В консультации для родителей - Кризис трех лет и как его преодолеть, говорится о том, что кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных - стабильным и более коротких, бурных - критических, то есть кризисы - это переходы между стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством.В консультации для родителей - Кризис трех лет и как его преодолеть, говорится о том, что кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных - стабильным и более коротких, бурных - критических, то есть кризисы - это переходы между стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством.
Психология для родителей
Кризис трех лет и как его преодолеть.
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом
развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в
своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на
лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности некоторого
раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка
психический процесс: это первое яркое выражение своего "Я", это его попытка
самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую "пуповину",
научиться многое делать самому и както решать свои проблемы. Без
психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти
себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого
поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития это относительно короткие (от нескольких месяцев до года
двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на
новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет,
13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда
происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных стабильным и
более коротких, бурных критических, то есть кризисы это переходы между
стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная
закономерности личностного развития. С появлением какихто новых качеств
взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным
качеством.
Для детей же собственное ближайшие прошлое и будущее непонятно, остается
абстракцией. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных
детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников,
ребенок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним
происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и
выражение эмоций.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не
отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в
новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все
возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных
способностей. И, наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию
благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии
ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не
надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в
этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить
проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные
качества: ведь упрямство это крайняя степень проявления воли, необходимого для
ребенка качества; капризность демонстрация собственной значимости для других,
ощущение своего "Я"; эгоизм в здоровом виде чувство "самости", собственное
достоинство; агрессивность крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость
неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых длявыживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором
положительных качеств, главная задача родителей и педагогов не допустить
закрепления их крайних проявлений.
Материал подготовлен педагогом психологом – Бондарь Е.М.