Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)
Оценка 4.8

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
28.10.2017
Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)
в данной консультации рассказывается родителям подготовительной группы о важности экспериментальной деятельности в жизни детей в домашних условиях. как она (экспериментальная деятельность)влияет на их развитие. также даны рекомендации и темы экспериментирования в домашних условиях, как их правильно можно провести в домашних условиях.Консультация для родителей подготовительной группы "Экспериментально-исследовательская деятельность детей в домашних условиях"
Консультация для родителей.docx
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Детское   экспериментирование   –   это   один   из   ведущих   видов деятельности   дошкольника.   Очевидно,   что   нет   более   пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто   распространена   ошибка   –   ограничения   на   пути   детского познания.   Вы   отвечаете   на   все   вопросы   юного   почемучки?   С готовностью  показываете  предметы, притягивающие  любопытный взор   и   рассказываете   о   них?   Регулярно   бываете   с   ребёнком   в кукольном   театре,   музее,   цирке?   Это   не   праздные   вопросы,   от которых   легко   отшутиться:   «много   будет   знать,   скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень   скоро   –   в   первых   же   классах   школы,   когда   ваш   ребёнок окажется   пассивным   существом,   равнодушно   относящимся   к любым нововведениям.                                                           Ребёнок – дошкольник  является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской   деятельности,   в   частности   к   элементарному     экспериментированию». Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Опыты   помогают   развивать   мышление,   логику,   творчество   ребёнка,   позволяют   показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы   на   вопросы   «как?   »   и   «почему?   ».   Элементарные   опыты,   эксперименты   помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное   преобразование   вещей,  в  ходе   которого   дошкольник   познаёт   их   свойства   и  связи, недоступные   при   непосредственном   воспитании».   Знания,   полученные   во   время   проведения опытов, запоминаются надолго. Исследовательская   деятельность   детей   может   стать   одним   из   условий   развития   детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская   деятельность   детей,   создаются   специальные   проблемные   ситуации, проводятся   занятия.   В   группах   созданы   условия   для   развития   детской   познавательной деятельности   во   всех   центрах   активности   и   уголках   имеются   материалы   для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п. Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что­то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет ­ не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Потребность   ребёнка   в   новых   впечатлениях   лежит   в   основе   возникновения   и   развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач: –   создание   условий   для   формирования   целостного   мировоззрения   ребёнка   средствами экспериментирования; – развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; –   развитие   познавательного   интереса   в   процессе   экспериментирования,   установление причинно­следственной зависимости; – умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления; – создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Не   требует   особого   доказательства   связь   экспериментирования   с   формированием элементарных представлений. Во   время   проведения   опытов   постоянно   возникает   необходимость   считать,   измерять, сравнивать,   определять   форму,   размеры.   Всё   это   придаёт   математическим   представлениям реальную значимость. математических     Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Следуйте совету В.А. Сухомлинского: «Умейте  открыть  перед  ребёнком  в  окружающем мире что­то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.   Оставляйте   всегда   что­то   недосказанное,   чтобы   ребёнку   захотелось   ещё   и   ещё   раз возвратиться к тому, что он узнал». Вот   несколько   советов   для   родителей   по   развитию   экспериментально­исследовательской активности детей. «Что   необходимо,   а   чего   нельзя   делать   для   развития   опытно   –   исследовательской деятельности дошкольников» –   Поощрять   любопытство,   которое   порождает   потребность   в   новых   впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. – Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. – Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во   время   мытья   ребёнок   может   узнать   много   интересного   о   свойствах   воды,   мыла,   о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: ­ морская соль ­ пена для ванны ­ хвойный экстракт ­ кусочки мыла и т.п. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если   у   вас   двое   или   трое   детей,   можно   устроить   соревнования   между   юными   физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например,   ребёнок   рисует.   У   него   закончилась   зелёная   краска.   Предложите   ему попробовать  сделать  эту  краску  самому.  Посмотрите, как   он  будет  действовать,  что  будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Домашняя лаборатория. Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок   научиться   определять   наилучший   способ   решения   встающих   перед   ним   задач   и находить   ответы   на   возникающие   вопросы.   Для   этого   необходимо   соблюдать   некоторые правила: 1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт) 2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта) 3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента) 4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата) 5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами. Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Несколько несложных опытов для детей старшего  дошкольного возраста «Спрятанная картина» Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло­желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика. Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком. Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет ­ не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников. «Мыльные пузыри» Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку Итоги:   У   вас   должны   получиться   мыльные   пузыри.   Почему?   Молекулы   мыла   и   воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.  «Лед – вода» Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком   о   временах   года,   четко   противопоставляя   зиму   и   лето,   весну   и   осень.   (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени. «Твердое – жидкое» При   купании   ребенка   в   ванной   проведите   эксперимент:   пусть   он   резко   ударит   по   воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда   замерзнет   и   превратится   в   лед.   Вода   может   быть   и   твердой   и   жидкой.   Воду   нельзя пощупать,   она   жидкая.   Воду   можно   только   потрогать   и   сказать,   какая   она:   холодная   или горячая. Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду. «Жидкое – твердое» Проведите  «опыт»  по  плаванию  парафина   и его  отвердению (можно  использовать   кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на   плите   в   миске   под   вашим   контролем.   Несколько   раз   повторите:   «парафин   твердый   – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина. Пусть   ребенок   вместе   с   вами   положит   в   морозильную   камеру   холодильника   воду   или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».  «Испарение» Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением  уровня  воды.  Обратите  внимание   на три  фазы  кипения:  начало  (вода  начинает нагреваться),  промежуточная  (появление   маленьких  пузырьков   на  дне)   и  последняя (бурное кипение). Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).  «Выпаривание соли» Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку   соли.   Покажите   ребенку,  как   соль   растворилась   в   воде:   вода   прозрачная   и   соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала   невидимой   в   воде,   потому   что   она   растворилась.   Предложите   зарисовать   процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная). Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте   за   процессом   испарения   воды   и   образования   соли.   Предложите   зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).  «Конденсация» Проведите   опыт   по   конденсации   пара.   Используйте   для   этого   холодное   стекло   или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой). Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это   газообразное   состояние   воды.   Вода   при   нагревании   испаряется,   а   пар,   соприкасаясь   с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.  «Свойства веществ» Обратите   внимание   детей   на   различную   форму,   которую   принимает   вода   в   различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д. Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал. «Воздух и его свойства» Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой.   Погружайте   игрушку   в   воду   и   наблюдайте   за   тем,   как   из   них   выходит   воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.  «Воздух вокруг нас» Продемонстрируйте   ребенку   вентилятор:   его   лопасти   заставляют   воздух   двигаться   – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим. Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что­нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном.  Снова   спросите   у   ребенка,   есть   ли   что­то   в   стакане.   Затем   опустите   стакан   в  воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.  «Два апельсина» Погрузите   в   миску   с   водой   апельсин   и   увидите,   как   хорошо   он   умеет   плавать.   Затем очистите   тот   же   апельсин   и   положите   его   в   воду:   он   тут   же   опустится   на   дно.   Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке». «Плавание тел» Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик­мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в   воду.   Перед   купанием   ребенка   в   ванной   обратите   его   внимание   на   уровень   воды   перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.  «Секретное письмо» Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики ­ таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами: Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом. 2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги,   обмакните   кисточку   в   сок   и   напишите   вашу   шифровку.   Чтобы   ее   прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.  Разный «характер» у яиц Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно   вращается   быстро   и   хорошо?   А   другое   не   слушается   и   не   хочет   вращаться?   Трудно рассказать   ребенку   о   центре   тяжести   (не   все   взрослые   это   могут   понять).   Попробуйте объяснить,   что   в   вареном   яйце   (оно   твердое)   есть   постоянный   центр   тяжести   (как   точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.  «Чистый лед» Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода. Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую   воду,   лед   тоже   будет   соленым   или   сладким?   Наверняка,   ребенок   скажет   «да».   И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.  «Снежные цветы» Вам потребуется: соломинка, мыльный раствор. В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах. Можно также показать ребенку, как образуется иней ­ в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней. «Куда делась вода?» Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить   водой.  Но   прежде   надуйте   воздушный   шарик,  завяжите   его   прочной   веревочкой, именно  15 сантиметров  длиной,  второй  конец  которой  привяжите  к  пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20­30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода? Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из панны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло. Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой   давит   на   шарик   (но   ведь   утонуть   он   не   может),   он   поднимается   вместе   с   водой   до критического уровня, а потом выдергивает пробку. Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край». Автор: Ефимова Н.С. Воспитатель Iкв.работя

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях" (подготовительная группа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2017