Консультация для родителей на тему: «Что такое детское словотворчество?».

  • Работа с родителями
  • docx
  • 03.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого.
Иконка файла материала Что такое детское словотворчество.docx
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2 ­ 3 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)            Известно, что семья играет  важную роль в формировании физически и психически здоровой личности ребенка. Так, в период от двух до трех лет у ребенка происходит быстрое увеличение словарного   запаса   (около   1500   слов   в   активе),   появляются элементарные  суждения   о   предметах,   явлениях,   событиях.   Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Однако, полноценное   развитие   ребёнка   возможно   в   том   случае,   если родители стремятся повышать свою  педагогическую компетентность, правильно   организовывать   жизнь  ребенка,   владеют   некоторыми коррекционными приемами работы.     В   настоящее   время   отмечается   все   возрастающее   количество детей   с   различными   речевыми  нарушениями.   Зачастую,   успех коррекционно   ­   развивающего   воздействия   зависит   не   только   от степени участия родителей и их осознанного отношения к данному процессу,   но   и   от   умения   педагогов,   логопедов   сотрудничать   с семьями, воспитывающими детей разного возраста.   Правильно  спланированные  и  организованные консультации  вос­ питателей, логопедов с родителями позволяют раскрыть некоторые во­ просы процессов воспитания и развития ребенка 2­3 лет. Нами были составлены краткие консультации для родителей, раскрывающие, на наш взгляд, наиболее важные моменты в речевом развитии детей двух ­ трех лет.    Предлагаемые консультации  могут быть использованы как вос­ питателями, так и логопедами при общении с родителями, воспиты­ вающими детей двух ­ трех лет. Консультация № 1 Тема: «Что такое детское словотворчество?».    Термином «детское словотворчество»   специалисты   обозначают широко распространенное явление  детской речи. Оно приходится на период с 2,5 ­ 3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэто­му такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подра­ жании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные   ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: «брос» ­  брошено, «умность» ­ качество ума, «долгее» ­ дольше и многие другие.   К.И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству,  проявляющуюся наиболее ярко  в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками   или   уродами   речи,  а   напротив,   очень   метки   изящны, естественны...». Как проявляется словотворчество в речи ребенка?      Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов. 1. Осколки слов:  часть какого ­  нибудь слова используется как целое слово ­ «лепь» ­ то, что слеплено; «прыг» ­ прыжок. 2. Чужие   окончания:   к   корню  одного слова прибавляются окончания   другого   ­   «сухота»   ­   сухость;  «помогание»       ­ помощь,   «правдун» ­ человек, говорящий правду. 3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух ­  «бананас» ­ банан и ананас; «малин» ­ малина дочка, то есть  я мамина и папина; «огромадный» ­ огромный и громадный.     Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет   в   слове   ударный   слог.   Например,   прежде   чем   малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко».   Так  образуются   слова­осколки.   Третья   категория придуманных слов,  синтетические слова, возникают в  результате подражания тому, что ребенок когда ­ то слышал в речи взрослого. «Новые» слова ребёнка Видишь,   какой   у   меня   желтяк выскочил? Образец  Синяк.  Я – правдун! Лгун, болтун.У меня гусья кожа сделалась. Лисья, песья. Какой ты диктун, папа!           Ворчун.      Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые  когда ­ то слышал ребенок. А это  значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии  по   придумыванию   слов   у   него   появляется.  Ученые   до   сих   пор решают вопрос  о том, что же представляют собой придуманные малышами   слова;   почему   детское   словотворчество   возникает   в определенном   возрасте  ребенка,   а   затем   исчезает;   и,   наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остаются нерешенными. Познание мира детства ­ увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас  мир,   казалось   бы,   уже   хорошо   вам  известный,   вы   можете открыть   для  себя   много   неожиданно   важного   и  нового. «...Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно   без   конца   им  все   объяснять   и   растолковывать» (Антуан де Сент­Экзюпери, «Маленький принц»). Учитель – логопед: Журавлёва Л.М.