Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?
Оценка 4.6

Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?

Оценка 4.6
Лекции
doc
родителям
Детсад
08.03.2018
Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?
В консультации для родителей - Какова причина детских страхов, говорится о том, что если взрослый будет демонстрировать ребенку свой испуг, эмоционально усиливая тем самым эффект воздействия на него, то малыш не научится осторожности - он научится всего бояться... Взрослый «обучает» ребенка в конкретной ситуации.В консультации для родителей - Какова причина детских страхов, говорится о том, что если взрослый будет демонстрировать ребенку свой испуг, эмоционально усиливая тем самым эффект воздействия на него, то малыш не научится осторожности - он научится всего бояться... Взрослый «обучает» ребенка в конкретной ситуации.
77.1. + Какова причина детских страхов.doc
Психология для родителей. КАКОВА ПРИЧИНА ДЕТСКИХ СТРАХОВ? Страх ­ эмоциональная реакция, возникающая при испуге. У маленького ребенка особенно на втором году жизни, страх может возникнуть как реакция на присутствие незнакомых  людей, незнакомую обстановку, непонятную ситуацию, даже если нет прямой опасности. В этот  период жизни ребенок обостренно реагирует на все новое, поэтому родители должны прогнозировать его поведение, оберегать от внезапных резких воздействий. Нервная система ребенка еще не окрепла, жизненный опыт отсутствует, а  представления о социальном мире только начинают складываться. Желательно создать атмосферу уверенности и спокойствия. Что же может испугать малыша?  Приведем еще пример: Малыш идет рядом с вами. Вдруг из кустов появляется собака. Не дожидайтесь,   когда   она   приблизится   к   вам   с  громким   лаем.   Возьмите   ребенка   на   руки,   ос­ тановитесь,   как   можно   спокойнее   скажите:  «Ах, какая собачка! Где же ее хозяин? Где же поводочек?». Это обращение уже не к ребенку, а к хозяину собаки. В ответ вы можете услышать: «Не бойтесь! Она не кусается!». И все  же попросите взять собаку на поводок. Затем  опустите малыша на землю, доброжелательно  и спокойно скажите: «А мы и не боимся! Как  же зовут вашего   четвероногого   друга?».  Так следует действовать в любой «нештатной»   ситуации  ­ прогнозировать, стараться не допускать нежелательных, пугающих моментов. Конечно, на все случаи жизни рецепты дать трудно, да их и не существует. Ясно одно: если взрослый   будет   демонстрировать   ребенку  свой   испуг,   эмоционально   усиливая   тем самым   эффект   воздействия   на   него,   то   малыш   не   научится   осторожности   ­   он научится   всего   бояться...  Взрослый   «обучает»   ребенка   в   конкретной   ситуации.   Собаки   не следует бояться ­ ее надо опасаться. Не надо ничего бояться, если рядом мама или папа и если все делать  так, как делают они. Эти знания ребенок постигает не через пространные разговоры, а на эмоционально­чувственной ориентировочной основе. Предоставьте ему возможность наблюдать за всем происходящим, в первую очередь за вами.  Порой взрослому трудно представить причину детского страха. Ребенок может отказаться идти в ванную комнату, потому что вчера труба «рычала», а кран шумел   и   брызгал   на   него,   как   бы   сердясь:  «Кто   это   здесь?».   Малыш   отказывается   мыть­ся? Почему? Присядьте на корточки ­ так вы  окажетесь на уровне его глаз. Взгляните: перед вами решетка бокового слива воды. Боже мой?! Какая же она страшная! «Смотрит» пустыми глазницами и пугает: «А кто там?». Стоит вам заклеить решетку красивой картинкой, и ребенок успокоится: «Дюдюка ушла!». Испуг оказывает нежелательное влияние на психику ребенка, который еще не обладает до­ статочным воображением  и буквально понимает слова, сказанные, например,  в такой игровой форме: «Кто кашку не ест, молочко не пьет? Кого волк съест? Кого коза забодает? Кого старик в мешке унесет? Кто такой сладенький, кого я и сама съем?». Не стоит пугать малыша ни Дюдюкой, ни Турлой­Мурлой, ни стариком с мешком... Ведь ему так трудно разобраться в этом огромном мире «больших» людей.. ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ? КАК ОНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ У МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ? КАК ЕЕ ПРЕОДОЛЕТЬ? Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке ин­ формации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление. Существует много фобий (тревог):  агорафобия  ­  боязнь видимого пространства  (страшно пройти  по мосту, пересечь  дорогу и  т.п.);  клаустрофобия  ­  боязнь   замкнутых   пространств (страшно находиться в закрытом помещении, в музее и даже театре); акрофобия ­ боязнь высоты (страшно летать на самолете,  пройти по высокому мосту, подойти к окну,  стоять на балконе 1 верхнего этажа высотного дома: кажется, что высота «манит», и человек  невольно двигается к краю, хотя не делает ни одного шага); фобофобия ­ страх перед наступлением страха и т.п. Часто подверженные фобиям люди сознают бессмысленность своих страхов, но справиться с ними не могут. Психиатры четко различали тревогу и страх еще в  XIX веке. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза ­ пропал страх. Тревога не  имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Значит, тревога ­ это болезненное состояние психики, избавиться от которого можно только с помощью психолога, психоневролога, психиатра. Истоки тревожности следует искать в раннем детстве. Уже на втором году жизни она может возникнуть как результат неправильного воспитания.  Как проявляется тревожность? Ребенок боится потерять мать из поля зрения и в прямом смысле слова держится за ее юбку. Он постоянно   ожидает   какого­либо   страшного  «события»:   внимательно   вглядывается   в   лица незнакомых людей, не подпускает к себе посторонних, прячется за мать, плачет при резких звуках, боится заводных игрушек, а также игрушек мычащих, пищащих, шуршащих. Особый страх могут вызвать игрушки прыгающие, хлопающие крыльями, с загорающимися глазами, маски, передающие характерные эмоциональные состояния (боль, страх, сарказм), а  также имеющие утрированные части лица (большие глаза, растянутый зубастый рот, высунутый язык, большой нос, неестественно торчащие уши и т.п.). Как уже отмечалось, для детей второго года жизни характерна обостренная ориентировочная реакция на новизну. Эмоционально отрицательные впечатления раннего детства могут стать причиной тревожности и формирования такой нежелательной черты характера, как трусость.   Взрослые   не   должны   провоцировать   страхи,   приводящие   к  тревожности. Профилактика тревожности ­  чуткое, внимательное отношение к ребенку, охрана его нервной системы. Американский психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится с другими людьми и в которых отчетливо проявляется его индивидуальность. Именно такие отношения возникают между матерью и ребенком. Салливан называл их эмпатией, т.е. вчувствованием.  Если  ребенок растет боязливым,  значит,  что­то  неладно в его отношениях с матерью. Дело не  только   в   недостатке внимания   и   любви.   Если  мать   боязлива,   ребенок   тоже   становится   пугливым.   Это   встречается настолько часто, что возникла  гипотеза:  боязливость передается по наследству. Но  все  же многие психотерапевты уверены, что это результат воспитания в младенческом и раннем возрасте. Отечественные  (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,   А.В.   Запорожец  и   др.)  и   американские (Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан  и др.)  ученые утверждают,  что в ранние  годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда,  питье, сон,  собственная безопасность. Когда  эти потребности  удовлетворяются в полной  г социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире ­ все  то, что способствует развитию человека как  личности. Пусть это только маленькие «ростки», чуть заметные «родники» рождающейся личности, но они должны присутствовать в его жизни. Не случайно говорят: человек рождается дважды ­ первый раз физически и второй ­ духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития   возможностей   и   соответственно   источником   тревоги   становится   неодобрение   его поведения   взрослым.   В   результате   вырастает   психопатический   асоциальный  человек,   плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему. Маленького   ребенка   следует   учить   преодолевать   тревогу.   Это   особенно   важно   на  ранних этапах, когда идет интенсивное становление психики ребенка. На втором году жизни не следует формировать ни бесшабашного бесстрашия, ни чрезмерной осторожности. Ребенка надо чутко «вести за   руку»,   передавая   ему   опыт  взаимодействия   с   окружающим   миром,   помня   о  возрастных особенностях.   Формирование   ба­зального   доверия   к   окружающему   миру   необходимо   для преодоления детской тревожности. 2 ПОЧЕМУ МАЛЫШ К ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИДЕТ НА РУКИ, ВСТУПАЕТ В КОНТАКТ, А ОТ ДРУГОГО ОТВОРАЧИВАЕТСЯ, УБЕГАЕТ? Родители часто не понимают: почему их малыш не желает вступать в контакт с «большими» друзьями семьи. Как бы «тетя» ни уговаривала его: «Иди­иди­иди ко мне», ласково улыбаясь, он не подпускает ее к себе. В чем причина этого? Маленькие   дети,   попадая   в   любую   незнакомую   ситуацию,   прежде   всего,   ориентируются  на поведение близкого человека, прежде всего матери. Бывает, перед приходом гостей она жалуется мужу: ей «не до гостей», она устала, а теперь готовь, развлекай... Ребенок очень чувствителен к выражению   лица   матери,   ее  интонациям.   Эмоциональное   отношение   матери   к   происходящему является для него лакмусовой бумажкой для понимания ситуации ­ по  выражению ее лица он ориентируется в окружающем: что хорошо, а что плохо. В описываемой ситуации малыш почувствовал напряжение мамы, увидел ее реакцию на звонок в дверь ­ бросилась к зеркалу, чтобы  нанести последние штрихи на лицо, поспешила  сбросить домашнее платье... Этого достаточно, чтобы ребенок насторожился, и, хотя взрослые приняли гостей с распростертыми объятиями, он эмоционально отстранился от них. Кроме того, маленькие дети, прежде чем отреагировать на взрослого, вглядываются в его лицо, как бы «считывая» информацию о нем. Одни люди очень эмоциональны, обладают развитой мимикой, действуют   адекватно   ситуации.  Другие   делают   «хорошую   мину   при   плохой   игре».   Ребенок обязательно отреагирует на это несоответствие внешнего и внутреннего. Дети, особенно второго года жизни, после  «взрослых» праздников долго не могут заснуть, а ночью вскрикивают, заходятся в плаче. Ведь даже такому маленькому ребенку снятся сны.  Сны, считают ученые, это «выход» дневного напряжения, освобождение от нервных перегрузок. Так стоит ли такие перегрузки допускать в жизни ребенка?  Следует знать, что маленькие дети проявляют тревожность по отношению к постороннему человеку. Поэтому, придя в гости, не переключайте сразу же свое внимание на маленького ребенка, не стремитесь брать его на руки, подбрасывать, тормошить, настаивать на контакте. Взрослый имеет право на контакт только в том случае, если ребенок «допускает» его  до себя, именно ребенок решает, «быть или не быть» дружбе. ПСИХОЛОГИ ОПРЕДЕЛЯЮТ НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ НАЛАЖИВАНИЯ КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА. 1.  Прежде всего, в его присутствии войдите в эмоциональный контакт с близким для него человеком, например с мамой. Дружелюбно разговаривая с ней, изредка бросайте взгляд на малыша, но не делайте никаких попыток за говорить с ним. 2.   Разговаривая с мамой, улыбнитесь ребенку издалека, спросите маму: «Да кто же это такой хороший? Да кто же такой красивый? А как же его зовут?». 3.  Подойдите к ребенку вместе с мамой, назовите по имени, улыбнитесь. Попытайтесь получить ответную улыбку ­ разрешение на контакт. Если он вам улыбнулся, можно переключить внимание с матери на ребенка, но пока не берите его на руки. 4. Сделайте понятный ребенку жест: «Иди­ иди ­иди ко мне!». Если он протянул к вам руки, присядьте на уровне его глаз, улыбнитесь, загляните в глаза, назовите ласково по имени. 5.  Спросите: «Пойдешь ко мне?». Сделайте понятный для ребенка жест «приглашение на ручки». Если он протягивает вам руки – вы имеете право на контакт. 6.   Возьмите   ребенка   на   руки,   погладьте   по  плечу,   по   спине,   по   голове   легкими движениями. Еще раз назовите по имени, а затем спросите: «А где же наша мама?» (возможно, он за­ хочет перейти к ней на руки). Если малыш все же остается у вас на руках, мама должна подойти к вам и представить вас ребенку, спросить: «А где же тетя Надя?». И, положив руку  на плечо гостьи, ответить: «Вот тетя Надя! Хорошая тетя Надя!». 3 Не целуйте ребенка в лицо, губы, шею. Вы имеете право, в исключительном случае, при­ коснуться губами к волосам на затылке. «Какие сложности!» ­ воскликнут удивленные родители. Неужели малыш так чувствителен к контактам   с   посторонними?   Да,   он   только   входит   в   окружающий   мир,   и   взрослые  должны понимать,   что   это   хрупкое,   нежное   и  очень   чуткое   существо   требует   не   только   ласки   и милосердия,  но  и  исключительно  бережного отношения. И уважения.  Потому что маленький, беспомощный ребенок уже несет в себе высокий статус ­ человек.                                                                                                                                                                        Дошкольное воспитание № 6 , 2004 г.  стр. 106 ­ 109.                                              Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь. 4

Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?

Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?

Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?

Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?

Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?

Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?

Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?

Консультация для родителей - Какова причина детских страхов?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018