В консультации для родителей - КРИЗИС 3 ЛЕТ, говорится о том, что в 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой це-ной завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми. Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни.В консультации для родителей - КРИЗИС 3 ЛЕТ, говорится о том, что в 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой це-ной завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми. Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни.
Психология для родителей.
КРИЗИС 3 ЛЕТ
Наконецто вашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит,
бегает и разговаривает... Ему многое можно доверить самому. Ваши требования
непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь вам. И вдруг... вдруг... С вашим
любимцем чтото происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное в худшую
сторону. Как будто ктото подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и
податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное,
своенравное,
упрямое капризное существо.
Мариночка, принеси, пожалуйста, книгу, ласково просит мама.
Не принесу, твердо отвечает Маринка.
Дай, внученька, я тебе помогу, как всегда, предлагает бабушка.
Нет, я сама, упрямо возражает внучка.
Пойдем погуляем.
Не пойду.
Иди обедать.
Не хочу.
Послушаем сказку.
Не буду...
И так весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно, ежесекундно... Как
будто в доме уже не малыш, а "нервотрепало" какоето. Отказывается оттого, что ему
всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть
даже в ущерб собственным интересам. А как обижается, когда пресекают его шалости...
Любые запреты перепроверяет. То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает
говорить... Вдруг отказывается от горшка... словно робот, запрограммировано,
недослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: "нет", "не могу", "не хочу", "я не буду".
"Когда кончатся, наконец, эти сюрпризы? переспрашивают родители. Что делать с
ним? Неуправляем, эгоистичен, упрям. Все хочет сам, а еще не умеет". "Неужели мама и
папа не понимают, что их помощь мне не нужна?" думает малыш, утверждая свое "я".
"Неужели они не видят, какой я умный, какой красивый! Я самый лучший!" любуется
сам собой ребенок в период "первой любви" к себе, испытывая новое головокружительное
чувство "Я сам!"
Он выделил себя как "Я" среди множества окружающих его людей, противопоставил
себя им. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них.
"Я сам!"
"Я сам!"
"Я сам"...
И это утверждение "Ясистемы" основа личности к концу раннего детства. Прыжок
от реалиста к фантазеру завершается "возрастом упрямств". Упрямством можно
превратить свои фантазии в реальность и отстоять их.
В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и
самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы
посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когданибудь в дальнейшем.
Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. Ион пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе,
пусть даже приносящей неудобства изза конфликта с близкими людьми.
Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и
прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая
свое "я", малыш ведет себя "вопреки родителям", испытывая противоречия между "хочу"
и "надо"
Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития, помимо
медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходыкризисы. На смену
постепенным накоплениям изменений в личности ребенка приходят бурные переломы
ведь невозможно повернуть развитие вспять. Представьте себе цыпленка, еще не
вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И всетаки хоть инстинктивно, но он
разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и
безопасно быть под ней. В какойто миг она ему необходима. Но
наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда
он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный...
и всетаки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает
"скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать
непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие
открытие себя. Он независим, он все может. Но... в силу
возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без
матери. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами,
возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот,
словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против
взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним,
предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать
сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не
собирается
конфликтовать,
которого знаменует новый этап детства дошкольное детство.
Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки
его, этапы смены ведущей деятельности ребенка.
В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть
во взрослых и подражать им.
Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность
мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в
перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный
момент кризиса это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и
неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.
Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка,
увеличением его внутренних органов.
Адаптационно
компенсаторные возможности детского организма уменьшаются,
дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно
психическим. В то время как физиологические и биологические
перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание,
изменения в поведении и характере малыша заметны всем.
По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из
кризисов, окончание
Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка3х лет:
По тому, на кого направлен кризис ребенка 3х лет, можно судить о его
привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная
ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что
малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3х лет это важный этап в психическом
развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы
увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь
выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в
воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах
разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.
Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и
находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей
независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас действительно ли то,
что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть можно. И если есть хоть малейшая
возможность "можно", то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек,
дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и
наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что "эгоизм" ребенка наивный. Ведь
это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг
чтото почемуто нельзя, чтото запрещено, в чемто отказывают ему. Мы изменили
систему требований, а почему ребенку трудно понять.
И он в отместку твердит вам "нет". Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше
обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным,
подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные
возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3х лет становится ведущей
деятельностью ребенка.
К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его.
Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать
и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если
можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для
себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону,
шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какиенибудь
"взрослые" подарки типа шариковой ручки для письма.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3х лет,
чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш,
а равный им товарищ их и друг.Материал подготовлен педагогом – психологом : Бондарь Е.М.
Психология для родителей.
ВСЕ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Кажется, только вчера малыш порадовал вас первой улыбкой, сделал первый шаг,
сказал первое слово. А сегодня он вполне самостоятельный маленький человечек,
который умеет думать, переживать, сочувствовать, сострадать, любить, жалеть, видеть
прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Правда, эти умения
приходят к малышу не сразу. Ребенок развивается поступательно, в каждом возрастном
периоде завоевывая все новые и новые высоты.
Было бы ошибкой считать, что 3й год более легкий период в развитии и
воспитании ребенка, потому что кроха повзрослел, а, следовательно, родителям намного
легче с ним «договориться». Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают
особенности этого удивительного периода периода высоких достижений и уникальной
строптивости, непослушания. В этом периоде начинается формирование личности.
Малышу необходимо, чтобы с ним считались как «с равным». В нем зарождается
потребность реализации своего «Я» в практической самостоятельности. Зарождаются
чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя
достойным и умелым в глазах взрослого. Кажется, что такие потребности должны быть у
взрослого человека, но ведь речь идет о малыше?! В томто и дело, что эти высокие
потребности делают человека человеком, и, конечно, возникновение их и реализация на 3
м году имеет свои неповторимые особенности. Родителям необходимо знать о них и
тщательно подготовиться к радостям и возможным огорчениям третьего года жизни их
малютки.
В педагогике этот год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка к
концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале
этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста.
Необходимо заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут
оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности
развития и воспитания. «Что же делать?» спросят озадаченные родители.
Конечно, нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать всё за него,
подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так получается, сужать
круг его общения со взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его
познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается перед его взором в
окружающем мире и формирует его эмоции, постепенно переводить чувственный опыт в
речь.
Психологический портрет ребенка 3го годаЧем же третий год жизни знаменателен? В это время происходит существенный
перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности
малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с
намерениями взрослого. Очень многое зависит от того, какой эмоциональный опыт
ребенок приобрел на 2м году жизни, когда предметный мир выступал для малыша как
солнечный свет, а взрослый как само солнце. Малыш привязан к маме (отцу, бабушке и
т.д.) и воспринимает этого человека как образец поведения и отношения к окружающему.
Вместе с тем и собственные возможности, и достижения должны быть
продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для
ребенка особой значимости. Значит, родителям необходимо научиться общению с
малышом на новом уровне взаимоотношений: оставаясь высоким примером для малютки,
деликатно относиться к формированию его чувства собственного достоинства,
признавать за ребенком право выбора, проявления интересов к тому или иному занятию.
Иными словами, нужно научиться ладить с ребенком, в какихто случаях «идти за
малышом», давая как можно больше возможностей для самовыражения его активности и
индивидуальности, постепенно поворачивая интерес крохи в полезное, с вашей точки
зрения, русло. Так вам удастся избежать кризисной ситуации, характерной для детей 3
го года. По крайней мере, можно значительно смягчить возникающий кризис общения
взрослых с ребенком.
В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах
деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит
дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления,
формируются новые потребности и интересы.
В третий год жизни происходит особенно активное овладение социокультурными
ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения,
развитой речью. Именно в этот период жизни огромное значение приобретает
удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении чисто человеческими
видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания),
художественной, развитие интеллекта и способностей ребенка.
И этому есть свое объяснение. Отечественные и зарубежные ученые пришли к
выводу, что третий год жизни ребенка особенно благоприятен для paзвивающей
педагогики. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к математике, музыке, пению,
живописи, не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы будущих способностей
закладываются в этот возрастной период.
Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй
половине года (от 2,5 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в
воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как
мышка тихотихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на
лапу, идет мишкамедведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.
С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятельности:
рисование (продукт рисунок), лепка (продукт поделка), конструирование (продукт
постройка), игра (ролевое поведение) и др.
Следует обратить особое внимание родителей на то, что продуктивные виды детской
деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды
способствуют развитию отражательной способности мозга, а, следовательно, имеют
прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.
На третьем году жизни внимание малыша все еще очень неустойчиво, особенно в
начале года, когда малыш еще обнаруживает черты двухлетнего ребенка. И все же онспособен сосредоточиться на деятельности, которая для него интересна, неотрывно в
течение 1215 минут.
Значительно совершенствуется память. Ребенок помнит не только то, что было в
недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может
рассказать, например, о том, как «ходил с мамой и папой в зоосад (в гости, в парк, в цирк
и т.п.)». Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы
запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.
В этой связи следует заметить, что на третьем году интенсивно нарастает активный
словарь, а к трем годам в речи ребенка может присутствовать 12001500 слов и более.
Появляется более сложная функция умение строить фразу из 34 слов. Формируется
грамматический строй речи.
В 3 года, помимо простых предложений, ребенок также употребляет и сложные. Ему
доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся
непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о
том, что не находится в данный момент в его поле зрения. В этом возрасте ребенок очень
«чувствителен» к поступкам (действиям) окружающих. Он пытливо вслушивается в
диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого. Ему интересны их рассуждения.
Ребенок не только следит за разговором родителей, но и пытается менять ход их мыслей
и умозаключения. Что происходит? Малыш как бы постигает (на своем уровне) логику
поступков и действий взрослых, можно сказать, «учится жить». Вот, почему в
присутствии ребенка 23 лет не должны происходить семейные конфликты. Он не должен
стать свидетелем бурных сцен и неблаговидных поступков взрослых. Родители для
малыша высший образец для подражания попрежнему, как и раньше, и даже больше,
потому что теперь ребенок имеет хоть и не большой, но уже достаточный социальный
опыт.
Именно поэтому, в отличие от более ранних периодов детства, когда безотказно
действовал метод отвлечения в нежелательных ситуациях, теперь вы должны все чаще
использовать метод убеждения. Ведь ребенок, если воспитание построено правильно,
откликается на ваши «уговоры», становится управляемым со слова взрослого.
Малыш попрежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого,
он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают
у него симпатию. У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками. И это не
случайно, потому что сюжетноролевая игра требует участия партнера, малышу нужно
взаимодействовать с детьми своего возраста.
Сюжетная игра в первой половине третьего года более развернута по содержанию,
но, отображая действия близких людей (мамы, бабушки, отца), малыш пока не берет на
себя роли. Во второй половине года он уже с увлечением участвует в ролевых играх:
начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане
действия взрослых, и может брать на себя определенную роль мамы, доктора и др.
Кажется, все в воспитании хорошо продумано и поэтому просто. «А как же кризис в
поведении ребенка 3х лет?», спросят нас озадаченные родители. «Разве можно его
избежать?» Растить малютку и ожидать неизбежного кризиса, скажем прямо, занятие не
благодатное ни для ребенка, ни для его родителей.
Что же такое «кризис» с точки зрения педагога? И действительно ли он возможен и
так неизбежен?
«Кризис» в любом детском возрасте возникает тогда, когда взрослые не могут и,
стало быть, не умеют осуществить своевременный переход к новому типу отношений с
ребенком. Они не обеспечивают смену одного ведущего вида деятельности другим болеепрогрессивным и адекватным (соответствующим) его возросшим потребностям.
Например, в 6 месяцев малыш научился брать в руки предметы из любых положений.
Если раньше эмоциональное общение с мамой было ведущей линией развития, то теперь
малышу стал «тесен» мир его кроватки, манежа и ему недостаточно только ласки мамы,
он «требует» от нее «деловой» формы общения.
Ребенку стало необходимо ее соучастие в действиях с игрушками. Boвремя
перевести малыша с эмоционального на «деловое» общение необходимое условие его
дальнейшего развития. Возникающий кризис сигнал взрослому: чтото не так в их
общении.
Так в чем же заключается «кризис» ребенка 3х лет? Какие потребности малыша
могут не находить удовлетворения в отношениях со взрослым? Начинается новая эпоха в
его жизни: дитя может понимать, как отмечалось выше, свое личное «Я», он уже
прекрасно «отделяет» себя от мамы и требует, чтобы его самостоятельность замечали
взрослые. Это период формирования не только основных черт характера, но и начала
личности.
Отсутствие удовлетворения стимула «Я сам!» является первой причиной
возникновения детского негативизма в отношениях со взрослыми. Это свидетельствует
лишь о неправильной линии воспитания, которое не учитывает важнейшего стимула
ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.
И, наконец, самое главное: такой кризис вовсе не обязателен, он пройдет настолько
гладко, что может быть не замечен, если взрослые правильно реализуют все задачи на
этом возрастном этапе.
Важные советы родителям.
Так что же необходимо принять родителям во внимание, чтобы обеспечить ребенку
психофизическое благополучие на третьем году его жизни?
С начала 3го года предоставьте ребенку посильную самостоятельность во всем, что
ребенок может выполнять без лишней опеки взрослого.
Проявляйте терпение к становлению какоголибо навыка или умения (давать время
Относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью.
на его отработку).
Не допускайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося
самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие.
Доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справится с заданием и
у него все получится.
В процессе выполнения какоголибо действия поддерживайте и почаще хвалите
ребенка.
Дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам не безразличен. Если
малыш выполнил стоящую перед ним задачу, необходимо это отметить, выразить
радость; если у ребенка чтолибо не получается, попытайтесь облегчить условия
выполнения, помочь, если ребенку трудно, но добиться, чтобы он хотя бы частично
выполнил чтото сам.
Формируйте у малыша установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить
действия ребенка к положительному результату.
По возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее
выступает в роли неудачника.
Старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка. Не хвалите ребенка по незаслуженному поводу. Похвала должна быть адекватна
результату действия.
Дайте положительную установку на будущее, даже если ребенку чтото не удалось
(например, завтра все получится).
Продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, драматизациям, в
которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
Не давайте слишком легких заданий, поручений, не требующих волевого усилия:
ведите ребёнка через преодоление посильных трудностей к положительному
результату.
Активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельному применению
имеющихся у ребенка навыков, знаний.
Формируйте у ребенка особый интерес к человеку (людям), их деятельности и
действиям, миру человеческих отношений.
Не предваряйте действия малыша внезапным вторжением в его дела, прерывая
его игру (занятие) назойливым указаниями.
Относитесь к ребенку как формирующейся личности!
Материал подготовлен педагогом – психологом: Бондарь Е.М.