Консультация для родителей -О задатках и способностях.
Оценка 5

Консультация для родителей -О задатках и способностях.

Оценка 5
Лекции
doc
родителям
Детсад
08.03.2018
Консультация для родителей -О задатках и способностях.
В консультации для родителей - О задатках и способностях, говорится о том, что способности - это индивидуальные психические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Различают общие и специальные способности. Общие обеспечивают успешность в разных видах деятельности, а также легкость в усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой-то определенной областиВ консультации для родителей - О задатках и способностях, говорится о том, что способности - это индивидуальные психические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Различают общие и специальные способности. Общие обеспечивают успешность в разных видах деятельности, а также легкость в усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой-то определенной области
75 + О задатках и способностях.doc
Психология для родителей.                                                                             О  ЗАДАТКАХ И СПОСОБНОСТЯХ Всем хорошо известны бытовые оценки людей: смышленый ­ бестолковый, схватывает на лету ­ пенек, талантливый ­ бездарный, рукастый ­ безрукий, ловкий ­ увалень, огонь ­ ни рыба ни мясо  и   т.д.   Одно   слово,   а   как  будто   припечатывает   человека   к   его  способности   или неспособности к какой­то деятельности. Есть, конечно, и ума палата, и мастер на все руки. Но как определиться со своим ребенком? Каков он?  Способности  ­  это индивидуальные  психические  особенности личности,  обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Различают общие и специальные способности. Об­ щие обеспечивают успешность в разных  видах деятельности, а также легкость в  усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой­то определенной области (в музы­ кальной, математической, спортивной и  т.д.).  Замечено   также,   что   способности  проявляются в комплексе, а не по одной и что недостаток одной способности компенсируется рядом других. Задатки  ­  это   та   природная   основа,   на  которой   развиваются   способности:   анатомо   ­ физиологические   особенности   нервной   системы,   мозга,   тела.   Одни   ученые  считают   задатки генетически   обусловленными,   т.е.   передающимися   по   наследству  через   ДНК,   РНК;   другие   ­ врожденными, т.е. формирующимися в пренатальный, внутриутробный период развития человека. Но и те и другие ученые соглашаются в одном: задатки ­ изначально природные свойства человека, а не данные ему после рождения в ходе воспитания. Среди   природных   свойств   есть   еще  один   вид,   наименее   изученный   и   потому  часто умалчиваемый.   Это  трансперсональное   развитие   индивидуальности,  несущее   в   себе последовательность многих жизней. Как это понять: как факт естественного отбора нужных качеств (по  Дарвину)   или   как   накопление   жизненного   опыта   в   последовательности   реинкарнаций, перевоплощений (согласно восточным философиям)? Наука пока не дает однозначного ответа. Такого согласия в отношении способностей нет. Существуют три основных направления в психологии. Представители  одного из них,  биологизаторского,  считают: человек ­ биологи­ ческое существо, способности ­ врожденное качество, и именно это обстоятельство определяет «потолок» в развитии человека: все уже задано природой, «выше головы не прыгнешь». Другое   направление,  социологизаторское,  считает   человека   существом  сугубо социальным, рождающимся на свет tabula rasa ­ чистой доской, на которой можно написать все, что хочешь. Дело лишь за воспитателем и методами, которые он будет использовать, ­ и гении на потоке будут нам обеспечены. Третье   направление   ­  серединное.  Оно   признает   несомненную   биологическую   природу человека с врожденными  задатками и способностями, но считает  их всего лишь предпосылками будущего развития человека в социальной среде. Другими словами, природа ­ не потолок развития, а старт, начало его. Как   отнестись   к   этим   направлениям?  В   каждом   есть   «своя   правда»   и   свои   примеры   из практики...  Биологизаторское   направление,   начавшее   с   уважительного   отношения   к   природе человека, закончило тем, что легло в основу расизма и фашизма: теории превосходства одной расы над другой, одного слоя населения над другим, выделения «чистых» рас и т.п. Социологизаторское направление,  разработавшее алгоритмы обучения детей (и взрослых ­ профессиональным видам деятельности) ­ «под одну гребенку», ­ нивелировало индивидуальные особенности человека, «роботизировало» людей. Для воспитания «винтиков» эти методы хороши, а для взращивания творцов непригодны. Наиболее   перспективным   и   гуманистическим   представляется   третье  направление   ­ рубинштейновское  (по   имени   основателя   ­   выдающегося   отечественного   психолога   СЛ. Рубинштейна), потому что дает инструмент к  развитию  всех задатков и способностей человека, не   лишая   их   индивидуальности,   и   способствует   развитию   творческих   способностей   в   самом 1 широком   смысле   слова.  Воспитатель,   стоящий   на   этих   позициях,   понимает:   его  воспитанник пришел  в наш мир с ценными задатками, многими способностями, и задача воспитателя ­ раскрыть их, дать им возможность реализоваться и развиться. Ошибка, которую чаще всего совершают именно родители, заключается в сравнении своих детей с другими.  По успешности их деятельности они строят  положительную или отрицательную модель способностей   своего   ребенка:   «наш  лучше   всех»   ­   «наш   хуже   всех».   Это   неправильно.   Дети развиваются   неравномерно,   скачкообразно.   Вспомните,   один   ребенок  заговорил   в   годик,   другого трудно было понять даже в три, а в конце концов оба успешно развиваются. Сравнивать ребенка нужно с ним самим: не умел, но быстро научился ­ значит, способный; плохо, медленно обучается ­ не значит, что неспособный вообще, надо определить причину такого состояния ребенка (усталость,  болезнь, отсутствие интереса, страх и т.п.) и только в последнюю очередь говорить о неспособности к  этому виду деятельности.  Неспособный к рисованию может гениально владеть своим телом или решать задачи как орехи щелкать!.. Как   заметить   в   ребенке   способности?  Наблюдать,   когда   он   самозабвенно   играет,  что   ему нравится, что лучше получается, чему отдает предпочтение. Тут все очень просто: нравится то, что лучше, легче получается, а получается потому, что есть природные задатки ­ предпосылки спо­ собностей.  К примеру, один малыш разрисовывает стены, столы, книги; другой пританцовывает под любую музыку и четко попадает в ритм; третий схватывает мелодию и т.д. Можно с определенностью сказать,   что   у   первого   проявляются   задатки,  связанные   со   зрительными   анализаторами,   с восприятием цвета и света; у второго преобладают динамические, двигательные характеристики; у третьего ­ слуховые и голосовые. Не ругайте за испорченные стены, а прикрепите вдоль них обои и дайте ребенку цветные карандаши ­ пусть развивает свои способности! Не останавливайте свою егозу, не одергивайте поминутно, а создайте условия для развития: чаще включайте музыку, устраивайте танцы, придумывайте   активные   игры.   Поощряйте   пение,   подпевайте   сами,   подключайте  других!   Это доставит много радости всем, л ребенка разовьет. Способности комплексны, поэтому воспитателю придется предоставлять  много разных условий для их проявления  и развития.  Нужно дать ребенку возможность попробовать себя в разных делах, разных играх и разнообразных ролях и ситуациях. Это не так просто, как может показаться. Иногда дети завалены игрушками, а скучают. Почему? Потому что не  умеют играть. Детям нужен руководитель, учитель. Им можете быть вы сами, другие дети, наконец ­ специалисты (например,   в  сложных  видах   деятельности  ­  танцах,  музыке, живописи и т.п.). Без учителя, без внимания к миру ребенка, без включения  в творчество он превращается в Маугли,  способности угасают, нарастают  равнодушие,  пресыщенность  изобилием  и доступностью   игрушек.   Разве   в весенние ручьи дети запускают готовые яхты, а не свои кораблики, сделанные из щепочек? Проанализируйте   своего   ребенка   с   разных   сторон  беспристрастно:   физические,   интеллек­ туальные, эмоциональные, духовные особенности и возможности. (Не стесняйтесь обращаться к психологам, если  не уверены в себе.) Наметьте области развития и коррекции. Это особенно важно, когда вы обнаружите неспособность ребенка к чему­то.  Очень важно, чтобы  ребенок  не зацикливался  на одной своей способности, что внешне выражается   в   предпочтении   одного   вида   деятельности   (только  футбол,   только   компьютер). Возможно,  его дремлющие  способности  при их  раскрытии сделают его более успешным и счастливым во всем. Заставить ребенка, особенно подрастающего, попробовать себя в чем­ то   новом   порой  очень   трудно.   Нужно,   чтобы   он   сам  этого   захотел.   Как   помочь   ему «захотеть»? Расширять сознание через расширение круга друзей и знакомых, представлений о мире   и   профессиях   людей.  Так   формируется   расширенная   мотивация   к   разным   видам деятельности. При  этом  важно,  чтобы   ребенок   не  только  знал, но и попробовал себя в этих делах. Итак, что мы знаем о задатках и способностях? То, что каждый ребенок, пришедший в наш мир,  щедро наделен  самыми   разными   задатками;   что   способности  есть   у   каждого,   причем   они комплексны, не единичны; что все эти дары природы можно и нужно развивать; что неспособность к   одному   компенсируется   способностью   к   чему­то   другому;   и,   наконец,   что  главное   дело воспитателя ­ заметить все эти богатства в ребенке и развить их. Таким образом, способности ребенка в ваших руках, воспитатель, родитель.. Не заме­ 2 тите, не разовьете их ­ и на свете появится еще один несчастный и неудачливый человек.                                                           Дошкольное воспитание № 4 , 2006 г.  стр. 43 ­ 45.                                                Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь 3 4

Консультация для родителей -О задатках и способностях.

Консультация для родителей -О задатках и способностях.

Консультация для родителей -О задатках и способностях.

Консультация для родителей -О задатках и способностях.

Консультация для родителей -О задатках и способностях.

Консультация для родителей -О задатках и способностях.

Консультация для родителей -О задатках и способностях.

Консультация для родителей -О задатках и способностях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018