Консультация для родителей на тему «Влияние музыки на психическое развитие детей дошкольного возраста»

  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на общее состояние всего организма, человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Иконка файла материала 1.docx
Консультация для родителей на тему «Влияние музыки на  психическое развитие детей дошкольного возраста» Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место,  так как всесторонне и комплексно воздействует на человека.  Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на  общее состояние всего организма, человека, вызывает реакции,  связанные с изменением кровообращения, дыхания. Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на  человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на  психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может  вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Влияние музыки на ребенка в утробе матери. Внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего  развития человека. Психологи отмечают, что у детей рано  появляется слуховая чувствительность. По данным ряда  исследований, ещё до рождения ребенок слышит звуки и  чувствует вибрации с внешнего мира.   Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает  положительное влияние на самочувствие развивающегося  ребенка. Она успокаивает, помогает физическому и  умственному развитию. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также  общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать  на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых  исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробематери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если  будущая мать слушает лирическую классическую музыку,  скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары  ногами. А музыка в стиле рок или металл может  спровоцировать настоящие танцы в животе матери. Музыка  является своего рода терапией. Поэтому важно, чтобы будущие матери пели своим детям, особенно мелодичные колыбельные  песни, слушали классическую музыку. Влияние музыки на новорожденных У новорожденного малыша (по данным А. А. Люблинской), на  10­12 день жизни возникают реакции на звуки. С первых  месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на  характер музыки комплексом оживления, радуется или  успокаивается. На втором месяце ребенок прекращает  двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию  музыки. В четыре­пять месяцев ребенок начинает реагировать  на источник его интонации гулением, лепетом. При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют  ярко­контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное  настроение. Ребенок различает высокий и низкий звуки,  громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску.  Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие  интонации, подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные  слоги, окончания музыкальных фраз песни. В этот период он  овладевает простейшими движениями: хлопает в ладоши,  притопывает, кружится под звуки музыки.Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие  слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное  развитие с самого раннего детства. Влияние музыки на детей более старшего возраста. На третий и четвертый год жизни у детей повышается  чувствительность, возможность более точного различения  свойств предметов и явлений. Этот период развития  характеризуется стремлением к самостоятельности.  Происходит переход от ситуативной речи к связной, от  наглядно­действенного мышления к наглядно­образному,  заметно укрепляется мышечно­двигательный аппарат. У  ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно  действовать. Дети могут спеть маленькую песенку,  самостоятельно сплясать, используя простые движения. Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: "Почему? ”, "Отчего? ” Ребенок  начинает осмысливать связь между явлениями и событиями,  может сделать обобщение. Он наблюдателен и способен  определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки  высокие, низкие, громкие, тихие. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного  психического развития. Шестой и седьмой год жизни – период  подготовки детей к школе. Именно в этом возрасте происходят  прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от  совершенствования психофизиологических функций и кончая  возникновением сложных личностных новообразований. Говоря  о гармоничном развитии личности, Л, С, Выготский, в качестве  важнейшего его условия, называл единство формированияэмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка,  единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание –  уникальное средство формирования этого единства, поскольку  оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное,  но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в  себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей,  образов. Музыка – средство эстетического воспитания детей. Одним из ярких средств эстетического воспитания является  музыка. Эстетическое воспитание направлено на развитие  способностей дошкольников воспринимать, чувствовать, и  понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Непосредственно воздействуя на чувства ребенка, музыка  формирует его моральный облик, влияет на общую культуру  поведения, создает необходимые условия для формирования  нравственных качеств личности. Музыка – средство активизации умственных способностей. Восприятие музыки путем слушания является одним из самых  абстрактных способов мышления, требующих особой  психической сосредоточенности, умение держать внимание и  эмоциональное напряжение. Познавательные способности развиваются благодаря  разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов,  ознакомлению с художественными движениями. Слушая  музыкальное произведение, дети интересуются его  содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Творческие музыкальныезадания способствуют возникновению поисковой деятельности  ребенка, требующей умственной активности. Музыка – средство физического воспитания Воздействие музыки на обще функциональную деятельность  ребенка вызывает в нем двигательные реакции. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством  обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные  произведения вызывают у детей эмоциональные переживания,  рождают определенные настроения, под влиянием которых и  движения приобретают соответствующий характер. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку  различными телодвижениями, «проживая» в пластических  образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её  интонационную сущность. Чем сложнее и объёмнее  музыкальное произведение, чем больше движений при этом  используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание.  Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной  памяти, которая опирается на слуховой и двигательный  анализаторы. Пение является наиболее доступным видом музыкальной и  исполнительской деятельности. Пение – сложный процесс  звукообразования, в котором очень важна координация звука и  голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового,  мышечного ощущения. «Живая» музыка сопровождает человека от рождения до конца жизни. Она учит столь необходимому, в наше время, умениюрасслабляться и концентрироваться; обладает большим  потенциалом эмоционального, психологического и социального  воздействия, способствует формированию таких личностных  качеств, как гибкость, экспрессивность,  спонтанность (способность к импровизации), толерантность,  прививает навыки невербального общения, взаимодействия и  сотрудничества.