Консультация для родителей - КОГДА НАЧИНАТЬ ГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ?

  • Лекции
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - КОГДА НАЧИНАТЬ ГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ, говорится о том, что первый класс решает судьбу всего школьного обучения. И он является серьёзным испытанием, как для ребёнка, так и для родителей. А самое главное - умения, навыки и запас знаний вашего ребёнка закладываются дома, ещё до школы. Не бойтесь учить детей как можно раньше всему - потом будет легче и вам, и вашему ребёнку. Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть-семь лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном го-роде или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края.В консультации для родителей - КОГДА НАЧИНАТЬ ГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ, говорится о том, что первый класс решает судьбу всего школьного обучения. И он является серьёзным испытанием, как для ребёнка, так и для родителей. А самое главное - умения, навыки и запас знаний вашего ребёнка закладываются дома, ещё до школы. Не бойтесь учить детей как можно раньше всему - потом будет легче и вам, и вашему ребёнку. Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть-семь лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном го-роде или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края.
Иконка файла материала 14 - Консультация - когда начинать готовить ребёнка к школе.doc
КОГДА НАЧИНАТЬ ГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ? Скоро ваш ребёнок приступает к систематическому школьному обучению. Перед ним открывается; замечательный мир знаний.  Ему предстоят увлекательные путешествия в страны  чисел  и  слов, в прошлое и будущее. Он узнает, как устроены звери, птицы и растения,   научится   решать   сложные   задачи,   начнёт   понимать   книги,   написанные   на иностранном языке. На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что ­ то не будет удаваться, где­то потребуется приложить очень значительные усилия. Но если относиться к этому спокойно, не   терять  бодрость   духа,   сохранять   настойчивость,   то   любые   трудности  удастся преодолеть. А готовить ребёнка к школе надо с двух­трёх лет. Однако многие родители очень часто рассуждают примерно так: ­ Нет, я не буду своего ничему учить заранее, пойдёт в  школу, там его всему и научат. Кто­то должен научить вашего ребёнка читать, считать и писать. Почему же не мать? ­ Не отец? Почему мы сознательно отказываемся от этого? Известно, например, что историк Карамзин сам обучал своих сыновей немецкому языку. Занимался со своими детьми и Лев Толстой, не говоря уже о жене его Софье Андреевне почему же сейчас бытует твёрдая уверенность, что наших детей должны воспитывать только другие, официальные люди ­ воспитатели детского сада, учителя? Конечно, современная жизнь трудна, трудно за всем угнаться, в особенности женщинам. И всё­таки... Нам, родителям, следует открывать как можно больше миров своим детям: мир интересных книг, мир увлекательного чтения, мир прекрасных путешествий вместе с путешественниками всех времён и народов, мир исторических тайн и преданий, мир искусства. Ведь именно первый  класс решает судьбу всего школьного обучения. И он является серьёзным испытанием, как для ребёнка, так и для родителей. А самое главное ­ умения, навыки и запас  знаний вашего ребёнка закладываются дома, ещё до школы. Не  бойтесь учить детей как можно раньше всему ­ потом будет легче и вам, и вашему ребёнку. Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас зна­ ний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл  за первые шесть­семь лет своей жизни. Каждому   первокласснику   необходимы   знания   о   жизни   нашей   страны,   о  родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе 1приобретения  этих   знаний   и   формируется   столь   необходимая   первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Интересного вокруг много, но ключи к этому интересному вы должны выковать для своих детей сами, с терпением примеряясь  к собственному  ребёнку.  Не опережающее  изучение  программы  первого класса,   а   всестороннее   развитие   ребёнка   должно   стать  содержанием   умственной подготовки   будущих   первоклассников.  Постарайтесь   создать   в   семье   атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Мы   надеемся,   что   наши   советы   помогут   Вам   лучше   разобраться   в   специфике возраста дошкольника, соотнести требования школы с психологическим обликом вашего ребёнка и практически помочь подготовить его к школе. НА ПЕРЕПУТЬЕ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНОЙ И ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ Ваш   ребёнок   идёт   в   первый   класс,   Вы   счастливы   и   горды.  И   вы,   естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами   и   ходит   на   лыжах),   вас   всё   равно   не   покидает   какое­то   беспокойство.   Ещё большее   волнение   испытывает   ребёнок:   ведь   он   находится   на   перепутье   между дошкольной и школьной жизнью: Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит   что­то   новое,   неизвестное.   На   душе   и   печаль,   и   радость,   и   нетерпение,   и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка. Дети 6­7 лет реагируют на состояние неопределённости  всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни. Запись   в   школу,   приобретение   школьных   принадлежностей   придают   некоторую определённость контурам школьного  будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника.  По   мнению   детей,   "настоящий   школьник   ­   это   счастливый   обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки". Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность ­ и для ребёнка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Чаще же это 2расхождение   начинает   сказываться   к  концу   начального   обучения.   Будучи   азартным игроком,   ревностным   исполнителем   школьных   правил,   такой   ребёнок   сыграл  роль "настоящего школьника" на славу, но всё это ему надоело. И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика. Поэтому  так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку настроиться   именно   на   реальную   школу,   где   ребёнок   должен   будет   в   первую очередь   учиться   и   где   для   этой  учёбы   от   него   потребуется   немало   усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой. И во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть, как он начнет свою учёбу в школе.               ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ Психологическая   готовность   ребёнка   к   обучению   в   школе  является   важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и в детском саду. Её содержание определяется   системой   требований,   которые   школа   предъявляет   к   ребёнку.  Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного   управления   своим   поведением,   выполнения   умственной   работы, обеспечивающей   сознательное   усвоение   знаний,   установление   со   взрослыми   и   со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Прежде всего, у вашего ребёнка должно быть  желание  учиться. Неоднократные опросы   детей   подготовительных   групп  показали,   что   поступить   в   школу   хотят практически   все   дети,  хотя   обоснование   этого   желания   они   дают  весьма   различное. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники  туда пойдут, потому, что слышал дома, что поступить в эту гимназию очень важно и почетно, потому, что в школе есть звонки, перемены. Однако это не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно учиться. Они ещё не осознают, что для того, чтобы приготовить урок, придётся пожертвовать игрой и прогулкой, хотя они и знают, что нужно делать уроки. Поэтому именно внутренняя позиция школьника и является основой готовности к школе. Если   вы   хотите   помочь   ребёнку   овладеть   знаниями,  учиться   в   школе   радостно, попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь. А начните эту жизнь со следующего: ­ расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в  школе; 3­ на доступных примерах покажите своему ребёнку важность уроков, оценок, школьного  распорядка; ­ воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний; ­ воспитывайте произвольность, управляемость поведения; ­ никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и  сил; ­ внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе. Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы: 1. Хочешь ли ты идти в школу? 1. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? 2. Как ты думаешь, с кем лучше учиться —  в школе с учительницей или дома с  мамой? 2. Что делает учитель в школе? 3. Для чего нужны парта и звонок в школе? О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются   занятия,   получение   знаний,   лучше   учиться   с   учительницей   в   школе, предпочтение школьного обучения домашнему. Но если так случилось, что ваш ребёнок проявляет, в основном, интерес к внешней стороне учёбы, то есть к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не  огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 2­3 месяца он исчезнет,  а ему на смену придёт интерес к знаниям, к содержанию занятий. Однако у вашего ребёнка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать   себя   неуютно.   Значит,  готовность   учиться   в   школе   у   него   ещё   не сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны  быть очень   терпеливыми.   Необходимо   дождаться,   пока   ребёнок  сам,   наблюдая   за   другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.  КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ВАШ РЕБЁНОК Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен  обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1­ом классе. Эти качества можно представить следующим образом: 4 внимание, способность к длительному (15­20 минут) сосредоточению;  хорошая память;  сообразительность;  любознательность;  развитое воображение;  начальные навыки чтения, письма, счёта;  физическая ловкость;  волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);  организованность, аккуратность;  дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми. Значит ли это, что только дети, обладающие всеми этими качествами, могут  успешно учиться в первом классе. Разумеется, нет. Более того, как известно,  продолжениями наших достоинств являются наши недостатки: любознательный  ребёнок легко откликается на всё новое, но очень не любит "повторения" и  неизбежных типовых упражнений; дружелюбный ребёнок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т.д. Тем не менее, родители должны прилагать  максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях эти замечательные качества,  потому что они станут залогом их успешной учёбы в дальнейшем. Родителям нельзя  забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребёнок доверчив и  открыт любому школьному начинанию. И это самая благоприятная возможность для  того, чтобы сформировать у ребёнка нужные положительные качества.                                ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ Вашему ребёнку исполнилось  6­7  лет. Это  именно тот  возраст, в котором при благоприятных  условиях   воспитания   ребёнок   из   дошкольника   превращается   в школьника. В это время происходит обобщение всего того, что ребёнок усвоил за свою короткую жизнь для того, чтобы приучить его к условиям систематического обучения, сформировать   у   него   умение   учиться.   Здесь   важно   не   только   овладение   навыками общения,   которые   сами   по   себе   очень   нужны   для   вхождения   ребенка   в   классный коллектив,   но   и   формирование   такой   важной   стороны   мышления,   как   способность рассуждать,   обдумывать   какой­либо   вопрос,   задачу.   Эта   способность   усиливается   в творческом общении с другими людьми, в результате  чего ребёнок не только учится 5рассуждать, но и привыкает уважать чужое мнение. Чтобы   успешно   учиться   в   первом   классе,   ребёнок   должен  научиться   понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы   произвольность   внимания,   умение   планировать   и   контролировать  свою деятельность. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно   и   тем   детям,   которым   впервые   приходится   постигать   смысл   слов  "надо"   и "нельзя". Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе ­ умение жить в коллективе, считаться с интересами  окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам,   не  умеет   правильно   оценивать   своё   поведение,   ему   трудно   привыкать   к школе. Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая   школу,   малыш   привыкает  к  ритму   её   жизни,   к   распорядку   дня,   учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы. Всем   родителям   необходимо   своевременно   проверить  сына   или   дочь   у   логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания,  картавости,   шепелявости   и   других   дефектов   речи   ребёнок   становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Сейчас во многих школах проводится собеседование при  поступлении в школу. Во время устной беседы выясняются умения составлять рассказ по картинке, отвечать на вопросы, решать простейшие задачи, проверяется устный счёт, анализ слова, речь ребёнка (связность, эмоциональность, чёткость, словарный запас), способность понимать вопрос и отвечать по существу, не  отвлекаясь на постороннее, фонематический слух, логичность рассуждений;   при   выполнении   практических   заданий:   сенсорное  развитие,   умение планировать свои действия. Наряду с этим выявляется исходный уровень первоначальных математических представлений, знание цифр, букв, умение читать, владение ножницами. Существует очень много методик, по которым можно проверить готовность ребёнка к школе. Однако, какие бы методики не использовались для этого, ни в коем случае  не 6следует   заниматься   натаскиванием   детей  перед   беседой.   Ребёнок   обязательно выдаст ваши старания, и учитель или психолог очень  легко определят, когда ребёнок просто зазубрил готовые ответы на вопросы. Помните, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего не добиться одноразовым усилием. Только постоянная систематическая работа может дать хорошие результаты. В   последний   год   перед   школой   нужно   постараться   преодолеть   все   недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш   ребёнок   играет   со   своими   сверстниками,   подумайте,   умеет   ли   он   подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать,  отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.                                           Материал подготовлен педагогом­психологом:   Е.М.Бондарь. 7