Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на общее состояние всего организма, человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Консультация для родителей на тему «Влияние музыки на
психическое развитие детей дошкольного возраста»
Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место,
так как всесторонне и комплексно воздействует на человека.
Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на
общее состояние всего организма, человека, вызывает реакции,
связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на
человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на
психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может
вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Влияние музыки на ребенка в утробе матери.
Внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего
развития человека. Психологи отмечают, что у детей рано
появляется слуховая чувствительность. По данным ряда
исследований, ещё до рождения ребенок слышит звуки и
чувствует вибрации с внешнего мира.
Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает
положительное влияние на самочувствие развивающегося
ребенка. Она успокаивает, помогает физическому и
умственному развитию. Когда родители поют и разговаривают с
еще не родившимся ребенком, считается, что он также
общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать
на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых
исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробематери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если
будущая мать слушает лирическую классическую музыку,
скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары
ногами. А музыка в стиле рок или металл может
спровоцировать настоящие танцы в животе матери. Музыка
является своего рода терапией. Поэтому важно, чтобы будущие
матери пели своим детям, особенно мелодичные колыбельные
песни, слушали классическую музыку.
Влияние музыки на новорожденных
У новорожденного малыша (по данным А. А. Люблинской), на
1012 день жизни возникают реакции на звуки. С первых
месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на
характер музыки комплексом оживления, радуется или
успокаивается. На втором месяце ребенок прекращает
двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию
музыки. В четырепять месяцев ребенок начинает реагировать
на источник его интонации гулением, лепетом.
При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют
яркоконтрастные эмоции: веселое оживление или спокойное
настроение. Ребенок различает высокий и низкий звуки,
громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску.
Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие
интонации, подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные
слоги, окончания музыкальных фраз песни. В этот период он
овладевает простейшими движениями: хлопает в ладоши,
притопывает, кружится под звуки музыки.Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие
слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное
развитие с самого раннего детства.
Влияние музыки на детей более старшего возраста.
На третий и четвертый год жизни у детей повышается
чувствительность, возможность более точного различения
свойств предметов и явлений. Этот период развития
характеризуется стремлением к самостоятельности.
Происходит переход от ситуативной речи к связной, от
нагляднодейственного мышления к нагляднообразному,
заметно укрепляется мышечнодвигательный аппарат. У
ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно
действовать. Дети могут спеть маленькую песенку,
самостоятельно сплясать, используя простые движения.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью
детей. Это период вопросов: "Почему? ”, "Отчего? ” Ребенок
начинает осмысливать связь между явлениями и событиями,
может сделать обобщение. Он наблюдателен и способен
определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки
высокие, низкие, громкие, тихие.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного
психического развития. Шестой и седьмой год жизни – период
подготовки детей к школе. Именно в этом возрасте происходят
прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от
совершенствования психофизиологических функций и кончая
возникновением сложных личностных новообразований. Говоря
о гармоничном развитии личности, Л, С, Выготский, в качестве
важнейшего его условия, называл единство формированияэмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка,
единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание –
уникальное средство формирования этого единства, поскольку
оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное,
но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в
себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей,
образов.
Музыка – средство эстетического воспитания детей.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является
музыка. Эстетическое воспитание направлено на развитие
способностей дошкольников воспринимать, чувствовать, и
понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое.
Непосредственно воздействуя на чувства ребенка, музыка
формирует его моральный облик, влияет на общую культуру
поведения, создает необходимые условия для формирования
нравственных качеств личности.
Музыка – средство активизации умственных способностей.
Восприятие музыки путем слушания является одним из самых
абстрактных способов мышления, требующих особой
психической сосредоточенности, умение держать внимание и
эмоциональное напряжение.
Познавательные способности развиваются благодаря
разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов,
ознакомлению с художественными движениями. Слушая
музыкальное произведение, дети интересуются его
содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием
узнать, о чем рассказывает музыка. Творческие музыкальныезадания способствуют возникновению поисковой деятельности
ребенка, требующей умственной активности.
Музыка – средство физического воспитания
Воздействие музыки на обще функциональную деятельность
ребенка вызывает в нем двигательные реакции.
Жест, движение, пластика обладают особенным свойством
обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные
произведения вызывают у детей эмоциональные переживания,
рождают определенные настроения, под влиянием которых и
движения приобретают соответствующий характер.
Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку
различными телодвижениями, «проживая» в пластических
образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её
интонационную сущность. Чем сложнее и объёмнее
музыкальное произведение, чем больше движений при этом
используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание.
Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной
памяти, которая опирается на слуховой и двигательный
анализаторы.
Пение является наиболее доступным видом музыкальной и
исполнительской деятельности. Пение – сложный процесс
звукообразования, в котором очень важна координация звука и
голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового,
мышечного ощущения.
«Живая» музыка сопровождает человека от рождения до конца
жизни. Она учит столь необходимому, в наше время, умениюрасслабляться и концентрироваться; обладает большим
потенциалом эмоционального, психологического и социального
воздействия, способствует формированию таких личностных
качеств, как гибкость, экспрессивность,
спонтанность (способность к импровизации), толерантность,
прививает навыки невербального общения, взаимодействия и
сотрудничества.