В консультации для родителей - КРИЗИС ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, говорится о том, что в течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастаю¬щую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, про¬являют не меньшее упрямство.В консультации для родителей - КРИЗИС ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, говорится о том, что в течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастаю¬щую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, про¬являют не меньшее упрямство.
Консультация для родителей.
КРИЗИС ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
В течение первых 3х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном
из последующих этапов. К 3м годам у него в большей или меньшей степени
формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается
действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к
себе.
Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том,
что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую
строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
«Кризис 3х лет» определение условное, так как временные рамки кризиса
гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других в 3,5
года.
Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, т.
е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной
стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний
тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать
свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя
взрослым. Единственная цель ребенка дать понять окружающим, что у него
есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные
симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах и
играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно
оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым,
начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное
желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить
сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.
Это следствие ошибок взрослых.
Вопервых, если малыш начал откровенно
фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Вовто
рых, не следует «раскручивать» маленького фантазера, стараться уличить во лжи, во что
бы то ни стало.
Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он
взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта:
а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и
аргументированно указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за
старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами;
б) если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за
своеволие, стремился подловить на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется жела
ние противостояния взрослому, победить его и ответно добиться своего.
Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются,
становятся чертами характера.
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В.
Дубровиной. Екатеринбург, 2000.Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6ти тт. М., 1984. стр. 48
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь