Консультация для родителей "Как воспитывать гиперактивного ребёнка"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 14.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Помните весёлую детскую песенку: «А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель»? Песенка весёлая, а вот сама ситуация – не простая. Конечно, хорошо, когда ребёнок подвижный, живой, активный. Но когда он целый день бегает как заводной по квартире, хватаясь то за один предмет, то за другой, не в состоянии дослушать до конца сказку или вопрос; если на все усилия привлечь внимание малыша (игрушкой или новыми красками) он не задерживается у стола больше, чем на минуту, - это уже не кажется весёлым ни родителям, ни педагогам в детском саду.
Иконка файла материала Как воспитывать гиперактивного ребёнка.docx
Как  воспитывать гиперактивного  ребёнка?   Помните весёлую детскую песенку: «А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель,   вечный   прыгатель»?   Песенка   весёлая,   а   вот   сама   ситуация   –   не простая. Конечно, хорошо, когда ребёнок подвижный, живой, активный. Но когда он целый день бегает как заводной по квартире, хватаясь то за один предмет, то за другой, не в состоянии дослушать до конца сказку или вопрос; если   на   все   усилия   привлечь   внимание   малыша   (игрушкой   или   новыми красками) он не задерживается у стола больше, чем на минуту, ­ это уже не кажется весёлым ни родителям, ни педагогам в детском  саду. Не   следует   любого   возбуждённого   ребёнка   относить   к   категории гиперактивных.   Чрезмерная   активность   детей   –   вовсе   не   болезнь.   Это естественное   состояние   нервной   системы   маленького   человечка, переживающего   бурный   физический   и   эмоциональный   рост.   Ребёнок стремительно развивается. Почти каждый день приносит ему новые умения и навыки. Жизнь малыша наполнена массой свежих впечатлений. Неудивительно, что его нервная система не справляется с нагрузками и перевозбуждается. Это нормальная защитная реакция организма.  Гиперактивный  ребёнок, независимо от ситуации, в любых условиях – дома, на улице,   в   гостях,   в   кабинете   врача   –   будет   вести   себя   одинаково:   бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на самом интересном предмете. Ребёнок   постоянно   крутится   и   вертится,   сидя   на   стуле,   постоянно   что­то теребит в руках, трясёт ногой и т.д. Он просто не может остановиться. Каковы же причины гиперактивности?  Развитие гиперактивности тесно связано с наличием у ребёнка минимальной мозговой дисфункции (ММД).  ММД – недостаточность функций нервной системы, приводящая к трудностям в обучении и поведении. Причины  ММД: •        осложнения   во   время  беременности   (токсикоз,  перенесенные   вирусные инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода, травмы во время родов и т.д.); •        генетический фактор;•        особенности внутрисемейных отношений (частые конфликты и прочее). Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка: Необходимо изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:  Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.  Стройте взаимоотношения с ребенком на доверии и взаимопонимании.  Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил.   Не давайте  ему категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».  Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного).  Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.  Не   настаивайте   на   том,   чтобы   ребенок   обязательно   принес   извинения   за проступок.  Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.  Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Необходимо изменение микроклимата в семье:  Уделяйте ребенку достаточно внимания.  Проводите досуг всей семьей.  Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Необходима организация режима дня и места для занятий:  Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.  Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь.  Снижайте   влияние   отвлекающих   факторов   во   время   выполнения   ребенком заданий. Оградите  ребенка от длительных просмотров телевизионных передач, занятий на компьютере.  Избегайте по возможности больших скоплений людей.  Помните,   что   переутомление   способствует   снижению   самоконтроля   и нарастанию гиперактивности. Необходима специальная поведенческая программа:  Придумайте   гибкую   систему   вознаграждений   (за   хорошо   выполненное задание) и наказаний (за плохое поведение), используя знаковые обозначения или дневник самоконтроля.  Не   прибегайте   к   физическому   наказанию!   Целесообразнее   использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка.  Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому ребенок не воспринимает выговоры и наказания, однако чувствителен к поощрениям.  Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.  Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.  Не   давайте   ребенку   поручений,   не   соответствующих   уровню   его   развития, возрасту и способностям.  Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время  Помогайте   ребенку   приступить   к   выполнению   задания,   т.   к.   это   самый трудный этап.  Не   давайте   сразу   несколько   заданий,   задание   не   должно   иметь   сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.  Объясните ребёнку его проблемы и научите с ними справляться.  Помните,   что   вербальные   средства   убеждения,   призывы,   беседы   редко оказываются   результативными.   Наиболее   действенными   будут   средства убеждения «через тело»:  – лишение удовольствия, лакомства, привилегий;– запрет на приятную деятельность; – прием «выключенного времени» (скамья штрафников);  Помните,   что   вслед   за   понесенным   наказанием   необходимо   позитивное эмоциональное   подкрепление   (поощрение   желательного   поведения   и игнорирование нежелательного). Как помочь гиперактивному ребенку?  В   своих   отношениях   с   ребёнком   поддерживайте   позитивную   установку.   С ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно. При выполнении заданий, поручений     желательно,   чтобы   не   было   окриков,   приказания,   но   и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона также, не было, т. к. ребёнок чувствителен и восприимчив к вам, эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших действий.  Поощряйте   ребёнка   за   все   виды   деятельности,   требующие   концентрации внимания (чтение, раскрашивание).  Следует   избегать   большого   количества   кружков,   секций,   т.   к.   завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости, капризам.  Для   ребёнка   необходимы   чёткие   границы   дозволенного   и   обязательна «обратная связь» от взрослого, иначе, при вседозволенности, ребёнок начинает манипулировать взрослыми.  Т. к. ребёнку часто делают замечания, страдает его самооценка, поэтому надо чаще хвалить ребенка за успехи и достижения, даже самые незначительные. Но похвала неискренняя, незаслуженная недопустима, ребёнок может перестать доверять  вам. Хвалить  за  удачное  выполнение задания,  за усидчивость  или аккуратность лучше не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.  Инструкции и указания следует давать в короткой и немногословной форме, они должны содержать не более 10 слов, т. к. в противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас.  Большие задания лучше давать частями (вторую часть только после того, как он   выполнит   первую).   Также   не   нужно   давать   несколько   заданий   сразу. Выполнение коротких заданий следует проконтролировать.   Запретов не должно быть слишком много, они должны быть заранее оговорены с ребёнком и сформулированы в очень чёткой и непреклонной форме. Ребёнок должен знать, что будет или какие санкции будут введены за нарушение тогоили иного запрета. При выполнении санкций следует быть последовательными, иначе ребёнок будет бояться не наказания, а «эмоциональной бури» родителей, начнет скрывать происшествия от родителей, отношения ухудшатся.   Избегать   слов   «нет»,   «нельзя»   и   резких   запретов.   Ребенок   может отреагировать   непослушанием,   агрессией.   Если   вы   что­либо   запрещаете ребёнку   лучше   говорить   спокойно   и   сдержанно.   Вместо   «нет»   дайте возможность выбора другого занятия.  За несколько минут до начала новой деятельности предупредите ребёнка об этом. Можно завести будильник или таймер для напоминания о прекращении деятельности.   он   заслуживает вознаграждения. Здесь уместно использовать систему поощрения и наказания.   Если   ребёнок   выполняет   условия,  Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.  С  целью  предупреждения   перевозбуждения  следует  ограничить  пребывание ребёнка в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.  Соблюдать чёткий распорядок (режим) дня: время приёма пищи, прогулки, сна.   Оградить   ребёнка   от   длительных   занятий   на   компьютере,   просмотра телевизионных   программ,   т.   к.   это   способствует   эмоциональному возбуждению.  Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки   с   родителями.   Показано   плавание,   бег   и   другие   виды неколлективного спорта.  Перед сном   можно почитать ребёнку сказки, примеры которых приведены чуть ниже. Сказки  для гиперактивных  детей «Котенок  Мур­Мур» В   одной   семье   жил   маленький   котенок   Мур­Мур.   Имя   ему   было   выбрано неслучайно, каждый раз, когда хозяева гладили его по пушистой спинке, он громко мурлыкал:«Мур, мур, мур». Это был славный котенок, но, как все маленькие дети, он был озорным, непослушным и неуклюжим. То запрыгнет на стол и опрокинет вазу с цветами,   то   наступит   лапкой   в   свою   тарелочку   и   разольет   молоко,   то разбежится и ударится головой о стену. Хозяева очень любили котенка. А сам Мур­Мур больше всех любил маленького сына своих хозяев. Ему нравилось, что мальчик весь день мог вместе с ним бегать, прыгать и кувыркаться. Мур­Мур считал его настоящим другом и даже ложился спать с ним в одной комнате. Но   как   только   дом   погружался   в   ночь,   и   предметы   исчезали   в   темноте, маленький котенок просыпался. Он не мог спокойно спать ночью, он боялся, что  может  произойти  что­то  страшное. Как  отважный  разведчик, Мур­Мур выходил из комнаты мальчика и начинал бродить между стульями и ножками стола, заглядывать за шкаф и холодильник, обнюхивать каждый угол. Котенок честно охранял сон своих хозяев. Под утро, когда начинало светать, усталый котенок шел в комнату к мальчику, но почему­то всегда оказывался в спальне его родителей. Он запрыгивал к ним на кровать, и они, конечно же, сразу просыпались. Хозяевам не нравилось, что Мур­Мур приходит в их комнату и мешает спать, но они не ругали котенка, не прогоняли его в другую комнату. Просто они очень сильно огорчались и говорили друг другу: «Как было б здорово, если бы Мур­Мур до утра спал в комнате сына, а мы могли бы выспаться». Однажды сынишка узнал, что происходит по ночам и как его родители мечтают выспаться. Тогда он взял котенка к себе в комнату и объяснил ему, что не надо ходить к родителям и мешать им спать. Котенок все понял и радостно муркнул. С тех пор по ночам он спокойно спит в комнате мальчика. «Догадливый комарик» В одной квартире жил комарик. Утром и днем он сидел на шторе и следил за происходящими   во   дворе   событиями   или   сладко   спал.   Вечером,   когда   вся семья собиралась за ужином, он незаметно подлетал к вазочке с медом или вареньем и лакомился вкусным угощением. А   ночью,   когда   хозяева   ложились   спать,   комарик   залетал   в   их   спальню   и начинал кружить по комнате. Он весело жужжал про все события, которые видел утром и днем.Комарик думал, что хозяевам интересно его слушать и даже не догадывался, что они хотят спать. Однажды ночью хозяин не выдержал, включил свет, скрутил газету в трубочку и начал гоняться за комариком. Вначале комарик подумал, что хозяин решил с ним поиграть, и начал радостно летать вокруг его головы. Но уже через минуту он понял — с ним не шутят. Догадливый комарик незаметно вылетел из спальни и с тех пор навсегда забыл туда дорогу. «Голубая Искорка» Эта история о Голубой Искорке. Так звали удивительную маленькую рыбку, которая так быстро двигала хвостиком и плавниками, что никто не мог ее догнать. Это хорошее свойство, если надо кого­то догнать или, наоборот, от кого­то удрать. Но беда в том, что Голубая Искорка не могла ни минуты оставаться на одном месте, и поэтому у нее не было возможности полюбоваться красотой подводного мира. От этого ей становилось грустно, тем более что другие рыбы рассказывали о необыкновенных вещах, что встречаются на морском дне. Попробовала  она  плавать  помедленнее,  да куда там, словно неведомая сила мчит ее вперед! В   один   прекрасный   день   Голубая   Искорка   углубилась   в   воспоминания,   и припомнилось   ей   время,   когда   и   течение   было   помедленнее   и   вода поспокойнее. Она так и ощущала это медленное, ласкающее течение и совсем разомлела от своих мыслей. И вдруг заметила, что плавнички и хвостик стали двигаться медленнее! Рыбка пришла в восторг от своего открытия. Она решила проверить, неслучайно ли это произошло. Снова подумала о тихом ласковом течении, и снова сбавила скорость. Получилось! Тут она не спеша подплыла к стайке рыбок и вместе с ними стала любоваться лежавшим   на   дне   сундуком   с   сокровищами.   Другим   рыбкам   тоже   было приятно, что Голубая Искорка может теперь играть вместе с ними и узнавать много интересного...  «Будильник»Часы   бывают   разные:   большие,   маленькие,   электронные,   кварцевые, механические,   настенные,   карманные,   наручные.   Бывают   часы   с   боем,   с «кукушкой» и даже музыкальные. Наша сказка про маленькие часики по имени Будильник. В одной квартире жил Будильник. Кроме него в этой квартире жили большие настенные часы и нарядные часики с зеркальцем. Большие настенные часы были главными. Они висели на самом видном месте и всегда показывали точное время. Это были часы хозяина квартиры. Нарядные часики с зеркальцем принадлежали хозяйке квартиры. Прежде чем узнать, который час, хозяйка всегда вначале смотрела на себя в зеркальце, а уж потом на часики. Будильник   принадлежал   сыну   хозяина   и   хозяйки   квартиры   и   был   похож   на большие папины и красивые мамины часы. Только у Будильника, в отличие от других часов, была еще одна дополнительная стрелка. Он не знал, для чего нужна эта стрелка, и часто, когда хозяева квартиры и их сынишка засыпали, передвигал   ее  с  места   на  место.  Иногда   Будильник   ставил   эту  стрелку   на цифру «два», иногда на «три», иногда на «четыре». Каждый раз это были разные цифры, и каждый раз Будильник просыпался среди ночи от странного звона. Иногда он просыпался в два часа ночи, иногда в три, иногда в четыре. Вместе с Будильником просыпались большие настенные часы, нарядные часики с зеркальцем и все жители квартиры. — Что такое? — сердились на стене папины часы. —  Почему   такой  звон  среди  ночи? —  Что   случилось? —  пугались  мамины часики. — Чего ты звенишь, Будильник? — Я не знаю, — отвечал Будильник. — Я тоже проснулся от этого громкого звука. Каждую ночь Будильник звонил среди ночи, и каждую ночь на него сердились большие   настенные   часы,   красивые   часики   с   зеркальцем   и   все   жители квартиры. Будильник и сам страдал от этих ночных звонов. Он плохо спал, и от этого его стрелки   начинали   медленнее   двигаться   и   показывали   неверное   время.   Со временем Будильник все больше раздражал другие часы и хозяев квартиры.Даже сынишка хозяев больше не смотрел на Будильник и проверял время по папиным или маминым часам. Как­то   мальчик   и   вовсе   решил,   что   ему   больше   не   нужны   часы,   которые показывают неточное время, да еще и звонят среди ночи. Он даже собрался выбросить Будильник, как вдруг услышал. — Оставь меня, пожалуйста, в комнате. Я плохо работаю, потому что плохо сплю по ночам, — плакал Будильник. — Почему ты плохо спишь? — удивился мальчик. — Я просыпаюсь из­за громкого звона внутри себя и уже не могу уснуть до утра. «Странно», — подумал сынишка и решил помочь Будильнику. Он взял часы в руки, внимательно посмотрел на циферблат и вдруг заметил дополнительную стрелку. — Что это за стрелка? — спросил мальчик. — Я не знаю, — честно ответил Будильник, — я часто играю этой стрелкой, кручу ее туда­сюда. —   Кручу   туда­сюда,   —   передразнил   сынишка   Будильник   и   неожиданно спросил: — Во сколько ты сегодня услышал звон? — Сегодня в «три», — отозвался Будильник. — И стрелка показывает на «три», — ненадолго задумался мальчик и вдруг радостно вскрикнул: — Да это же стрелка­сигнал нужного времени! — Как это — стрелка­сигнал? — спросил Будильник. — Все просто, — ответил умный мальчик. — Ставим стрелку на «три» — и слышим звонок ровно в три часа. Ставим на «пять» — и сигнал звучит в пять часов. Понятно? —  Да,  —   обрадовался   Будильник,  —   теперь   я   смогу   спать   всю   ночь,  если поставлю стрелку на «семь».—   Конечно,   —   подтвердил   мальчик   догадку   Будильника,­   ты   сможешь спокойно спать всю ночь, ты выспишься, и твои стрелки будут показывать точное время. С тех пор Будильник и мальчик стали лучшими друзьями. Они вместе спокойно спали   ночью,   а   утром   вместе   просыпались   по   звонку   стрелки­сигнала. Отдохнувший   за   ночь   Будильник   показывал   точное   время,   а   отдохнувший мальчик был бодрым и хорошо учился в школе. Любовь, терпение и труд – вот три кита, на которых должно основываться воспитание «живчика». Для начала свыкнитесь с мыслью, что ваш гиперактивный ребенок немного особенный. Да, с ним бывает невероятно сложно, он выматывает силы и нервы. Причём не только   вам,   но   и   себе,   отчего   тоже   страдает.   Зато   у   этого   шустрика   есть бешеный   энергетический   потенциал,   который   можно   направить   в конструктивное русло. И в таком случае ребенок будет умным и талантливым. И в ваших силах, дорогие мамы и папы, помочь малышу стать таким.  Во многих источниках сегодня можно прочесть, что из гиперактивных детей часто   вырастают   двоечники,   хулиганы   и   вообще   –   всякие   асоциальные личности. Подобными прогнозы необоснованны. Ведь такое развитие событий возможно,   только   если   родители   пустят   развитие   ребенка   на   самотёк, самоустранятся. А вы – я уверена – совсем не такие.  Между прочим, гиперактивность может быть даже полезной и плодотворной. Нередко   в   детском   саду,   а   потом   и   в   школе   именно   такиесуперживчики оказываются на высоте. И в отличие от обыкновенных, среднестатистических детей,   проявляют   свою   неординарность.   Так,   например,   благодаря   своему «внутреннему   моторчику»   гиперактивный   ребенок   способен   выучить   текст вдвое быстрее, чем его «обычный» сверстник.  Уникальность «энерждайзеров» ­ и в интересной способности самовыражаться через движение. В связи с этим они нередко становятся прекрасными актерами, танцорами или спортсменами. Оказывается,   гиперактивными   считались   многие   гении:   Моцарт,   Ньютон, Эдисон,   Бернард   Шоу,   Александр   Македонский,   Пикассо,   Дали,   Пушкин, Достоевский. В   процессе   развития   ребёнка   с   ММД   происходит   постепенная   компенсация имеющихся нарушений. При благоприятной системе обучения, воспитания и своевременного   лечения   у   врача­невролога   к   подростковому   возрасту сглаживаются имеющиеся ранее симптомы.