Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей. Куда его водил отец и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее. Чем предыдущее.
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей сранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту. Разнообразие природы.
Консультация для родителей на тему:
«Природа и нравственное воспитание
детей дошкольного возраста»
Фанида Ишниязова
Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное
воспитание детей дошкольного возраста»
Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и
птиц, он вспоминал детство, зоологический музей. Куда его водил отец и
мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы
этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то,
чтобы наша земля не превратилась в огромный «Зоологический музей»,
чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее.
Чем предыдущее.
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому
деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и
созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей
сранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту.
Разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум
причинам: во первых. Для воспитания заботливого отношения к
животному и растительному миру, во вторых. Для развития более
сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности,
сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво:
положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают
отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы, и тут же бросают
их, мучают «ласкают» котенка и пр.)
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы
является естественной основой для воспитания положительного к ней
отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только
может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного
отношения к ней. Интересный пример приведем в книге Б. Рябинина «О
любви к живому». Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное
занятие. Но ведь он развлекается. Пугая, ему нравится, что голуби при его
приближении взмахивают крыльями и улетают. Что его боятся. И вот тут
то, как говорится, зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное
отношение к природе переросло в нравственно эстетическое чувство,
предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей
недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к
объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого
котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева. Но и не
подвяжет сломанные. Решение этих задач, как воспитание действенного
отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и
растениями зависит от согласованности усилий и единства требований
детского сада и семьи.
У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные
мотивы общения с объектами природы «люблю с собакой играть», «я свою
кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», тем не менее, ему
доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не
говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к
природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о
растениях и животных, находящихся дома: «Приготовь корм для попугая»,
«Смени воду кошке.» .
Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных».
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в
Красную книгу. Познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать,
почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать
имачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно
относятся к растениям, даже к распространенным. Таким образом, каждый
ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.
Целесообразно, чтобы эти правила формировались не в негативной (не
рвать, не топтать, не ломать, а в позитивной форме (как помогать,
заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть
самостоятельно побродит, отыщет чтото необычное, тихо посидит на
пригорке. Послушает пение птиц или журчание ручья. Просто поглядит
вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом
определяется и отношением самого взрослого. Поэтому хорошо, когда
родители знают много стихов, песен. Загадок о природе и используют
их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и
эстетического способствуют формированию действенной любви к
природе.
Использованная методическая литература:Н. Ф. Виноградова. «Воспитателю о работе с семьей»