в речи детей преобладают слова названия,
собирательные существительные (посуда, мебель, одежда, животные)пока отсутствуют. В
речи часто малыш использует облегченные слова ( говорит собака вместо ранее
употребляемого авав).
Речь –это результат согласованной деятельности как речевых, так и не речевых областей
головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти ,
внимания ,восприятия, и зависит от их уровня развития.
К 34 годам, дети должны уметь повторять за взрослым короткий рассказ( по картинке, по
серии
звуки:
Должны
А,О,Э,П,Б,М,И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й.
произносить
четко
картинок).
Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики
рук, т.к. проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне,
которая формируется под влиянием импульсов поступающих от пальцев. Поэтому
рекомендуется – постоянно использовать в общении с ребенком игры или пособия по
мелкой моторике.
Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов(чтение книг, слушание
аудиокниг, обсуждение праздников), развивать слуховое восприятие( повторять за
взрослым слова, разучивать ,чистоговорки, стихи).
С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать
предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков С,З,Ц,Ч,Ш,Ж,Щ. В общении с
ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме.
Итак, для того чтобы речь ребенка развивалась в норме необходимо:
1. Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление и
восприятие используя: 1). Чтение книг.
2).Пересказы прочитанного.
3). Беседы, рассказы на различные темы:
– как я провел сегодняшний день,
что нового я увидел, узнал, запомнил,
что мне понравилось на празднике,
– что я увидел на прогулке,
что я сегодня кушал.
4).Слушание аудиосказок и обсуждение их.
2. Развивать мелкую моторику:
пальчиковая гимнастика,
рисование пальцами,
лепка из пластилина, соленого теста, глины,
аппликации из :крупы: скорлупок семечек,орехов;косточек.
нанизывание на проволоку бусинок, пуговец.
3. Развивать артикуляционный аппарат, используя истории « Веселого Язычка»
( ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику для развития мышц языка)
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот
период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно
действенного мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из
основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в
школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением
представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах
и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне
непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь
названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать
элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его
надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинноследственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить
ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует учить детей:
Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
Задавать вопросы;
Активно включаться в разговор;
Объяснять содержание картины, ситуации;
Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на картине
– важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо
устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что
с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает
окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел.
Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о
какихто интересных событиях.
Для ребёнка 34 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со
сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в
общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои
желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание
общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому
учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей,
родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги
обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя
делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь
(например, кукла заболела, зайка грустный…).
Грамматический строй речи заключается в:
развитии умения согласовывать слова в предложении;
употреблении уменьшительно ласкательных форм слов;
употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
«Один – много»: матрёшкаматрёшки, машинамашины.
«Назови детёныша»: кошкакотёнок, уткаутёнок, медведьмедвежонок, собака
щенок…
«Добавь слово»: дом – домик, стол…(столик), ложка…(ложечка), стул…
(стульчик).
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистомлогопедом начинается с
5ти лет, так как считается, что до 5ти лет происходит становление речи. Но не
следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение
звуков, родителям нужно уже сейчас:
развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых
упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в
своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх:
«Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать
сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю –
куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и
весь Мишутка».
развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя
позвал?»).
Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2
3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «аааа», «ууу»…).
Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной
взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении
мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих
пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют
пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи
ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и
происходит развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок
слышит правильную речь. Консультация для родителей тема "Транспорт"
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»
Для успешного развития ребенка, предлагаем Вам:
Понаблюдать с ребёнком на улице за движением различного транспорта;
Спросить у ребёнка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к
наземному (железнодорожному), подземному, воздушному, водному;
Спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и
грузовой), почему они так называются;
Вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах
транспорта; рассказать ребёнку о профессиях капитана, пилота, шофёра,
водителя автобуса, троллейбуса, …..
Попросить ребенка назвать части транспорта (кабина, кузов, колеса, руль,
фары, ….).
Поговорить о транспорте специального назначения (скорая помощь,
пожарная машина, полицейская машина, экскаватор и т. д.)
Совместно с ребенком рассмотреть иллюстрации различных видов
транспорта.
Вырезать и вклеить в альбом различные виды транспорта.
Провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения и
необходимости их соблюдения (где и как можно переходить улицу, на
какой свет можно идти, что обозначают знаки дорожного движения, по
какой стороне тротуара можно ходить).
Показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив,
когда можно переходить, а когда – нет.
Называть место, где ездит машина и ходят пешеходы (по проезжей части, по
тротуару).
Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении
задаем следующие вопросы:
Какие машины перевозят грузы? людей?
На какой свет светофора можно переходить улицу?
Какие правила дорожного движения ты знаешь?
Как надо вести себя в общественном транспорте?
Опиши транспорт цвет, форму, марку машины, назначение?
Схематично изобрази любой вид транспорта?
Рекомендуем игры, в которые можно поиграть дома с Вашим ребенком,
закрепляя знания по данной теме:
Дидактическая игра «Пересчет различных видов транспорта» (согласование
числительных с существительными). Порядковые числительные:
второй автобус, третий автобус, четвертый автобус, пятый автобус; первая машина, вторая
первый автобус,
машина, третья машина, четвертая машина, пятая машина; ….
Количественные числительные:
один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов;
одна машина, две машины ... пять машин; ….
Дидактическая игра «Подбери признак» (использование в речи
прилагательные: качественные: твердый, гладкая, круглое, красивая, ….;
Машина
Самолет
быстрый, тран
Пароход
Грузовик
Колесо
Транспорт (какой?) общественный, красивый, ….
Кузов (какой?) гладкий, твердый, ...
(какое?) круглое, …
относительные: общественный,
транспортный…..
(какая?) – красная, новая, …
(какой?) – большой,
спортный…
(какой?) – белоснежный, красивый…
(какой?) – тяжелый, огромный, …
Дидактическая игра «Подобери действия к предметам».
Поезд (что делает?) — едет, самолет (что делает?) — летит, пароход (что делает?) —
плывет, ...
(по картинкам или на слух)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Автомобиль, грузовик, пароход, велосипед.
Вертолет, самолет, ракета, поезд.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид воздушного
транспорта).
Игра «Назови ласково»: (образовывать существительные с уменьшительно –
ласкательными суффиксами): машина – машинка, трамвай – трамвайчик…
Дидактическая игра «Один — много»
числа имен существительных).
Самолет — самолеты, машина — ... (самокат, трамвай, автобус, троллейбус ... ).
(образование множественного и единственного Один автомобиль – много автомобилей, трактор –..., экскаватор .…
Дидактическая игра «Кто чем управляет?» Кто управляет самолетом? Самолетом —
управляет летчик, (машиной — шофер, поездом машинист, кораблем — капитан.....)
Игра «Подбери транспорт»
Старый… (грузовик), Новый… (автомобиль), Маленькая… (лодка), Мощный…(самосвал),
Летящий…(самолет), Трехколесный…(велосипед), Быстроходный…
(лайнер)
Выучите стихотворения.
«Шофер»
На нитке машину гулять поведу.
На нитке домой я ее приведу.
Почищу ей кузов, кабину, мотор.
Машину беречь должен каждый шофер.
«Самолет»
Самолет построим сами.
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме. (А. Барто)
Отгадать загадки о транспорте.
Летит птицанебылица,
а внутри народ сидит,
меж собою говорит. (Самолет)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Паровоз без колес!
Вот так чудо паровоз.
Не с ума ли он сошел — прямо по морю пошел. (Пароход) (К. И. Чуковский)
Дом по улице бежит,
дом подошвами шуршит.
Подбегает к остановке,
всех желающих берет —
И опять бежит вперед. (Автобус)
Спозаранку за окошком
стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
Не летает, жужжит,
жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
два блестящих огонька.
Это дал завод ему:
и огни — глядеть во тьму,
И колеса, и мотор,
мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль) Многолюден, шумен, молод — под землей грохочет город.
А дома с народом тут вдоль
по улице бегут. (Метро)
Литература для чтения:
Б.С. Житков “Что я видел”;
В.В. Маяковский “Кем быть?”;
С.В. Михалков “А что у вас?”;
В. Орлов “Электричка”; Пальчиковая гимнастика по
теме: «Транспорт» Автобус, Велосипед, Кораблик, Лодочка, Машина:
Автобус
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
(вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль
(изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик бжик-бжик
(параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются.
(ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип
(нажимаем себе на нос)
Велосипед
У него два колеса
(показываем два колеса) И седло на раме,
(кулачок сверху накрываем ладонью)
Две педали есть внизу
(хлопаем ладошками по воздуху)
Крутят их ногами.
(топаем ножками)
Кораблик
По реке плывет кораблик,
(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)
Он плывет издалека,
(приставляем горизонтально левую руку к глазам)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(показать четыре пальца)
У них ушки на макушке,
(приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
(показываем две открытые от себя ладошки)
Только кошки да коты!
(пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
Кораблик
Вот плывет кораблик мой,
(руки — «полочка», покачиваются)
Он плывет ко мне домой.
(руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)
Крепко я держу штурвал,
(«держать штурвал»)
Я ведь главный капитан
(четыре хлопка в ладоши)
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
(ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)
Две ладошки — друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(имитация движений волн и рыбок)
Машина
Заведу мою машину (повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)
Би-би-би, налью бензину.
(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)
Крепко-крепко руль держу
(имитировать движения водителя)
На педаль ногою жму.
(топать правой ногой)
Паровоз, Поезд, Самолеты, Светофор
Паровоз
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
Поезд
Дети сели на бревно:
Будет поездом оно.
(присаживаемся и встаем)
Загудели: «У-У-У-У!!!
Мы поехали в Москву!»
(играем на «дудочке»)
Дети едут и гудят,
Точно паровозы,
(топаем ногами и «гудим»)
А вверху грачи кричат
На ветвях березы.
(поднимаем руки вверх)
Самолет
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(обхватываем воображаемый шар) А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями)
Самолеты
Мы сегодня самолеты,
(сидят на пятках и вращают руками, изображая мотор)
Мы не дети, мы пилоты.
(четыре хлопка в ладоши)
Руки — нос, и руки — крылья
(«нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья.
(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)
Светофор
Помогает с давних пор
Верный друг наш — светофор.
(хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»)
У него больших три глаза,
Не горят они все разом.
(показывают три пальца)
Если красный загорелся,
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг)
То нельзя переходить,
Надо ждать на тротуаре
(качают головой)
И машины пропустить.
(имитируют кручение руля)
Если жёлтый загорелся,
Значит, скоро мы пойдём.
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг)
Глаз зелёный загорелся —
Стоп, машины, мы идём!
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе третий круг под вторым)
Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли.
(маршируют по помещению)
Помогает с давних пор
Верный друг наш — светофор.
(хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор») Подвижные игры по теме:
«Транспорт» «Цветные автомобили»
Цель: закрепить умение действовать по сигналу, ориентироваться в
пространстве, не наталкиваться друг на друга; развивать внимание; закрепить
знание сигналов светофора; вызывать желание изучать правила дорожного
движения.
Оборудование: флажки (красный, желтый, зеленый) по количеству детей.
Ход игры: Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки.
Они — автомобили. Каждому из играющих дается флажок какоголибо цвета
(по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим
в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.
Воспитатель поднимает флажок какогонибудь, цвета. Все дети, имеющие
флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении), на ходу они
гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети
останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель
поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Воспитатель может
поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили
выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен,
воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет
цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются
домой»).
«Воробушки и автомобиль»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не
наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал,
развивать ориентацию в пространстве.
Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки»
в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает
автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети
поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу
воспитателя «Автомобиль» , дети убегают на свои стульчики.
После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать
звуковые сигналы.
«Поезд»
Цель: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими
группами, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать начинать
движение и останавливаться по сигналу.
Ход игры: сначала к игре привлекается небольшая группа детей, первое
время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно
двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль
паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных
повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку.
«Автомобили»
Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по
площадке врассыпную.
Ход игры: каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднят
зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг
другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются.
Игра проходит эмоциональнее под музыкальное сопровождение.
Игра повторяется.
Подвижная игра «Такси»
Цель: приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с
другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по
игре.
Ход игры:
Дети становятся внутрь небольшого обруча, держат его в опущенных руках:
один – у одной стороны, другой за другом. Первый ребёнок – «водитель»
такси, второй – «пассажир». Дети бегают по площадке (дорожке). Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 23 пары
детей, а если позволяет площадь – то больше. Когда дети научатся бегать в
одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных
направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить
флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются,
один выходит из такси, другой садится.
Подвижная игра «Светофор» (малой подвижности)
Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его
сигналах.
Атрибуты: Цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный); Макет
светофора.
Ход игры:
Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов,
последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие
кружки и объясняют, что означает каждый из них.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении
цвета.
Подвижная игра «Сигналы светофора»
Подготовка к игре:
На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой
команды встают друг за другом цепочкой у стойкистарта и кладут руки на
плечи впереди стоящему.
Атрибуты: Мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного
цвета; стойки.
Правила игры:
В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого,
зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по
одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда
стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда
быстрее придёт к финишу, та и выиграла. Картотека дидактических,
подвижных, сюжетноролевых
игр по ПДД в младших группах Дидактическая игра
«Собери автомобиль»
Цель: закрепить знания
детей о транспорте,
формировать умение со
бирать из частей целое; развивать
умение доводить начатое дело до
конца; воспитывать усидчивость.
Материал: разрезные картинки с
изображением легкового авто
мобиля.
Ход игры:
Дети всей группой на ковре
собирают целое изображение по
образцу из разрезных картинок.
Дидактическая игра
«Узнай и назови»
Цель: закрепить у детей
знания о различных
видах транспорта.
Материал: иллюстрации — транс
портные средства.
Ход игры:
Педагог описывает автомобиль,
ребенок должен узнать и показать
его на картинке.
Дидактическая игра
«Почини технику»
Цель: закрепить у детей
знания о транспорте, его
составных частях; развивать внима
ние, наблюдательность.
Материал: Иллюстрации —
автомобили, карточки, на которых
нарисованы автомобили с
недостающими деталями.
Ход игры:
Педагог предлагает детям быть
автомеханиками и починить
технику. Дети дорисовывают
недостающие детали.
Дидактическая игра
«Покатаем на машине
игрушки»
Цель: уточнить у детей знания о
названии частей грузовой машины.
Материал: игрушечные грузовые
машинки, мелкие игрушки.
Ход игры:
Дети катают игрушки на машинах.
Педагог уточняет названия частей
грузовика.
Дидактическая игра
«Сложи машину» (1)
Цель: закрепить у детей
знания о транспорте.
Дидактическая игра
«Назови правильно»
Цель: закрепить у детей
знания о транспорте;
Материал: геометрические фигуры
закрепить у детей понятия — прямоугольники, трапеция,
треугольники, круги.
Ход игры:
Дети по образцу складывают
машинку.
Дидактическая игра
«Сложи машину» (2)
Цель: закрепить у детей знания о
транспорте.
Материал: кубики.
Ход игры:
Дети собирают макет машинки по
образцу из четырех частей.
«справа», «слева», «впереди»,
«сзади», «вверху», «внизу»;
развивать умение ориентироваться
в пространстве
Материал: игрушечный грузовик.
Ход игры:
Дети рассматривают игрушку и
отвечают на вопросы педагога:
«Какие части грузовика находятся
впереди? Сзади? Справа? Что
внутри? Из чего сделан корпус
машины? Сиденья, окна, шины?»
Дидактическая игра
«Угадай транспорт»
Цель: закрепить
представления детей о различных
видах транспорта; умение по
описанию (загадке) узнавать
предметы; развивать смекалку и
речевую активность.
Материал: картотека загадок
(Приложение).
Ход игры: Дети сидят
полукругом. Педагог: «Дети, мы с вами
беседовали о транспорте, наблюдали за
его движением по дороге, а сегодня
поиграем в игру, которая называется
«Угадай транспорт». Послушайте
правила игры. Я буду загадывать
загадки о транспорте, а вы должны
подумать и правильно их отгадать. Кто
первым отгадает, о каком транспорте
идет речь в загадке, получает картинку
с его изображением. У кого в конце
игры будет больше картинок, тот и
победит».
Подвижная игра
«Цветные автомобили»
Цель: закрепить представления
о транспорте, ПДД; упражнять детей в
умении реагировать на сигнал (цвет);
развивать внимание.
Материал: медали с изображением
Дидактическая игра
«Мы едем, едем, едем»
(1 вариант « На чем
поедем»)
Цель: развивать умение работать детей
с вкладышами, закрепить знания о
разных видах транспорта.
Материал: вкладыши – различные виды
транспорта.
Ход игры: Дети работают с
вкладышами.
Дидактическая игра
«Мы едем, едем, едем»
(2 вариант «По морю, по земле, по
воздуху»)
Цель: упражнять в классификации
транспорта по видам: воздушный,
наземный, водный.
Материал: иллюстрации — транс
портные средства.
Ход игры: Педагог предлагает детям
выбрать картинки для путешествия по
земле, по воздуху, по воде, под водой, в
космос. Дети выбирают картинки и
называют их.
Подвижная игра
«Воробушки и
автомобиль»
Цель: закрепить
представления о транспорте, ПДД;
развивать умение ориентироваться в
пространстве, бегать в разных цветных машинок, игрушечные рули,
сигналы (флажки).
Ход игры:
Дети размещаются вдоль
стены или по краю площадки. Они
автомобили. Каждому дается руль
разного цвета. Ведущий стоит лицом к
играющим, он поднимает сигнал
определенного цвета. Дети, у которых
рули такого же цвета выбегают. Когда
ведущий опускает сигнал, дети
останавливаются и идут в свой гараж.
Дети во время игры «ездят», подражают
автомобилям, соблюдая ПДД. Ведущий
может поднимать один, два или три
сигнала одновременно, и тогда все
автомобили выезжают из своих гаражей.
направлениях, не наталкиваясь друг на
друга; действовать по сигналу
воспитателя.
Материал: медали с изображением
птиц, автомобиля, игрушечный руль.
Ход игры: На одном конце площадки на
скамейках — дети«воробышки». На
другом в гараже —
ведущий«автомобиль». «Воробышки»
вылетают из гнезда — спрыгивают со
скамеек, начинают бегать в разных
направлениях, прыгают на двух ногах.
Раздается гудок, появляется
«автомобиль». «Воробышки» пугаются
и улетают в гнезда. «Автомобиль»
возвращается в гараж.
Подвижная игра
«Птички и автомобиль»
Цель: закрепить
представления о транспорте,
ПДД; развивать умение
ориентироваться в пространстве, бегать
в разных направлениях, не наталкиваясь
друг на друга; действовать по сигналу
воспитателя.
Материал: медали (шапочки) с
изображением птиц, игрушечный
автомобиль.
Ход игры:
Детиптички летают по комнате. На
последней строчке дети
присаживаются и стучат пальцами
по коленям.
Прилетели птички,
Птичкиневелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
Так они летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали.
Педагог берет в руки игрушечный
автомобиль и говорит:
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в рожок трубит.
Тратата, берегись, берегись!
Тратата, берегись, посторонись!
Дети«птички» убегают от
автомобиля.
Подвижная игра
"Трамвай"
Цель: закрепить
представления о транспорте,
ПДД; формировать умение двигаться
парами, согласовывая свои движения с
движениями других играющих;
закрепить умение распознавать цвета и
в соответствии с ними менять
движение.
Материал: шнур, три разноцветных
флажка (желтый, красный, зеленый),
колокольчик.
Ход игры:
Дети построены парами. Свободными
руками они держатся за шнур (концы его
связаны). Это трамвай. Воспитатель стоит с
тремя цветными флажками. Он объясняет,
что на зеленый сигнал надо двигаться, на
красный и желтый останавливаться.
Воспитатель поднимает зеленый флажок —
трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты.
Если цвет поднят красный или желтый
флажок, малыши останавливаются и ждут,
когда появится зеленый, чтобы можно было
снова двигаться. Во время игры детей
знакомят с правилами уличного движения.
При небольшом количестве участников
можно ставить их не парами, а в одну
колонну. Сюжет игры можно развернуть —
на пути сделать остановку. Пассажиры
сидят и ждут трамвая. Подъезжая к
остановке, трамвай замедляет ход и
останавливается. Одни пассажиры выходят,
другие входят. Чтобы войти или выйти из Сюжетноролевые игры
«Автомастерская»,
«Автосалон»,
«Постройка гаража»
Цель: знакомить детей с ПДД, с
деятельностью людей, связанных с
обслуживанием машин, их вождением;
формировать умение придумывать
сюжет игры, активно вести ролевой
диалог, подбирать необходимое
оборудование.
Ход игры: Педагог поочерёдно в роли
директора автобусного парка,
автомастерской, автосалона,
начальника строительства в роли
равного партнера вступает в игровое
взаимодействие с детьми, помогает
связать единым сюжетом все игры,
задает вопросы по оборудованию игры,
размещению на площадке,
распределению ролей, придумыванию
сюжета, наблюдает за игровыми
навыками детей и использованием
знаний о профессиях, связанных с
транспортом.
трамвая, дети приподнимают шнур, на
конце которого привязан колокольчик.
Ребенок, стоящий последним (кондуктор),
дает звонок, трамвай трогается.
Подвижная игра
«Море, небо, дорога»
Цель: закрепить
представления детей о
различных видах
транспорта; развивать умение
ориентироваться в пространстве,
внимание, действовать по сигналу.
Ход игры: Педагог дает детям
сигналы: «Море» — дети
изображают корабль: руки вытянуты
вперед, образуют треугольник
вершиной вперед, покачиваются, как
на волнах. «Небо» — изображают
самолет, летают по всему
пространству, не наталкиваясь друг
на друга. «Дорога» — изображают
езду на машине, едут по
Направлению, указанном педагогом.
«Рельсы» — встают друг за другом,
изображая вагоны поезда, и
передвигаются в одном направлении
ритмично.
Дидактическая игра
«Для чего нужен
специальный транспорт»
Цель: расширять
представления о специальном
транспорте: его назначение, способы
вызова, отличительные особенности;
формировать у детей умение выбирать
вид транспортного средства,
соответствующий предложенной
ситуации; рассказывать, для чего оно
используется и как его вызывать.
Материал: картинки с изображением
разных экстренных
ситуаций, специальных транспортных
средств.
Ход игры:
картинки с изображением разных
ситуаций (больной человек, пожар,
Педагог показывает детям
Сюжетноролевая игра
«Автобус»
стульчики, игрушечный,
Цель:
закрепить у детей
знания об автобусе, его
назначении; развивать диалогиче
скую речь; воспитывать умение
играть дружно
Материал:
руль.
Ход игры:
Дети с педагогом строят из
стульчиков автобус. Ведущий
ребенок — водитель, остальные —
пассажиры. Автобус едет,
пассажиры сидят. Автобус
останавливается — пассажиры
выходят, заходят в автобус и т. д. авария, несчастный случай, стихийное
бедствие, хулиган и т.п.), а дети
должны отыскать соответствующую
картинку с изображением специального
транспортного средства и рассказать,
для чего оно используется, как его
вызвать.
Дидактическая игра
«Доскажи словечко»
Цель: закрепить у детей
знания о сигналах светофора и
их назначении; развивать слуховое
восприятие.
Ход игры: Педагог читает стихотворе
ние, дети досказывают последнее слово.
Все будьте правилу верны:
Держаться правой... стороны.
Должен помнить пешеход:
Перекресток — переход.
Есть сигналы светофора
Подчиняйся им без... спора.
Желтый свет — предупреждение,
Жди сигнала для... движения.
Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята... могут.
Красный свет нам говорит:
«Стой! Опасно! Путь... закрыт!»
Леша с Любой ходят парой.
Где идут? По... тротуару.
По асфальту точек стежка
Пешеходная... дорожка.
Садясь в трамвай —
Старшим место... уступай.
Хоккей — игра на льду зимой,
Но не игра... на мостовой.
Экзамен важного значенья
Держи по
Правилам... движения.
Дидактическая игра
«Зажги свой огонек»
Цель: закрепить у детей
знания о светофоре, сигналах,
макет светофора на каждого
их назначении.
Материал:
ребенка
Ход игры:
Педагог загадывает загадку о цвете
светофора, дети зажигают этот огонек
на своих светофорах
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны!
И хотя еще ни разу
Не смотрел он в восемь сразу —
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор
И на всех глядит в упор.
Кто же это? (Светофор)
На какой мне ехать свет, Чтобы
не наделать бед? (Зеленый.)
Светофор добр не всегда. Кто
подскажет мне, когда? (Зеленый.)
Изменив в окошке свет, Говорит:
«Прохода нет!»
(Красный.)
А когда, скажите мне,
Изменив свой цвет в окне, Светофор
нам говорит: «Скоро будет путь
открыт»? (Желтый.)
Дидактическая игра
«Светофор»
Цель: закрепить представление
детей о назначении светофора, о
его сигналах.
Материал: цветные картонные
Дидактическая игра
«Сломанный светофор»
Цель: закрепить представление
детей о назначении светофора, о
его сигналах; развивать внимание,
конструктивные способности. кружки (желтый, зеленый,
красный), макет светофора.
Ход игры:
Педагог, раздав детям кружки
зеленого, желтого, красного
цветов, последовательно
переключает светофор, а дети
показывают соответствующие
кружки и объясняют, что означает
каждый из них.
Выигрывает тот, кто правильно
покажет все кружки и расскажет о
значении цвета.
Материал: цветные картонные
кружки (желтый, зеленый, красный)
разрезанные на 4 части, макет
светофора, на каждого ребенка.
Ход игры:
Педагог предлагает починить
ребятам «сломанный светофор»,
при этом необходимо соблюдать
последовательность расположения
сигналов светофора (красный –
желтый – зеленый). В заключении
ребенок должен объяснить
значение цветового сигнала.
Подвижная игра
«Едет весело машина!»
Цель: закрепить
представления о сигналах
светофора; воспитывать внимание,
навыки осознанного использования
знаний правил дорожного движения в
повседневной жизни; развивать умение
соотносить речь и движения.
Ход игры:
В руки руль скорей берите – Рулет
двумя руками.
Да моторчик заводите – Руль влево,
вправо.
Накачаем дружно шины – Топают
ногой.
Едут весело машины – Едут по залу.
Ведущий поднимает красный круг.
Стой машина! Стой мотор! Перед вами
светофор!
Загорелся красный свет, Значит, вам
проезда нет!
Ведущий поднимает зеленый круг.
Зеленый свет для вас горит,
Это значит путь открыт. (игра
проводится 23 раза).
Подвижная игра
«Такси»
Цель: закрепить представления
о сигналах светофора, ПДД;
формировать у детей умение двигаться
вдвоем, соразмерять движения друг с
другом, менять направление движений,
быть внимательным к партнерам по
игре.
Материал: обручи, фуражки для
водителей, цветные картонные кружки
(желтый, зеленый, красный).
Ход игры:
Дети становятся внутрь большого
обруча (диаметром 1 м), держат его в
опущенных руках: один — у одной
стороны обода, другой — у
противоположной, друг за другом.
Первый ребенок — водитель такси,
второй — пассажир. Дети бегают по
площадке или по дорожке. Через
некоторое время меняются ролями.
Когда дети научатся бегать в одном
направлении, воспитатель может дать
задание двигаться в разных
направлениях, делать остановки,
движение осуществлять учитывая
сигналы светофора. Можно место
остановки обозначить флажком или
знаком стоянки такси. На остановке
пассажиры меняются, один выходит из
такси, другой садится. Подвижная игра
«Стоп!»
Цель: закрепить
представления о сигналах
светофора; воспитывать внимание,
навыки осознанного использования
знаний правил дорожного движения
в повседневной жизни; Материал:
цветные картонные кружки
(желтый, зеленый, красный)
Ход игры:
Участники игры двигаются в
соответствии со словами и
цветовыми сигналами ведущего:
"Дружно шагай" зелёный кружок,
"Смотри, не зевай" жёлтый
кружок,
"Стоп!" красный кружок.
Подвижная игра
«Красный, зеленый»
Цель: закрепить у детей
умение различать цвета
(красный, зеленый); развивать
умение ориентироваться в про
странстве.
Материал: Флажки — красный,
зеленый, эмблемы — автомобили,
рули
Ход игры:
Дети — «автомобили». В руках у
педагога два флажка. Если он
поднимает красный — дети стоят,
если зеленый — двигаются по всей
группе. Дети во время игры
«ездят», подражают автомобилям,
соблюдая ПДД.
Дидактическая игра
«Путаница»
закрепить знания детей о
Цель:
дорожных знаках;
формировать умение составлять целое
из частей; развивать мышление.
Материал: макет улицы с домами,
перекрестками, деревья, автомобили,
дорожные знаки, светофор.
Дидактическая игра
«Составь такой дорожный
знак»
закрепить знания детей о
Цель:
дорожных знаках; формировать
умение составлять целое из частей;
развивать мышление.
Материал: разрезные картинки с
изображением дорожных знаков,
иллюстрации дорожных знаков
Ход
Дети собирают целое изображение
по образцу из разрезных картинок.
игры: игры:
Воспитатель заранее
Ход
конструирует дорогу и расставляет
знаки неправильно (около «Зебры» знак
«Движение запрещено» и т.д.) Затем
рассказывает детям историю про то,
как злой волшебник навел в городе
беспорядок, перепутал все знаки и
сломал светофоры. Жители сказочного
города просят ребят помочь им, навести
порядок на улицах города. Дети,
превратившись в добрых волшебников,
«чинят» светофоры, расставляют знаки
правильно. Объясняют, значение
данных дорожных знаков.
Дидактическая игра
«Часы»
Цель: формировать умение различать
дорожные знаки; закрепить знания
детей о предупреждающих и
запрещающих знаках; воспитывать
внимание, навыки осознанного
использования знаний правил
дорожного движения в повседневной
жизни.
Материал: макет часов, на котором
изображены предупреждающие и
запрещающие знаки; карточки с
объяснительной запиской знаков,
которые изображены на макете.
Ход игры:
Педагог (или ребенок) поворачивает
стрелку часов и указывает на тот или
иной знак. Дети называют и объясняют
значение дорожных знаков. На
закрепление показывается карточка с
дорожным знаком и объясняется его
значение.
Дидактическая игра
«Волшебник»
Цель: закрепить знания детей о транспорте,
дорожных знаках, их назначении; развивать
творческие способности, ориентировку в
пространстве.
Ход игры:
Вариант № 1. Роль волшебника выполняет
воспитатель или ребёнок. Он жестом,
мимикой, звуком изображает: транспорт,
дорожные знаки, милиционера
регулировщика, светофор. Предлагает
детям отгадать изображаемый предмет,
пояснить его значение.
Вариант № 2. В группе разместить
игрушки по темам: «Транспорт»,
«Дорожные знаки». Разъяснить детям, что
волшебник спрятал игрушки, нужно найти
их по указанному местоположению.
Например: в правом углу комнаты лежит
большой, длинный, твёрдый, гладкий,
красный... (грузовик). Впереди тебя
твердый, железный, круглый, на
металлической ножке… (дорож. знак).
Слева от первого окна, ближе к двери –
железный ящик с тремя цветными глазами
… (светофор). После того, как угадали
предмет, рассмотреть его и уточнить его
название.
Дидактическая игра
«Разрешается –
запрещается»
Цель: закрепить у детей
Дидактическая игра
«Играй да смекай!»
Цель: закрепить у детей
представления о дорожных
знаках, их назначение; развивать умственные способности и зрительное
восприятие; формировать умение
соотносить речевую форму описания
дорожных знаков с их графическим
изображением; воспитывать
самостоятельность, быстроту реакции,
смекалку.
Материал: картотека
загадок(Приложение), таблицы с
изображением дорожных знаков, пустые
карточки.
Ход игры:
В игре участвуют 46 детей, перед
которыми разложены таблицы с
изображением дорожных знаков и
пустые карточки. Принцип игры лото.
Воспитатель читает загадки (стихи) о
дорожных знаках, дети закрывают
карточками их изображения на таблице.
Правила:
изображение дорожного знака
закрывается только после
прослушивания информации о нем.
Выигрывает тот, кто первым правильно
закроет все изображения, прозвучавшие
в загадках или стихах.
знания ПДД; развивать слуховое
восприятие.
Ход игры: Педагог читает стихотворе
ние, дети должны дать правильную
оценку ситуации словами
«запрещается», «разрешается».
1. Ведущий:
Всем внимание, не зевайте, на вопросы
отвечайте!
И проспекты, и бульвары – Всюду
улицы шумны.
Проходи по тротуару Только с правой
стороны!
Тут шалить мешать народу (Дети:
Запрещается!)
2.Ведущий: Быть примерным
пешеходом
Дети: Разрешается!
3.Ведущий:
Если едешь ты в трамвае, И вокруг тебя
народ,
Не толкаясь, не зевая, Проходи скорей
вперед.
Ехать «зайцем», как известно (Дети:
Запрещается!)
4. Ведущий: Уступать старушке место
Дети: Разрешается!
5. Ведущий:
Если ты гуляешь просто, Все ровно
вперед гляди,
Через шумный перекресток, Осторожно
проходи.
Переход при красном свете
(Дети:Запрещается!)
6. Ведущий: При зеленом даже детям
Дети: Разрешается!
Дидактическая игра
«Наша улица»
Первый вариант (для
пешеходов).
Дидактическая игра
«Наша улица»
Второй вариант (для
водителей).
Цель: расширить знания детей о
правилах поведения пешехода и
водителя в условиях улицы; закрепить
представление детей о
светофоре; формировать у детей
Цель: расширить знания детей о
правилах поведения пешехода и
водителя в условиях улицы; закрепить
представление детей о
светофоре; формировать у детей игры: Игра проводится на макете.
умениеразличать дорожные знаки
(предупреждающие,запрещающие,
предписывающие, информационно
указательные), предназначенные для
водителей и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами,
перекрестками, автомобили (игрушки),
куклыпешеходы, куклыводители.
Светофор (игрушка), дорожные знаки,
деревья (макеты).
Ход
С помощью кукол дети разыгрывают
различные дорожные ситуации. Так, на
управляемом перекрестке на зеленый
сигнал светофора куклы переходят
улицу, на желтый останавливаются,
ждут, на красный продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или
обочине дороги до пешеходного пере
хода, обозначенного информационно
указательным знаком «Пешеходный
переход», и там переходят проезжую
часть.
умениеразличать дорожные знаки,
предназначенные для водителей и
пешеходов.
Материал: макет улицы с домами,
перекрестками, автомобили (игрушки),
куклыпешеходы, куклыводители.
Светофор (игрушка), дорожные знаки,
деревья (макеты).
игры: Игра проводится на макете.
Ход
Ведущий показывает дорожные знаки:
«Светофорное регулирование», «Дети»,
«Пешеходный переход»
(предупреждающие); «Въезд запрещен»,
«Подача звукового сигнала запрещена»
(запрещающие); «Движение прямо»,
«Движение направо»
(предписывающие); «Место остановки
автобуса», «Пешеходный переход»,
«Подземный переход»
(информационноуказательные). Дети
объясняют, что обозначает каждый
сигнал, разыгрывают дорожные
ситуации. За правильный ответ ребенок
получает значок. По количеству
значков засчитываются набранные очки.
Победителей награждают призами. КАРТОТЕКА
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
ГИМНАСТИКИ
1.«Улыбка»
Широка Неварека,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны. Цель:
вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 510.
2.«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: ууу.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 510.
3.«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в
заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «ааа»), подержать рот
открытым 510 секунд, медленно закрыть.
4. Чередование «Хоботок» «Улыбка»
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать
произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно
движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у и», «и – у а»),удерживая губы в каждой позиции 35 секунд, а ребёнок повторяет.
5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взадвперед?»
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёдназад. Язык кладём
на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот
остаётся открытым. Упражнение выполняется 810 раз.
6.«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
7. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы
губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская
её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
8. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
И в окошечко глядят.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении
510 секунд.
9. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка.
Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать
язык в рот. Проделать упражнение 510 раз.
10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка
на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 35 секунд, убрать в рот.
11. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять
мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
12. «Бульдог» За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы
языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к
переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
14. «Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 35
секунд.
15. «Кружок»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность.
Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая
щека – под верхней губой – левая щека – под
нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по56 кругов в одну и другую
сторону.
16. Чередование «Толстячки худышки»
Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом
положении 35 секунд.
17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
18. «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 23 секунды и выпустить через губы, произнося
«Пых!».
19. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Папапа, папапа».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык
распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами,
произносить: «папапа». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
пошлёпать губами кончик языка;
пошлёпать губами середину языка;
пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
20. «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
21. «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы
языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху
вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
22.«Ступеньки
» (Чередование «чашечка» на верхней
губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»
вверху за зубами)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка.
Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на
верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние
зубы. Удерживать в каждом положении 35 секунд. 23. «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней
губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок.
Затем плавно подуть вверх, на нос.
24 .«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взадвперед.
Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и
подвижность языка.
Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот.
Удерживать язык снаружи и внутри по 35 секунд, не разбирая «чашечки».
25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
26. «Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней. Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации
(нервной проводимости).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его
постепенно вперёдназад. Во время выполнения упражнения произносить: «татата». Произношение слогов
(«татата») помогает ребёнку выполнять задания.
27.«Кусаем боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок,
Пожую ему бочок:
Левый, правый, оба сразу
Я жую как по заказу.
Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев
языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.
Описание: Улыбнуться, спеть: «иии» (язык расширится) – и, не меняя
положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.
28.«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять
мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов,
имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
29.«Загоним мяч в ворота»
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик
(лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку
(сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть
в небольшую чистую бутылочку (изпод капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку
раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.
30.«Лопаточка»
Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней
губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 510.
31.«Дуем на лопаточку»
Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно
лежащего на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на
нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
32.«Горка» («мостик»)
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков.
Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить
«горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 510.
33.«Ветерок дует с горки»
С горки дует ветерок,
И несет он холодок. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять
мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по
середине языка. Воздух должен быть холодным.
34.«Мостик построим – мостик разрушим»
Ставлю я язык «дугой»
И кладу – даю покой.
Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение
мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 35
секунд.
35.«Чистим нижние зубы»(с внутренней стороны)
Ходит «горка» влево – вправо,
Чистит зубки очень браво.
Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать
подвижность языка.
Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с
внутренней стороны.
36.«Катушка»
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая,
Я ее не разрушаю.
Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать»
вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение
повторить 810 раз в спокойном темпе.
37.«Жуём блинчик»
Вот опять язык свернулся,
В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед,
Разжую его вотвот.
Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении
«Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 1015 раз.
38.«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У нее такой круиз.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
39 .«Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая
движения языком вперёдназад.
40. «Барабанщик»
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р».
Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и
многократно повторяя: «ддд». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная
струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дындындын» («звоночек»).
Стучим и произносим: «тдтд» («скачет лошадка»). Многократно произносим: «аддд», «аддд», «аддд» («песенка»).
41 .«Лошадка»
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации,
растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
цокает копытами»).
42. «Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вотвот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять
мышцы языка, растягивать подъязычную связку
(уздечку).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как
растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать
рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
43. «Кучер»
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р».
Развивать силу выдоха.
Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы
вибрируют и слышен характерный звук «тпрууу».
Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
44. «Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка
крепко упирался в зубы. Удерживать 510 секунд.
45.«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать
узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 510.
46.«Маятник»
Влевовправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные
движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 1015 раз.
47.«Змейка»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходитходит взадвперед:
Как же он не устает? Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёдназад
(«жало змейки»).
48.«Индюк»
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по
верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения
постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «блбл» (так «болбочет» индюк).
49.«Качели»
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность.
Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык
за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 35
секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 35 секунд. Так,
поочерёдно, менять положение языка 46 раз.
50.«Пароход»
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Ы» тяну – и к нам идет
Белыйбелый пароход.
Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук
«ыыы» («пароход гудит»).
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.