В консультации для родителей - О профилактике детской тревожности, говорится о том, что дошкольный возраст - особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью.
Некоторые эмоциональные проявления, характерные для раннего возраста, в дальнейшем закрепляются как формы поведения и составляют, по словам Л.И. Божович, «основу формирования характера ребенка».В консультации для родителей - О профилактике детской тревожности, говорится о том, что дошкольный возраст - особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью.
Некоторые эмоциональные проявления, характерные для раннего возраста, в дальнейшем закрепляются как формы поведения и составляют, по словам Л.И. Божович, «основу формирования характера ребенка».
Психология для родителей.
О ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Дошкольный возраст особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте
формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание
назвать ребенка личностью.
Некоторые эмоциональные проявления, характерные для раннего возраста, в
дальнейшем закрепляются как формы поведения и составляют, по словам Л.И. Божович,
«основу формирования характера ребенка». При благоприятных условиях развития для
дошкольников не характерны устойчивые отрицательные эмоциональные состояния, при
неблагоприятных развивается негативное отношение к определенным сторонам жизни.
Зачастую это приводит к формированию черт характера, свидетельствующих о
«внутреннем неблагополучии». Одной их таких черт является тревожность.
Под тревожностью понимают эмоциональное состояние, возникающее в
ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного
развития событий. Любая активная деятельность человека иногда сопровождается
неопределенностью, неясностью, что создает базу для возникновения тревоги.
Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что приводит
к низкой самооценке, неуверенности в себе. Если у ребенка появляются страхи
непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты.
является
тревожности
Предпосылкой
возникновения
повышенная
чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребенок с повышенной
чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения с детьми
взрослых, особенно родителей. Например, завышенные требования могут вызвать
ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между
реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него
взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
Тревога возникает в душе ребенка, когда есть препятствие для реализации его важнейших
потребностей:
в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.);
в близости, привязанности к человеку или группе людей;
в независимости, самостоятельности, признании права на собственное «Я»;
в самореализации и др.
Проблема тревожности встает сейчас остро еще и потому, что в современной жизни
развитие ребенка вытесняется, становясь все более заданным,
самостоятельное
организованным со стороны взрослых.
В результате некоторые дошкольные учреждения превратились в место, далекое от
реальных и индивидуальных потребностей его питомцев. Но ведь детский сад это не
столько место реализации программы воспитания и обучения, сколько естественное
жизненное пространство, где дети учатся строить свои отношения со взрослыми и
сверстниками.
Пространственная среда определяет границы деятельности ребенка, детерминирует
ее содержание. В этой связи важной проблемой является раскрытие возможностей
положительного влияния пространственной среды на эмоциональное благополучие детей.
Один из представителей экологической психологии чешский ученый М.Черноушек
считает, что окружающая среда может выполнять стимулирующую, нейтральную или
1тормозящую функцию. О том, что окружающая среда является фактором,
содействующим процессу развития, говорил и Д.Н.Узнадзе. Он считал, что среда вызывает
к жизни или подавляет, тормозит созревание механизмов детского поведения.
В конце 70х годов XX века на Западе, в частности в Германии, были созданы
интересные концепции пространственной организации помещений детского сада. Одна из
этих моделей включает в себя создание нестандартных архитектурных новаций
(пространственные структуры помещения имеют свое функциональное назначение). В
центре группы находится площадка поле для свободного общения детей. За ней
располагается возвышение типа театральной сцены.
«Второй этаж» дает ребенку возможность не только получить новый обзор, но, что
особенно важно, общаться со взрослыми, находясь «над ними», а не традиционно внизу,
под их присмотром. Дети могут полностью реализовать свою потребность в движении:
лазанье, прыжках, ползании. В их распоряжении всевозможные игрушки, уютные домики.
В помещении созданы условия не только для активного общения, но и для уединения
(нитеобразные зоны). Детям предоставлена максимальная самостоятельность
вмешательство взрослых сведено, до минимума.
Проведенные нами психодиагностические исследования показали: реализация
новационной модели организации жизненного пространства в группах позволило создать
среду, вызывающую у детей уверенность, благоприятное эмоциональное состояние и,
следовательно, снизить возможность возникновения тревожности.
Групповая игротерапия
Рекомендации для психологов и педагогов
Групповая игротерапия особый способ взаимодействия с ребенком, в процессе
которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть,
быть самим собой, а с другой установить отношения с психологом и с другими членами
группы (что невозможно в индивидуальной игротерапии). При этом присутствие «других»
уменьшает внутреннюю напряженность ребенка и стимулирует его активность, готовность
общаться с психологом и доверять ему в центре групповой игротерапии не группа детей, а
каждый конкретный ребенок. Никаких групповых задач перед детьми не ставят. Каждый
ребенок может быть вовлечен в действия, не имеющие никакого отношения к другим
детям. Подгруппы возникают и распадаются спонтанно, В основе этого постоянно
меняющиеся интересы их участников. Тем не менее отношения между детьми важны для
достижения предполагаемого психологом результата.
2Подготовлено педагогомпсихологом: Бондарь Еленой Михайловной.
3