Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2 3 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ (КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Известно, что семья играет важную роль в формировании
физически и психически здоровой личности ребенка. Так, в период
от двух до трех лет у ребенка происходит быстрое увеличение
словарного запаса (около 1500 слов в активе), появляются
элементарные суждения о предметах, явлениях, событиях. Речь
становится средством общения ребенка со сверстниками. Однако,
полноценное развитие ребёнка возможно в том случае, если
родители стремятся повышать свою педагогическую компетентность,
правильно организовывать жизнь ребенка, владеют некоторыми
коррекционными приемами работы.
В настоящее время отмечается все возрастающее количество
детей с различными речевыми нарушениями. Зачастую, успех
коррекционно развивающего воздействия зависит не только от
степени участия родителей и их осознанного отношения к данному
процессу, но и от умения педагогов, логопедов сотрудничать с
семьями, воспитывающими детей разного возраста.
Правильно спланированные и организованные консультации вос
питателей, логопедов с родителями позволяют раскрыть некоторые во
просы процессов воспитания и развития ребенка 23 лет. Нами были
составлены краткие консультации для родителей, раскрывающие, на
наш взгляд, наиболее важные моменты в речевом развитии детей двух
трех лет.
Предлагаемые консультации могут быть использованы как вос
питателями, так и логопедами при общении с родителями, воспиты
вающими детей двух трех лет.
Консультация № 1
Тема: «Что такое детское словотворчество?».
Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают
широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на
период с 2,5 3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит
в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками,
при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой
структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подра
жании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные
ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в
употреблении. Например: «брос» брошено, «умность» качество
ума, «долгее» дольше и многие другие.
К.И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку
и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в
процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое
сильное чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся
калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны,
естественны...».
Как проявляется словотворчество в речи ребенка?
Исследователи детской речи выделяют три основных принципа,
лежащих в основе образования новых слов.
1. Осколки слов: часть какого нибудь слова используется как
целое слово «лепь» то, что слеплено; «прыг» прыжок.
2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются
окончания другого «сухота» сухость; «помогание»
помощь, «правдун» человек, говорящий правду.
3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух
«бананас» банан и ананас; «малин» малина дочка, то есть
я мамина и папина; «огромадный» огромный и громадный.
Давайте попробуем определить, как образуются такие слова.
Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала
выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш
произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем
«мокко». Так образуются словаосколки. Третья категория
придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате
подражания тому, что ребенок когда то слышал в речи взрослого.
«Новые» слова ребёнка
Видишь, какой у меня желтяк
выскочил?
Образец
Синяк.
Я – правдун!
Лгун, болтун.У меня гусья кожа сделалась.
Лисья, песья.
Какой ты диктун, папа!
Ворчун.
Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех
образцов взрослой речи, которые когда то слышал ребенок. А
это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и
предложений, тем больше возможностей для развития фантазии
по придумыванию слов у него появляется. Ученые до сих пор
решают вопрос о том, что же представляют собой придуманные
малышами слова; почему детское словотворчество возникает в
определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и, наконец,
почему дети различных национальностей создают слова по одним
и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остаются
нерешенными.
Познание мира детства увлекательное путешествие, возможное
в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий
вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете
открыть для себя много неожиданно важного и нового.
«...Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень
утомительно без конца им все объяснять и растолковывать»
(Антуан де СентЭкзюпери, «Маленький принц»).
Учитель – логопед:
Журавлёва Л.М.