Консультация для родителей - Не хочу просыпаться!

  • Лекции
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Не хочу просыпаться, говорится о том, что казалось бы, маленькая проблема – нежелание вставать, но она подчас доставляет немало хлопот (родители вынуждены тратить драгоценное утреннее время на уговоры, успокоение и одевание малыша) и может даже становиться причиной более серьёзных неприятностей – опоздания родителей на работу, ссоры в семье, нервозности в отношениях между родителями и детьми.В консультации для родителей - Не хочу просыпаться, говорится о том, что казалось бы, маленькая проблема – нежелание вставать, но она подчас доставляет немало хлопот (родители вынуждены тратить драгоценное утреннее время на уговоры, успокоение и одевание малыша) и может даже становиться причиной более серьёзных неприятностей – опоздания родителей на работу, ссоры в семье, нервозности в отношениях между родителями и детьми.
Иконка файла материала 16.6. + Не хочу просыпаться.doc
Психология для родителей. Не хочу просыпаться! Казалось бы, маленькая проблема – нежелание вставать, но она подчас доставляет немало хлопот (родители вынуждены тратить драгоценное утреннее время на уговоры, успокоение и одевание малыша) и может даже становиться причиной более серьёзных неприятностей   –   опоздания   родителей   на   работу,   ссоры   в   семье,   нервозности   в отношениях между родителями и детьми.  Как правильно будить ребенка? Казалось бы, маленькая проблема – нежелание вставать, но она подчас доставляет немало хлопот (родители вынуждены тратить драгоценное утреннее время на уговоры, успокоение и одевание малыша) и может даже становиться причиной более серьёзных неприятностей   –   опоздания   родителей   на   работу,   ссоры   в   семье,   нервозности   в отношениях   между   родителями   и   детьми.   Мама   четырёхлетнего   Антона   жалуется психологу в детском саду: «Утром невозможно поднять его с постели – плачет, ноет. А вечером, даже если днём не спал, не могу уложить. То давай ещё поиграем, то почитаем, говорит, что ещё не хочет спать. А на утро та же самая картина. Одеваться сам не хочет, в сад идти – тоже. Только и делаю, что его успокаиваю». Да, действительно, с такой ситуацией сталкиваются многие родители, когда их дети начинают ходить в детский сад. Кроме   адаптации   к   новым   условиям,   к   новому   коллективу,   ребёнку   приходится привыкать к новому режиму дня. Почему же ребёнок не хочет вставать? Чаще всего это связано с режимом дня. Прежде всего ­ это резкое изменение распорядка дня ребёнка, когда он начинает ходить   в   детский   сад   или   ясли.   Поэтому   очень   важно,   чтобы   родители   заранее поинтересовались,   в   какое   время   надо   туда   приходить,   во   сколько   дети   обедают   и укладываются спать, с тем, чтобы заранее дома придерживаться такого же распорядка дня. Тогда переход на новый режим дня пройдет постепенно и безболезненно. Другим важным фактором является продолжительность сна. В первые годы жизни ребенка дневной сон так же важен, как и сон в течение ночи. Потребность спать днем должна обязательно удовлетворяться. Но ребёнок растёт и зреет его нервная система, и потребность во сне меняется. Ежедневный режим должен постоянно приспосабливаться к этим   изменениям.   Нельзя   не   учитывать   и   индивидуальные   особенности,   которые   не должны   идти   в   противоречие   с   жёстким   графиком   –   сколько   ребёнок   должен   спать ночью, зависит от продолжительности дневного сна. Если малыш по каким­либо причинам не спал днём, то и ложиться вечером ему надо на час­полтора раньше. А есть и такие дети, которые уже в 3 года вообще отказываются спать днём. Потребность   в   определённом   количестве   сна   меняется   также   с   изменением психоэмоционального состояния человека и временем года. В летний период и вообще в светлое   время   года   люди   спят   в   среднем   на   час   меньше,   чем   зимой.   Больше   всего здоровый сон нарушает летняя и зимняя смена времени. Во сколько ребенок ложится спать и в какое время ему приходится вставать, зависит от распорядка дня в семье. В правильный режим дня надо вводить малыша постепенно, день за днем. Надо постараться выяснить, сколько часов для сна нужно именно вашему ребёнку, после которого он бодрый и в хорошем настроении. Постарайтесь выработать 1индивидуальное расписание, которое устраивает всех, и придерживаться его, в особых же случаях проявляйте гибкость. Затем нужно ежедневно стараться «подтянуть» его ночной сон к этому расписанию. Если родители хотят, чтобы ребенок вечером раньше ложился спать, днем его лучше укладывать пораньше, сразу после обеда. Если   ребёнок   привыкнет   постоянно   ложится   спать   в   одно   и   то   же   время,   его биологические  часы   уже  будут   настроены  на этот   распорядок   дня.  Чёткий  разумный режим – это важнейшее условие формирование условных рефлексов на время, привычек, способствующих   правильному   развитию.   Правильный   режим   обеспечивает уравновешенное состояние ребёнка, предохраняет нервную систему от переутомления и создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша. Чтобы сон ребёнка был спокойным и он спал, не просыпаясь, всю ночь, необходимо обратить внимание на следующие факторы:  постельное бельё должно быть мягким и не накрахмаленным, чтобы не раздражать нежную кожу малыша;     одежда   малыша   должна   быть   просторной   и   позволять   коже   дышать.   Если   ваш ребёнок   часто   раскрывается,   позаботьтесь   о   том,   чтобы   пижама   была   из   тёплой ткани с длинными рукавами и штанишками;  оптимальная   температура   для   спальни   –   18°С.   Перед   сном   желательно проветривать спальню;  кровать должна быть комфортной и удобной, чтобы ребёнок мог спать в свободной позе и не возникало застоя крови или лимфы в той или иной части тела;  если ребёнок боится темноты, то он должен спать с неярким светом ночника;    малыш не должен хотеть есть и пить. Также не нужно укладывать малыша спать на полный желудок.  Если ребёнку некомфортно спать, он будет просыпаться, вертеться на постели, его сон станет прерывистым, беспокойным, и, как следствие, отдых ­ неполноценным. Как укладывать ребёнка спать? Прежде   всего,   необходима   предварительная   подготовка   ко   сну   –   она   поможет ребенку выработать привычку ложиться в одно и то же время. Без такой подготовки организм ребенка очень легко сбивается с ритма. Процедура   укладывания   не   будет   сложной   и   утомительной,   если   следовать нескольким основным правилам:     время укладывать в кровать должно быть всегда одно и то же и соответствовать его возрасту. Причём это не значит, что укладывать надо минута в минуту – надо учитывать, как прошёл день ребёнка, как он спал днём, его настроение, играет ли он в данный момент и т.п.;  ребёнок должен ощутить ласку, заботу, внимание, уделённые именно ему;  создать   приятную   и   спокойную   атмосферу   в   доме,   напоминающую   о   том,   что пришло   время   спать   (приглушить   свет,   выключить   телевизор   и   компьютер, занавесить   окна).   Дети   лучше   засыпают   и   крепче   спят   в   темноте.   Ребятишки, вынужденные   спать   при   ярком   свете,   нередко   становятся   нервными   и беспокойными. Спальня ребенка может быть освещена лишь слегка, приглушенным светом;  за  час­полтора   до  сна  избегать  возбуждающих,  подвижных,  шумных  игр,  чтобы малыш не перевозбуждался. Иначе ему будет трудно заснуть или сон его будет беспокойный и не произойдет полноценного восстановления сил за ночь. Лучше 2 всего   понаблюдать   за   ребёнком   и   при   первых   признаках   переутомления переключить внимание ребёнка на какую­нибудь спокойную игру;  укладывать спать, когда ребёнок действительно устал. Нужно позаботиться о том, чтобы  ребёнок  имел  в  течение  дня достаточную  физическую  нагрузку (занятия спортом, прогулки), тогда сложности с засыпанием не возникнет;      Среди   взрослых   людей,  процедура   укладывания   должна   состоять   из   своеобразных   ритуалов, повторяющихся изо дня в день, например, убрать игрушки, посмотреть «Спокойной ночи, малыши», почистить зубы, почитать книгу. Последовательность  всех этих действий   успокаивает   ребенка.   страдающих расстройствами   сна,   у   большинства   с   детства   не   сформировались   подобные ритуалы;  не затягивать слишком надолго церемонию укладывания спать;  сказка на ночь, прочитанная или рассказанная тихим и мягким голосом, приятно убаюкивает   ребёнка.   Он   не   должна   быть   слишком   длинной   и   наполненной неприятными эпизодами;  чтобы ребёнок расслабился, можно погладить его, сделать легкий массаж;  если ребёнок плохо засыпает, попробуйте укладывать его сразу после купания. Теплые ванны, особенно с травами, действуют успокаивающе;  все   дети   очень   любят   засыпать   с   мягкими   игрушками.   Это   очень   хорошая   и полезная привычка, потому что любимый плюшевый мишка или зайчик придаст ребёнку чувство защищённости и уверенности;      маленьких детей перед сном иногда надо брать на руки, чтобы они успокоились. Это облегчает их засыпание.  Стремитесь к тому, чтобы ребенок всегда засыпал в хорошем настроении, чтобы сон был спокойным. Плохо, если его наказали или отругали за какой­то проступок перед сном, и он переживает и не может уснуть. Совсем плохо, если ребёнок засыпает в слезах. Ребёнок может видеть кошмарные сны, вздрагивать и вскрикивать. Такой сон совсем не приносит отдыха. Как будить ребёнка? Согласно представлениям физиолога И.П.Павлова, сон – это процесс торможения, который распространяется на кору и подкорковые центры головного мозга человека. Во время   сна   снижается   обмен   веществ,   дыхание   становится   поверхностным   и   редким. Температура   тела   снижается,   снижается   объём   циркулирующей   крови,   все   крупные мышцы   расслабляются.   Чередование   сна   и   бодрствования   –   необходимое   условие нормального   функционирования   человеческого   организма.   Между   сном   и бодрствованием есть ещё и промежуточное, так называемое «просоночное» состояние. Специалисты объясняют это эффектом инерции сна, т.е. после сна человеческому мозгу требуется время  для полного пробуждения  и включения  в работу. В этом состоянии человек   уже   может   слышать   некоторые   негромкие   звуки,   однако   снижен   объём кратковременной памяти и человек ещё не может активно действовать. Поэтому   пробуждение   должно   быть   медленным   и   спокойным,   все   действия родителей   и   звуки   –   мягкими   и   ласковыми.   Можно   включить   негромкую   любимую музыку, неяркий свет, погладить малыша и тихонько позвать его по имени. Будет ещё лучше, если создать определённый ритуал пробуждения, обнять и поцеловать малыша, спросить,   как   ему   спалось   и   что   снилось.   Благодаря   этому   у   ребёнка   выработается рефлекс приятного пробуждения. Чтобы день прошёл удачно и ребёнок чувствовал себя бодро, полезно научить его сделать ещё в постели несколько упражнений и потягиваний. Для активизации сердечно­ 3сосудистой   и   дыхательной   системы   надо   лёжа   на   спине   сделать   несколько   глубоких вдохов и выдохов, при этом, напрягая живот и выпячивая его при вдохе, а при выдохе – втягивая его в себя. Для растягивания позвоночника, лежа на боку, левую руку вытянуть вперёд   и   одновременно   левую   ногу   назад.   То   же   самое   повторить   с   правыми конечностями. Потом обеими руками потянуться вверх, а пятками – вниз. После этого не надо сразу же вскакивать с постели, а немножко спокойно посидеть. Хорошо   действует   легкий   массаж   тела   и   стоп   малыша.   Ещё   одно   хорошее упражнение   для   пробуждения   –   большим   и   указательным   пальцами   помассировать рефлексогенные   зоны   уха,   расположенные   на   мочке,   что   будет   способствовать циркуляции крови и приливу энергии. Через несколько минут, когда ребёнок уже окончательно проснулся, можно позвать его обычным голосом, включить бодрую, весёлую музыку. Отправляйте его чистить зубы и умываться, без напоминания он может про это и забыть. Важно   также,   чтобы   утренний   распорядок   был   полноценным.   Не   надо   жалеть ребёнка, чтобы он ещё немного поспал, и оттягивать подъём. Лучше встать на час раньше, и без волнений и суеты спокойно собраться. И   ещё   надо   остановиться   на   такой   наследственно   обусловленной   особенности человеческого организма, как биологический ритм «засыпание – пробуждение», который естественным образом связан с заходом и восходом солнца. Работой нашего организма управляют внутренние биологические часы в соответствии с так называемым циркадным ритмом (от латинского circa diem ­ околосуточный). К примеру, именно они определяют время,   когда   отдельные   органы   становятся   более   или   менее   активными   и   управляют интенсивностью выработки определенных гормонов. Длина циркадного дня составляет обычно   24­25   часов.   В   зависимости   от   этого   ритма   все   люди   делятся   на   «сов»   и «жаворонков», часто к ним добавляют промежуточный тип – «голуби». «Жаворонки» ­ это люди, которые рано ложатся спать и рано просыпаются. Пик их активности приходится на 7­10 часов утра. «Совы», наоборот, ложатся поздно, а утром просыпаются медленно и с трудом, все   время   их   наибольшей их   психофизиологические   функции   заторможены, работоспособности   приходится   на   вечер   «Голуби»   лучше   всего   приспосабливаются   к обычному,   усреднённому   режиму.   Не   стоит   переделывать   «сов»   в   «жаворонков»   и наоборот. Для психического благополучия ребёнка необходимо понаблюдать за ним и выяснить его биологический режим. И уже, исходя из этого, подобрать ему, распорядок дня, чтобы он максимально соответствовал его суточному ритму. Городской ритм жизни и наша цивилизация как будто специально подстроены под «жаворонков», и, скорее всего, ими самими. «Совам» же приходится приспосабливаться под этот ритм жизни, они не умеют сразу же засыпать, а утром им требуется время, чтобы проснуться, и поэтому правильное начало дня (т.е. медленное пробуждение) для них – это гарантия того, что день сложится удачно. Иногда палочкой­выручалочкой для них может быть дневной сон. Резкое   пробуждение   может   напугать   ребёнка   и   нанести   ему   психологическую Как не надо будить ребёнка? травму, поэтому неприемлемо:  будить ребёнка резким командным голосом или криком;   включать громкую музыку или будильник;   включать яркий свет;   будить в спешке и торопить ребёнка.  4Треть своей жизни человек проводит во сне. Это неотъемлемая часть естественного жизненного   цикла,   дающая   нам   необходимы   отдых,   без   которого   мы   чувствуем   себя усталыми, раздраженными и не способными на следующий день как следует выполнять свою работу. Жизненные ритмы, заложенные в человеческий организм, оказывают сильное влияние на все процессы в нём и самочувствие человека. Поэтому учёт ритмов и уважительное отношение к ним – основа человеческого здоровья. А особенно это важно в детском возрасте, когда закладывается фундамент здоровья                                                                                                                Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь. 5