В консультации для родителей - О ПООЩРЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ, говорится о том, что многочисленные запросы родителей связаны с отклонениями в поведении дошкольников. В основе агрессивности, застенчивости, неуверенности в себе, лжи лежат различные причины. Незнание родителями основных закономерностей развития детей дошкольного возраста часто приводит к завышенным требованиям, предъявляемым ребенку, нетерпимости к проявлению его самостоятельности, Определенный круг проблем связан с изначальным неверным подходом к воспитанию ребенка: гиперопекой, запугиванием, физическими наказаниями.В консультации для родителей - О ПООЩРЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ, говорится о том, что многочисленные запросы родителей связаны с отклонениями в поведении дошкольников. В основе агрессивности, застенчивости, неуверенности в себе, лжи лежат различные причины. Незнание родителями основных закономерностей развития детей дошкольного возраста часто приводит к завышенным требованиям, предъявляемым ребенку, нетерпимости к проявлению его самостоятельности, Определенный круг проблем связан с изначальным неверным подходом к воспитанию ребенка: гиперопекой, запугиванием, физическими наказаниями.
Психология для родителей
О ПООЩРЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ
Многочисленные запросы родителей связаны с отклонениями в поведении
дошкольников. В основе агрессивности, застенчивости, неуверенности в себе, лжи лежат
различные причины. Незнание родителями основных закономерностей развития детей
дошкольного возраста часто приводит к завышенным требованиям, предъявляемым
ребенку, нетерпимости к проявлению его самостоятельности, Определенный круг проблем
связан с изначальным неверным подходом к воспитанию ребенка: гиперопекой,
запугиванием, физическими наказаниями.
Выделяют три типа неправильного воспитания:
1.Непринятие,
(осознаваемое
эмоциональное отвержение ребенка
или
неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер,
навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими
понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным
равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2.Гиперсоциализирующее воспитание тревожномнительное отношение родителей к
здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также
чрезмерная озабоченность его будущим.
3.Эгоцентрическое чрезмерное внимание всех членов семьи к ребёнку, присваивание ему
роли «кумира семьи», «смысла жизни».
Такие подходы к воспитанию приводят к устойчивым отклонениям в поведении ребенка:
от непреодолимой скованности до полной неуправляемости.
Вопрос наказания детей как путь воспитания самый старый у человечества. Вряд
ли найдутся такие родители, которые ни разу не прибегали бы к шлепку. Будучи
нормальными людьми, мы порой теряем терпение, и не дай Бог ребенку попасться нам
под руку в этот момент.
Является ли трепка полезным, продуктивным методом воспитания? Как правило,
мнения родителей разделяются: ктото считает, что важнее мгновенный результат;
комуто такой способ воспитания не по душе. Если вы побили свое дитя и ощущаете
чувство вины за то, что сделали, извинитесь. Не бойтесь потерять авторитет. В этом
случае ребенок поймет и простит вас, а вы покажете достойный пример того, как важно
признаться в своих ошибках.
Лишить ребенка чегото приятного, ожидаемого более эффективное наказание.
Чего надо опасаться во время похвалы? В похвале всегда есть элемент оценки:
«Молодец, ну ты просто гений!»; «Ты у нас самая красивая (способная, умная)»; «Ты
такой храбрый. Тебе все нипочем».
Чем плоха оценкапохвала? Вопервых, когда родитель часто хвалит, ребенок
начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в
других. Вовторых, ребенок может стать зависимым от похвалы ждать, искать ее: «А
почему ты меня сегодня не похвалила?» Втретьих, он может заподозрить, что вы не
искренны, т.е. хвалите его из какихто своих соображений.
Важно, чтобы каждый родитель осознавал, что рядом с ним существует мир детства,
который не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и
понимать. Общение с ребенком приносит огромную человеческую радость. Надо лишь чуточку
воли и интереса, чтобы эти радости стали доступными. Без родительского участия процесс
воспитания не возможен.Журнал «Психолог в детском саду» 2005, №3. стр. 80 – 89.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Бондарь Е.М.