Консультация для родителей на тему: «Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
Детсад
19.03.2018
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
влияние игры.doc
Консультация для родителей
на тему:
«Влияние игрушки
на психическое развитие
ребёнка».
Провела: педагогпсихолог г.Альметьевск, 2014
• Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в
современной ему системе общественных отношений. Игрушка предмет, служащий для забавы и
развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.
• Игрушка неизменный спутник ребёнка с самого рождения. Еще в младенчестве ребенок
получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его
манипулирования. В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические
игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и
зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы,
размеры, цвета.
• В этом же возрасте он получает множество игрушек заместителей реальных предметов
человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин
и других. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов,
овладевает орудийными действиями.
• Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на
определенном этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги, ножи и
прочее имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка, готовящегося к
будущей жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время эти предметы превращены в
своеобразные игрушки, которые, с одной стороны, как бы сохраняют функцию предмета
прародителя (лук пускает стрелу; стрела летит и попадает в цель; нож режет и так далее), но, с
другой стороны, они уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной
упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара; игрушечная стрела имеет тупой
конец, чтобы избежать несчастных случаев; игрушечный нож не имеет острого лезвия).
• Игрушки копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они
служат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих
качеств, например, меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из
ритуальных предметов (например, мяч и др.).
• Игрушки копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим
предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему
психологически войти в мир постоянных вещей.
• Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто
используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши,
лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки,
кора, сухие корни и пр.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных
предметов в качестве заместителей реальных предметов.
• Большинство из перечисленных предметов может быть использовано поразному в зависимости от
сюжета игры и ситуативных задач; в игре эти предметы выступают как полифункциональные. Они,
выступая в качестве заместителей многих предметов, помогают ребенку уже в трехлетнем
возрасте овладеть действиями замещения. Если ребенок, получая в руки предмет с закрепленной
за ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функцией и затрудняется использовать
этот предмет по другому назначению, то, получая полифункциональный предмет, он легко
использует его в качестве множества других предметов, которые он замещает.
• Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца,
обезьяны, собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые
ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это, прежде всего,
подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем взрослый
предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее
кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе
собственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учится рефлексии,
эмоциональному отождествлению.
• Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря
воле и воображению ребенка она «ведет себя» исключительно таким образом, как это нужно в
данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма.
Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной
и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Кукла или мягкая игрушка заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит
зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника не только у
девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла или мягкая
игрушка партнер в общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются
особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он посвоему привязывается к игрушке,
переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
• Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала, из
которого она сделана. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же
животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции,
стимулируют ребенка к игре. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять
как фактуру любимой игрушки. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка
легче вызвать по отношению к игрушечной зверюшке радость, доброжелательность, сочувствие.
• Наблюдения показывают, что ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. Сажают такую
игрушку вместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотра фильмов
сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд), обязательно берут с собой мишек,
собачек, котят, хотя у них есть и другие игрушки.
• Важное значение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что
определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственное отношение.
Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие
глаза такой облик игрушки вызывает у ребенка прилив нежных чувств.
• Куклы копии человека имеют разное предназначение в игре. У традиционной «прекрасной»
куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот,
обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. «Прекрасная» кукла может быть
дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.
• У характерной куклы (это кукламальчик или кукладевочка) выражены определенные
человеческие качества наивность, глупость, озорство и т.д. Эти куклы несут в себе
характерологическую заданность, которая часто определяет разыгрывание сюжета. Этих кукол
любят все дети.
• Куклы герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т.д. также характерны по своей
внешности (Петрушка, ВинниПух, Незнайка и др.), но они несут в себе заданность образа
поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии
в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения. Например, Красная
Шапочка, Карлсон, обезьянка Анфиса всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Волк,
Бармалей плохие, злые, несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках
положительные герои не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок
затем им приписывает, а отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт.
Благодаря тому, что куклы герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика,
ребенок сосредоточивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными
ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы герои мультфильмов
любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимая игрушка учит ребенка доброте,
способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми. Заключение
• Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда
возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается
воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества
формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника в игре.
• Игра вызывает качественные изменения в психике дошкольника, которые обуславливаются
психологическими особенностями игры
• Игра способствует интеллектуальному развитию ребенка. В игре ребенок действует с
заместителями предметов это заставляет его мыслить абстрактно.
• Способствует также игра и развитию речи дошкольника. Если ребенок будет не в состоянии
внятно и понятно для окружающих высказать мысль, то не сможет договориться с окружающими
о правилах и условиях игры.
• Игра, как показывают многочисленные психологические исследования, имеет прямое отношение к
формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. Именно в
игре возникает осознание своего места среди людей («Я еще ребенок!») и потребность стать
взрослым.
• В сюжетноролевой игре дети моделируют на себя жизнь взрослых людей и отношения между
ними. В условиях таких игр дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по
прямому заданию взрослого. Сознательная цель сосредоточиться, запомнить чтото, сдержать
импульсивное движение раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Ребенок хочет действовать правильно как взрослый. И под влиянием этого желания он
действительно начинает действовать так, как будто он взрослый. Действия «понарошку»
(условные и обобщенные) позволяют малышу улавливать смысл реального действия и
эмоционально его переживать. Эмоциональное переживание предшествует интеллектуальному
пониманию действительной сути взрослых занятий.
•
• Сначала ребенок должен захотеть чтото делать, открыть для себя в этом собственный, личный
смысл, и лишь затем, на этой основе, он способен овладевать техническими приемами и
конкретными умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и
лишь затем (и на их основе) техническая сторона действий. Это важный закон психического
развития. В дошкольном возрасте этот смысл, то есть желание действовать как взрослый, впервые
рождается и реализуется у ребенка в ролевой игре.
• Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней
ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение
правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и
осознанным. Поэтому игра это практически единственная область, где дошкольник может
проявить свою инициативу и творческую активность.
• И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они
делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных
дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря
на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочкиматери), дети
в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или
образом правильного поведения.
• Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной
игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать
свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Тем самым ребёнок становится
частью общества, учится быть самостоятельным и учитывать желания других детей.
Анкета для изучения особенностей выбора родителями игрушки для ребенка.
1. Укажите возраст Вашего ребенка: а) от двух лет до трех; б) от трех лет до четырёх лет; в) от
четырёх до пяти; г) от пяти до семи.
Приложение
а)
кукле Барби;
2. Укажите пол Вашего ребёнка а) женский; б) мужской
3. Укажите, на что Вы обращаете своё внимание при покупке игрушек в первую очередь, во вторую, в
третью и т.д. Около соответствующих вариантов ответов поставьте цифры, обозначающие
очередность Вашего выбора (1, 2, 3, и т.д.):
а) на её качество; б) на цену; в) внешний вид (цвет, форма, величина); г) развивающее влияние; д)
соответствие возрасту, полу; е) страну производитель.
4.Перечислите игрушки, которые нравятся Вашему ребёнку больше остальных.______________
__________________________________________________________________________________
5. Укажите, какие развивающие игрушки Вы покупаете своему ребенку._____________________
___________________________________________________________________________________
6. Укажите игрушки, которые Вы никогда бы не купили своему ребёнку. Почему?___________
__________________________________________________________________________________
7. Перед Вами кукла Барби и традиционная красивая кукла. Какой из них Вы отдадите предпочтение
при покупке:
Почему?
__________________________________________________________________________________
8. Где Вы предпочитаете покупать игрушки? а) в магазине; б) на рынке; Почему?
___________________________________________________________________________________
9. Как Вы считаете, какое влияние может оказывать игрушка на развитие ребёнка?
___________________________________________________________________________________
10. Покупаете ли Вы своему ребёнку военные игрушки? Если «Да», то назовите, какие из них?:
а) танки; б) самолеты; в) машины; г) пистолеты; д) солдатики; е) сабли; ж) набор полицейского
(наручники, дубинку); з) набор спецназовца (бронежилет, автомат и т.п.).
В противном случае напишите слово « Нет»
11. Какое, по вашему мнению, влияние оказывают на личность ребёнка игры с военными игрушками?
________________________________________________________________________
12.Можно ли воспитать у мальчика мужественность и смелость без игрушечного оружия:
а) да (если «да», то укажите, каким образом)______________________________________; б) нет.
13. Какие игрушки Вы предпочитаете покупать своему ребёнку: а) отечественного производства; б)
импортного.
14. Какие требования к безопасности игрушки Вы предъявляете?
___________________________________________________________________________________
15. Спрашиваете ли Вы у продавца сертификат качества на выбранную Вами игрушку: а) да; б) нет.
традиционной красивой кукле.
б) 16. Есть ли у Вашего ребёнка игрушки – герои современных мультиков? Если «да», то укажите
какие:______________________________________________________________________________
а) телепузик; б) покемон; в) черепашка Ниндзя; г) Бэтмен; д) Человек – паук; е) робот; ж) сейлормун;
з) другие (допишите). Если таких игрушек нет, то напишите одно слово «нет».
17. Если ли в игротеке Вашего ребёнка музыкальные игрушки; а) да; б) нет. Если «да», назовите какие
___________________________________________________________________________________
18.Какие игрушки, способствующие физическому развитию, есть у Вашего ребёнка?
__________________________________________________________________________________
19. Наблюдали ли Вы случаи проявления агрессивности со стороны ребёнка по отношению к
игрушке? Если «да», то назовите обстоятельства, при которых это произошло:
а) у ребёнка было плохое настроение; б) после того, как его наказали; в) после ссоры с друзьями; г)
во время сюжетно ролевой игры; д) он воспроизводил действия, соответствующие образу игрушки.
Благодарим за ответ.
Консультация для родителей на тему: «Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».
Консультация для родителей на тему: «Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».
Консультация для родителей на тему: «Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».
Консультация для родителей на тему: «Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».
Консультация для родителей на тему: «Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».
Консультация для родителей на тему: «Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».
Консультация для родителей на тему: «Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.