В консультации для родителей - Как стать самостоятельным, говорится о том, что наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.В консультации для родителей - Как стать самостоятельным, говорится о том, что наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.
Психология для родителей
КАК СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какогото возраста
послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один
прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам
ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения.
Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то
нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е.
умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и
выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению
самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно
принимать решения и нести ответственность за последствия своих
действий.
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно
принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в
той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом
обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия.
Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что
хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки.
Решай сам".
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и
сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать,
когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не
позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт,
в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется
лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с
ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в
будущем. Иначе если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку
он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим,
либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы
хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил
все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы
предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок
сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни,
но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетноролевым играм и к играм с
правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и
подвижным. Игра это своеобразное пространство свободных действий, где можно
опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в
такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться
действовать самостоятельно в реальной жизни.
Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание
режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела
дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать
учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке
приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним"
и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.Источник: Уильям и Марта Сирс "Воспитание ребенка от рождения до 10 лет".
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь