В консультации для родителей - Левша, говорится о том, что при воспитании и обучении ребенка с доминирующей левой рукой необходимо учитывать и ряд других особенностей: медлительность (порой даже заторможенность), не синхронность движений, необычную походку и т.д. Только не акцентируйте на этом ни внимание самого малыша, ни его сверстников.В консультации для родителей - Левша, говорится о том, что при воспитании и обучении ребенка с доминирующей левой рукой необходимо учитывать и ряд других особенностей: медлительность (порой даже заторможенность), не синхронность движений, необычную походку и т.д. Только не акцентируйте на этом ни внимание самого малыша, ни его сверстников.
Психология для родителей.
ЛЕВША
это
Обусловлено
следующими
причинами. Вопервых, их значительное
меньшинство, вовторых, они фактически
вынуждены приспосабливаться к миру,
созданному для правшей. Ведь все
основные изобретения человечества
рассчитаны на большинство, то есть, на
правшей. Но так было до недавнего
времени...
Сегодня педагоги и воспитатели иначе
В
подходят к обучению левшей.
большинстве школ переучивание таких
детей не приветствуется. К ребенку стараются применять особую методику, при
этом, не привлекая внимания к его леворукости одноклассников, как было раньше.
Так, например, левшу сажают с левой стороны парты, чтобы при письме или
рисовании он не мешал локтем своему соседу правше. А тот, соответственно, ему.
К детям с доминирующим правым полушарием надо стараться быть не слишком
строгими в силу их повышенной чувствительности и эмоциональности. Большинство
левшей от природы не очень уверены в себе, поэтому любое замечание может больно
ранить их и, как следствие, повлечь школьную неуспеваемость.
При воспитании и обучении ребенка с доминирующей левой рукой необходимо
учитывать и ряд других особенностей: медлительность (порой даже
заторможенность), не синхронность движений, необычную походку и т.д. Только не
акцентируйте на этом ни внимание самого малыша, ни его сверстников. Если ребенку
не удается выполнить какоето гимнастическое упражнение на уроке физкультуры,
не нужно насильно заставлять это делать, тем более, в присутствии одноклассников.
Будьте терпимее к детямлевшам: не торопите их высказываться и не требуйте
быстрого выполнения того или иного задания. Ведь левосторонность это не прихоть
и не привычка, а особенность организма.
Доминирующая рука определяется головным мозгом человека. Так, правое
полушарие отвечает за левую сторону тела и наоборот.
ВРЕД ОТ ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕВШИ
Многие научные исследования доказали, что правши люди с доминирующим
левым полушарием, лучше владеют словом, аналитическим и оперативным
мышлением. А левшам лучше дается творчество. Как правило, это яркие, креативные
и артистичные личности. Как уже отмечалось, они более чувствительные и
эмоциональные. Среди левшей часто встречаются одаренные дети, которые в
будущем становятся генераторами гениальных идей. Юлий Цезарь, Эйнштейн,
1Леонардо да Винчи... все эти великие личности обладали доминирующим правым
мозгом. Поэтому правильнее было бы расценивать леворукость не как недостаток, а
скорее, наоборот, как дар природы.
Не спешите переучивать свое чадо любое вмешательство в естественное
развитие молодого организма способно серьезно ему навредить. И это касается не
только карьеры. Вред от переучивания левши нередко распространяется и на
здоровье: как физическое, так и психическое. У ребенка могут возникнуть
комплексы, стресс и неврозы, способные повлечь за собой осложнения в виде
заикания. Связано это с тем, что правое полушарие мозга совершенно не
воспринимает слова на слух, оно может лишь анализировать речь. Поэтому
переучивание негативно отражается на речевых способностях.
С медицинской точки зрения леворукость не болезнь и не отклонение.
Единственное беспокойство у леворукого малыша могут вызывать проблемы с речью.
Но и эти трудности вполне преодолимы.
Для устранения речевых нарушений достаточно чаще разговорить с крохой,
помогать ему подбирать нужные слова, выполнять специальные упражнения,
назначенные логопедом. Побольше читайте с ребенком, учите стихотворения, а
потом просите сына или дочку вам их рассказать. Для устранения речевых
затруднений в раннем возрасте полезна также игра в «города» и разучивание
скороговорок.
Правило «не менять доминирующую руку» не распространяется лишь на так
называемых вынужденных левшей, повредивших правую конечность, не способных ею
работать в полную силу или вообще. В данном случае обучение слабой руки бытовым
навыкам просто необходимо. А вообще основную группу людей с доминирующим
правым полушарием составляют левши с генетической предрасположенностью.
Леворукость может передаваться по наследству или являться следствием
родовых травм и неблагоприятных воздействий на плод в период
внутриутробного развития. Подобных детей, рожденных левшами, как раз и не
рекомендуется переучивать.
Другое дело развивать координацию обеих рук, чтобы недоминирующая рука
была активной и полезной помощницей сильной.
Для этого очень полезны физические упражнения, плавание, занятия и игры, в
которых задействованы руки. Лепка из пластилина, изготовление всевозможных
поделок, вязание, вышивание, плетение, нанизывание бусинок на леску и т.д.
КАК РАСПОЗНАТЬ ЛЕВШУ
Психологи утверждают, что леворукость можно выявить уже на третьем месяце
жизни по так называемой «позе фехтовальщика» (младенец принимает эту позу, лежа
на спине). Есть и другой способ распознать доминирующую руку: если, опятьтаки, в
положении на спине, голова крохи все время повернута вправо, значит, ваш ребенок
левша. Но однозначно верить этим прогнозам не рекомендуется. Ведь окончательное
определение активного полушария мозга, а, следовательно, и основной руки,
2происходит примерно к пяти годам. А до этого возраста предпочтение может
отдаваться то правой, то левой конечности. Одним словом, если вы заметили, что
ваш младенец тянется за игрушкой или бутылочкой левой рукой, не стоит делать
поспешные выводы и тем более принимать радикальные меры по устранению
леворукости.
А вот когда вашему чаду исполнится 5 лет, заподозрить, что он левша, можно по
следующим признакам:
1. берет предметы (ложку, ручку, игрушку и т.д.) левой рукой;
2. пишет и рисует справа налево;
3. против часовой стрелки размешивает еду, поворачивает предметы, вертит
обруч и т.д.
Обратив внимание на то, что сынишка или дочурка устойчиво и постоянно
делает все левой рукой, мы восклицаем, кто с радостью, кто с огорчением: «Мой
ребенок левша!»
ЛЕВОРУКОСТЬ И ЛЕВШЕСТВО
Следует различать термины «леворукий» и «левшество». По мнению известного
российского нейропсихолога, профессора МГППУ А. В. Семенович, леворукость
это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление
того, что по какимто причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или
навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений.
Леворукость может быть временным признаком. Это бывает связано с задержкой
формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания
функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение»
левши в правшу. Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и у нас,
показывают, что в историях развития леворуких детей высока частота патологии
беременности и родов, родовых травм. Леворукими могут стать дети, у которых
была серьезная травма правой руки в раннем возрасте, когда происходит процесс
формирования двигательных манипуляций. Таким образом, леворукость в
большинстве своем связана с патологией. Ученые утверждают, что такой ребенок не
левша, а «неправша».
Что касается понятия «левшество», по словам А. В. Семенович, это проявление
устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического
типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного
мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это
левшество генетическое. Иными словами левшество это не просто предпочтение
левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями
мозга.
Прежде чем перейти к вопросу о методах диагностики, сделаем некоторое
уточнение. Деятельность мозга складывается из деятельности двух полушарий
правого и левого, которые тесно связаны между собой сложнейшей системой
нервных волокон, называемых мозолистым телом. Каждое полушарие имеет свои
специфические способности и функции. Различия правой и левой руки при
3выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности правого и
левого полушарий. Моторные (двигательные) пути, связывающие наш мозг и
мускулатуру рук, перекрещены. Иными словами, у праворуких людей
преимущественно левое полушарие координирует и осуществляет работу мышц
правой руки, а у леворуких эту функцию выполняет правое полушарие.
ДИАГНОСТИКА ВЕДУЩЕЙ РУКИ
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные
тесты:
Ребенку предлагают открыть и закрыть несколько пузырьков с
отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, а не
ведущая держит пузырек. Результат фиксируется: П правая, Л левая.
Ребенка просят развязать несколько узлов на шнуре средней толщины.
Ведущей считается рука, которая развязывает узел, не ведущая рука держит.
Результат фиксируется: П правая, Л левая.
Ребенку предлагают протереть чтонибудь из мебели (стол, шкаф и т.п.)
тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука. Результат фиксируется: П
правая, Л левая.
Ребенку кидают небольшой мячик или мягкую игрушку и просят поймать
одной рукой. Бросающий стоит посередине по отношению к малышу. Та рука,
которая ловит, ведущая. Результат фиксируется: П правая, Л левая.
Ребенка просят похлопать в ладоши. Ведущая рука обычно сверху. Результат
фиксируется: П правая, Л левая.
Ребенка просят погладить игрушку, которую он держит в руках. Обычно
гладит ведущая рука. Результат фиксируется: П правая, Л левая.
Ребенку предлагают указательным пальцем одной руки нарисовать круги на
ладошке другой. Рисует ведущая рука. Результат фиксируется: П правая, Л левая.
Ребенку протягивают часы и просят их завести. Обычно неведущая рука
держит часы, а ведущая заводит. Результат фиксируется: П правая, Л левая.
Родители кладут чтонибудь на пол, например небольшую игрушку, и просят
ребенка поднять предмет. Ведущая рука обычно поднимает. Результат фиксируется:
П правая, Л левая.
Ребенка просят переплести пальцы обеих рук. При этом сверху оказывается
большой палец ведущей руки. Результат фиксируется: П правая, Л левая.
Родители просят ребенка вдеть нитку в иголку. Обычно ведущая рука держит
нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку. Результат фиксируется:
П правая, Л левая.
На основании проведенных проб родители могут определить, какая рука у
ребенка является ведущей.
Определить мануальное предпочтение возможно примерно к четырем годам,
поскольку до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым.
Переучивание левши означает не просто переучивание на правую руку, а
насильственное вмешательство в уже сложившуюся и довольно сложную
4функциональную систему. При переучивании у ребенка могут развиться серьезные
невротические реакции, заикание.
ЛЕВШИ... КАКИЕ ОНИ?
Если по итогам тестирования родители определили у ребенка левшество,
принимая во внимание тот факт, что движения рук координируются
преимущественно противоположным полушарием, получаем правополушарный тип.
Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а
также конкретнообразный характер познавательных процессов. Это полушарие
отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа
вариантов решения какойлибо проблемы. Левши натуры целостные,
впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все воспринимают всерьез,
имея дело с актуальным временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей
эмоциональна, богата интонациями и жестами. Они говорят «взахлеб», энергично
размахивая, руками и постепенно переходят почти на крик. Детилевши достаточно
открыты для окружающих, наивны, непосредственны в выражении чувств, внушаемы.
Они часто действуют, опираясь на сиюминутное настроение, их легко огорчить и они
также легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Левши с трудом
переключаются с одного вида деятельности на другой. Чтобы запомнить новую
информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визуальные и тактильные
ощущения. Им важно все потрогать и посмотреть. Левшам знакомо чувство
единения, какойто особой общности с природой и людьми, чувство «мы». Этим
определяется их целостный характер взаимодействия с миром. В сложных ситуациях
детилевши могут производить действия неосознанно, еще до реального их
осмысления. Причем эти действия словно учитывают все ключевые акценты ситуации
иными словами ребенок совершает необходимые в данной ситуации действия,
которые помогают ему принять правильное решение. Это еще одно преимущество
правого полушария схватывать информацию чуть быстрее, чем левое и успешнее
распознавать сложную и неоднозначную информацию. Именно поэтому среди левшей
много литераторов, журналистов, деятелей искусства и организаторов.
В нашем достаточно изменчивом мире все мы подвержены стрессам. Левши
подвергаются стрессам значительно больше в силу своей излишней чувствительности
и эмоциональности. Это происходит и в детском саду, и в школе, когда надо отвечать
у доски, писать под диктовку, считать. Особенно трудно левшатам, если их
окружают взрослые авторитарноподавляющего типа. С маленьким левшой следует
быть терпеливыми, мягкими, принимать своего особого ребенка, признавать право на
ошибку, стараться организовать дело, пространство, среду так, чтобы была
возможность выбора.
5В завершение хочется подчеркнуть, что левшам необходима поддержка, как
родителей, так и специалистов, развивающих различные стороны психической
деятельности с учетом специфических особенностей мозговой организации у левшей.
Материал подготовлен педагогом психологом – Е.М.Бондарь
6