В консультации для родителей - КРИЗИС 7 ЛЕТ, говорится о том, что когда дошкольник вступает в кризис, самому искушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребёнок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Все знают, что 7-летний ребёнок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания.В консультации для родителей - КРИЗИС 7 ЛЕТ, говорится о том, что когда дошкольник вступает в кризис, самому искушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребёнок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Все знают, что 7-летний ребёнок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания.
Психология для родителей.
КРИЗИС 7 ЛЕТ
( Л. С. Выготский ).
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или
переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как
кризис семи лет. Давно замечено, что ребёнок при переходе от дошкольного к
школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в
воспитательном отношении, чем прежде. Это какаято переходная ступень уже не
дошкольник и ещё не школьник.
Когда дошкольник вступает в кризис, самому искушенному наблюдателю
бросается в глаза, что ребёнок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в
поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех
проявлениях, каким был до этого.
Все знают, что 7летний ребёнок быстро вытягивается в длину, и это указывает
на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов,
возрастом вытягивания.
Действительно, ребёнок резко изменяется, причем изменения носят более
глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при
кризисе трёх лет. Было бы очень долго перечислять всю симптоматику
рассматриваемого кризиса, настолько она многообразна. Достаточно указать на
общее впечатление, которое обычно передают исследователи и наблюдатели.
Поясню на двух чертах, с которыми часто приходится сталкиваться почти у всех
семилеток, особенно имеющих трудное детство и в сгущённом виде переживающих
кризис. Ребёнок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил
раньше. В поведении появляется чтото нарочитое, нелепое и искусственное, какая
то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребёнок строит из себя шута. Ребёнок и до
семи лет может паясничать, но никто не скажет о нём того, что сейчас было сказано.
Почему бросается в глаза такое немотивированное паясничанье? Когда ребёнок
смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение,
или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребёнок
входит изломанной походкой в комнату, говорит писклявым голосом это не
мотивировано, это бросается в глаза. Никто не станет удивляться, если ребёнок
дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но, если ребёнок строит из
себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление
немотивированного поведения.
Указанные черты говорят о потере непосредственности и наивности, которые
были присущи дошкольнику. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно
было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности
ребёнка
Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения
1ребёнка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что ребёнок внешне
такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно
читается нами как обнаружение второго.
В 7ми летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой
структуры переживаний, когда ребёнок начинает понимать, что значит «я радуюсь»,
«я огорчен», «я злой», «я добрый», «я сердит», т.е. у него возникает осмысленная
ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребёнок 3 лет открывает
своё отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих
переживаний. Благодаря этому выступает ряд особенностей, характеризующих
кризис семи лет.
1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребёнок понимает, что он
сердит), благодаря этому у ребёнка возникают такие новые отношения к себе,
которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске,
когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурами, так и
здесь возникают совершенно новые связи между переживаниями, когда они
приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребёнка
к семи годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда
ребёнок научился играть в шахматы.
2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или
аффективное обобщение, логика чувств, т. е. если с ребёнком много раз случалась
какаято ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого
так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится
к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребёнка дошкольного
возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим
себе, к нашему успеху и к нашему положению возникает именно в связи с кризисом
семи лет.
Ребёнок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного
отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но
самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания
своей ценности у ребёнка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам
возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности
поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от
трудностей дошкольного возраста.
Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы
кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи. Внутренняя борьба (противоречия
переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только
теперь. Сказать, что в кризисе семи лет дошкольные переживания сменяются на
школьные, значит, сказать, что возникло новое единство средовых и личностных
моментов, которые делают возможным новый этап развития школьный возраст.
Для ребёнка изменилось отношение к среде, значит, изменилась и сама среда,
значит, изменился ход развития ребёнка, наступила новая эпоха в развитии.
2Подготовлено педагогомпсихологом: Бондарь Еленой
Михайловной.
3