В консультации для родителей - Кризис трёх лет, говорится о том, что первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, - возникновение негативизма . Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме всё поведение ребёнка идёт вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребёнок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Ребёнок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают, если он всё-таки это делает, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребёнка. Негативизм вынуждает ребёнка поступать вопреки своему аффективному желанию.....В консультации для родителей - Кризис трёх лет, говорится о том, что первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, - возникновение негативизма . Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме всё поведение ребёнка идёт вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребёнок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Ребёнок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают, если он всё-таки это делает, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребёнка. Негативизм вынуждает ребёнка поступать вопреки своему аффективному желанию.
Психология для родителей
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, возникновение
негативизма . Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного
непослушания. При негативизме всё поведение ребёнка идёт вразрез с тем, что предлагают
ему взрослые. Если ребёнок не хочет сделать чтонибудь, потому что это неприятно ему
(например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет
негативизмом. Ребёнок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему
запрещают, если он всётаки это делает, это не будет негативизмом. Это будет
отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется
сильным желанием ребёнка. Негативизм вынуждает ребёнка поступать вопреки своему
аффективному желанию. Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим, не
потому, что ему не хочется, а только потому, что вы его попросили об этом.
Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с
ребёнком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт
строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и др.
В сложных ситуациях, при резком проявлении негативизма ребёнком,
взаимодействие с ним может дойти до абсурда: на любое высказывание взрослого
ребёнок отвечает наперекор. Например, взрослый, подходя к ребёнку, говорит
авторитетным тоном: « Это платье черное», и получает в ответ: « Нет, оно белое». «Это
холодное» «Нет, горячее». «Иди домой» «Не пойду» и т.п. Причем ребёнок отвечает
отказом на просьбу, требование взрослого даже в том случае, если минуту назад он сам
страстно желал именно это сделать.
При негативизме ребёнок поступает наперекор своему желанию. При непослушании
же он следует своему желанию, которое идёт вразрез с желанием взрослого.
Второй симптом кризиса трёх лет упрямство. Упрямство надо уметь отличать от
настойчивости. Например, ребёнок хочет чегонибудь и настойчиво добивается, чтобы это
было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трёх лет. Упрямство
это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чёмлибо не потому, что этого ему
сильно хочется, а потому, что он это потребовал, то есть это «реакция не на
предложение, а на своё собственное решение».
Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», тем самым усугубляют,
закрепляют проявления упрямства и загоняют ребёнка «в угол», лишая возможности
выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
Третий симптом кризиса строптивость
. Этот симптом является настолько
центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название возраст
строптивости. В чём отличие последнего симптома от первых? От негативизма
строптивость отличается тем, что она безлична.
Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребёнка к
тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания,
установленных для ребёнка, против самого образа жизни, который был до трёх лет. Это
«скрытый бунт против того, с чем ребёнок имел дело раньше». При авторитарном
1воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса трёх лет и вызвана
стремлением настоять на собственном желании.
Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если не
умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности.
Из симптомов анализируемого кризиса указывают ещё на три, но они имеют
второстепенное значение. Первый протестбунт. Всё в поведении ребёнка начинает
носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть.
Всё поведение ребёнка приобретает черты протеста, как будто ребёнок находится в
состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры
с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания.
Например, в хорошей семье ребёнок начинает ругаться. Мать может услышать от ребёнка,
что она дура, чего раньше он с казать не мог. Ребёнок старается обесценить игрушку,
отказывается от неё, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают всё
плохое, отрицательное, и всё это относится к вещам, которые сами по себе никакой
неприятности не приносят
В указанных симптомах ребёнок выступает как трудновоспитуемый. Ребёнок, раньше
не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится
трудным для взрослых. Благодаря этому создаётся впечатление, что ребёнок резко
изменился на протяжении короткого времени. Из «беби», которого носили на руках, он
превратился в существо строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или
деспотическое, так что сразу весь его о блик в семье изменяется.
Таким образом, кризис трёх лет это «бунт против авторитарного воспитания, это
протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки,
которые сложились в раннем возрасте» (Выготский Л.С.)
Воспитатели, родители и близкие ребёнку люди в период кризиса испытывают
трудности во взаимодействии с ним, так как маленький забавный малыш «вдруг»
превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Самостоятельность и
активность ребёнка возрастают, изменяется отношение ребёнка к собственному «Я», и к
другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребёнка.
Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трёх лет могут стать
внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи,
заикание и т.д.)
Кризис трёх лет это прежде всего « кризис социальных отношений ребёнка, он
происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребёнка и
окружающих людей». Следует отметить ,что кризис трёх лет протекает остро только в том
случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребёнка тенденцию к
самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип
взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность
и активность ребёнка.
Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребёнке, если они
заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребёнком, гиперопеку на партнёрское
общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов
между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь
2временный, преходящий характер.
Подготовлено педагогомпсихологом: Бондарь Еленой Михайловной.
3