В консультации для родителей - О вредных привычках и не только о них, говорится о том, что обычно люди считают это проявлением нервозности. Привычка грызть ногти дает выход агрессивности ребенка. Он злит родителей, делает себе больно, но отказаться от этой привычки не в состоянии. Эта привычка – выход задавленной агрессивности, в то же время, в то же время доставляющий удовольствие, попытка избавиться от напряженности и психологического дискомфорта.В консультации для родителей - О вредных привычках и не только о них, говорится о том, что обычно люди считают это проявлением нервозности. Привычка грызть ногти дает выход агрессивности ребенка. Он злит родителей, делает себе больно, но отказаться от этой привычки не в состоянии. Эта привычка – выход задавленной агрессивности, в то же время, в то же время доставляющий удовольствие, попытка избавиться от напряженности и психологического дискомфорта.
Психология для родителей.
О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ.
«Нельзя чемунибудь научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя.»
(Г.
Галилей)
Проблемы, связанные с воспитанием ребенка,
возникают исподволь, принимая различные формы.
Множество вопросов «как?» и «почему?» родители
решают ежедневно. Почему ребенок грызет ногти,
сосет палец, упрямится, «играет» с волосами,
крутит и выдергивает их, почему «специально» ломает игрушки – на эти и другие
вопросы есть ответы.
Привычка грызть ногти
Обычно люди считают это проявлением нервозности. О чем еще говорит эта
привычка? Возможно, что это удовольствие заменяет другие более приятные
действия, недоступные ребенку. Или символизирует о том, что период детства до
сих пор очень важен ребенку: поднося пальцы ко рту, он воспроизводит знакомое с
младенчества движение. В какомто смысле ребенок не готов взрослеть. Привычка
грызть ногти дает выход агрессивности ребенка. Он злит родителей, делает себе
больно, но отказаться от этой привычки не в состоянии. Эта привычка – выход
задавленной агрессивности, в то же время, в то же время доставляющий
удовольствие, попытка избавиться от напряженности и психологического
дискомфорта.
Сосание пальцев
Типично для младенчества, но может встречаться и в более старшем возрасте.
В первом случае помочь нетрудно – сделать так, чтобы малыш достаточно сосал во
время еды, минут 2030. Во втором случае, если сосание пальцев продолжается
достаточно долго, это становится тревожным симптомом: чтото отрицательно
влияет на желание ребенка расти; это один из способов, с помощью которого он
хочет остаться маленьким. Симптом редко бывает единственным, есть и другие,
внешне безобидные, слишком детские привычки: сюсюканье, нарочито детская речь,
излишняя плаксивость,
недостаточная
общительность со сверстниками.
нежелание самостоятельно есть,
Упрямство
Часто дети, ни за какие блага не желают слушаться старших. Самое сложное в
момент проявления упрямства – реакция родителей на этот своеобразный вызов.
Мамы и папы настолько поражены собственным бессилием, что легко выходят из
1равновесия, ведут себя неправильно, усиливая давление на ребенка, и … теряют
свой авторитет окончательно: ребенок подчиняется, выражая свое отношение
грубыми, неуважительными ответами, молчанием, пассивным сопротивлением. В
случае упрямства родители должны изменить свои взаимоотношения с ним,
показать и ласку, и твердость своих убеждений, и уважение к его позиции.
«Игра» с волосами
«Игра» с волосами, выдергивание и кручение волос – в раннем детстве эта
привычка возникает как тревожная реакция на разлуку с матерью. Тревога, страх,
эмоциональное напряжение могут привести к стремлению чаще производить эти
действия. В старшем возрасте привычка сигнализирует о желании ребенка быть
защищенным, избавиться от агрессии направленной на себя. Обратив внимание на
внутренний мир ребенка, родители обнаружат самобичевание, чувства собственной
неполноценности, непринятие себя как личности.
Стремление специально сломать игрушку
Если ребенок выглядит как невинный ангелочек, но при этом ежедневно ломает
игрушки, то, скорее всего, он, таким образом, реагирует на бесконечные запросы
родителей. Ребенок не может наказать папу или маму, а сломать игрушки,
купленные ему родителями, может.
Другая причина, вызывающая желание уничтожать, ломать, портить, кроется в
зависти, за которой прячется желание самоутвердиться. Ребенок завидует умениям
других детей и, чувствуя свою неспособность делать также, злится и ломает
игрушки, поделки, постройки. У некоторых детей очень развито чувство
собственности, и они предпочитают сломать игрушку, чем дать ее комуто поиграть.
В основе желание сломать, испортить, разрушить лежит неуверенность в себе и
вражда к людям.
Вопросы: «Как помочь ребенку избавиться от вредной привычки?», «Как
сделать его послушным, воспитанным ребенком?» – можно объединить в один –
«Как же стать хорошими родителями?».
Ответы не могут быть однозначными. Каждый ребенок уникален и неповторим,
каждый – индивидуальность. И только открыв для себя внутренний мир ребенка,
увидев его глазами свои действия, поступки, родители научатся понимать причины
его вредных привычек, научатся принимать его поступки не как протест, а как
попытки привлечь внимание и восстановить мир в семье.
2Автор статьи: Г.В. Шептихина, детский психолог
психоаналитик
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
3