В консультации для родителей - Особенности психического развития в раннем возрасте, говорится о том, что ведущая деятельность – предметно-действенное общение со взрослыми. Ребёнок познаёт предметный мир и его назначение. Этот период самый важный – до 3 лет. Качественные преобразования, которые претерпевает психика ребёнка за первые три года, весьма значительны. Трехлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими его людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребёнок трех лет достаточно активен, понятен окружающим, самостоятелен. В этот период ребёнок переживает кризис 1 годаВ консультации для родителей - Особенности психического развития в раннем возрасте, говорится о том, что ведущая деятельность – предметно-действенное общение со взрослыми. Ребёнок познаёт предметный мир и его назначение. Этот период самый важный – до 3 лет. Качественные преобразования, которые претерпевает психика ребёнка за первые три года, весьма значительны. Трехлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими его людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребёнок трех лет достаточно активен, понятен окружающим, самостоятелен. В этот период ребёнок переживает кризис 1 года
Психология для родителей.
Особенности психического развития в раннем возрасте
Ранний возраст – от 1 года до 3 лет. Ведущая деятельность –
предметнодейственное общение со взрослыми. Ребёнок познаёт предметный мир и
его назначение. Этот период самый важный – до 3 лет. Качественные
преобразования, которые претерпевает психика ребёнка за первые три года, весьма
значительны. Трехлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во
взаимоотношение с окружающими его людьми. При этом он владеет не только
речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребёнок
трех лет достаточно активен, понятен окружающим, самостоятелен. В этот период
ребёнок переживает кризис 1 года. Развитие психики ребёнка от года до трёх лет
зависит от ряда факторов. На психическое развитие ребёнка оказывает
значительное влияние:
1. овладение прямой походкой.
2. владение речью.
3. владение первой стадией мышления (наглядно действенное мышление).
1. В конце младенческого возраста малыш начинает делать первые шаги.
Перемещение в вертикальном положении – трудное дело для него. Маленькие
ножки ступают с большим напряжением, но ребёнок получает истинное
удовольствие от ходьбы. Движение доставляет ему радость. Ребёнок очень
неустойчив, стоит дунуть и он упадёт. Важный момент стимуляции взрослого,
поощрение – молодец, умница, поглаживание, поцелуй. Любые действия он
постепенно совершенствует. Когда ребёнок начинает ходить появляется много
опасностей, лезет куда нельзя (розетка, кипяток и т.д.). После ошибки у ребёнка
появляется чувство страха. Нужна огромная опека со стороны взрослого.
Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к
психологическим последствиям. Благодаря способности к передвижению ребёнок
вступает в эпоху самостоятельного общения с внешним миром. На психическое
развитие ребёнка в значительной мере влияет развитие предметных действий.
Ребёнок научается от взрослых ориентироваться на постоянное значение
предметов, которое закреплено человеческой деятельностью. К концу раннего
детского возраста начинают складываться новые виды деятельности. Они
достигают развёрнутых форм за пределами этого возраста и постепенно начинают
определять психическое развитие. Это – игра и продуктивные виды деятельности
(рисование, лепка, конструирование). Необходимо учитывать значимость, которую
приобретут эти виды деятельности в будущем, и создавать условия для их
формирования ещё в раннем детстве.
2.
Накопление впечатлений, подчёркнутых в предметной деятельности,
служит основой для развития речи ребёнка. Ранний возраст является сензитивным
периодом для развития речи: именно в это время усвоение речи происходит с
наибольшей эффективностью. На втором – третьем годах жизни необходимо
особенно интенсивно заниматься речевым развитием ребенка.
Стадии развития речи ребёнка:1. Предречевая стадия – до 1 года.
2. Стадия первоначального усвоения языка – с 1 года до 1,8 месяцев.
3. Стадия грамматического усвоения языка – с 1,8 месяцев до 3 лет.
На 2 стадии ребёнок должен знать 10 слов. До полутора лет ребёнок
усваивает от 3040 до 100 слов и употребляет их очень редко.
На 3 стадии, т.е. к концу второго года ребёнок употребляет до 300 слов, а к
концу третьего года – до 1500 слов.
Усвоение грамматического строя имеет свои периоды развития. Первый
период – от одного года до двух лет – период предложений, состоящих из
однородных слов – корней. В этом периоде выделяют однословные и двухсловные
Второй период развития грамматического строя языка
предложения.
продолжается до трёх лет. Речь ребёнка начинает приобретать довольно связный
характер и позволяет ему выражать понимание многих отношений о предметном
мире. Формирование активной речи служит основой для всего психического
развития ребёнка.
3. В этом возрасте формируется нагляднодейственное мышление к 34 годам.
У ребёнка нарабатывается 40% интеллекта. В этом возрасте формируются знания
о функциях предмета. Развитие мышления формируется от взрослого человека. В
этом возрасте начинают нарабатываться элементы продуктивных видов
деятельности (деятельность рисования). В этот период ребёнок проходит
доизобразительную стадию.
1. Спонтанное изображение (точка).
2. Спонтанное импульсивное рисование (круги, точки).
3. Спонтанное рисование, но ребёнок уже чтото видит (рисует и чтото
говорит).
4. Ребёнок ставит осознанную цель (я нарисую киску…).
В этом возрасте у ребёнка появляются элементы игровой деятельности. Это
игры рядом, но не игры вместе (куклу кормит, укладывает и т.д.). Взрослый
должен добавлять в игру элементы игры, у ребёнка развивается воображение.
Наблюдая действия взрослых с предметами, ребёнок присваивает человеческие
формы практической предметной деятельности. В практике действия с
предметами ребёнок открывает для себя, что разные предметы могут быть
употреблены сходным образом. Особенно важны для развития мышления
орудийные действия. Орудие опосредствует воздействия ребёнка на предметный
мир. Применяясь в разных ситуациях и по от ношению к разным предметам,
орудие становится первым носителем обобщения.
В этом возрасте формируется II фаза – кризис 3 лет – его проходят все дети,
но этот кризис очень индивидуален, зависит от отношения родителей к ребёнку.
Кризис трёх лет явление преходящее, но связанные с ним новообразования –
отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в
психологическим развитии. В этот период ребёнок входит в конфликтное
состояние со взрослыми. Появляется фаза отвержение. Кризис зависит от
взрослого человека, от поведения взрослого. Облегчить этот кризис можно через
игру (варим суп, требует тоже повтора, дать маленькую кастрюльку и пусть игра –
суп). Взрослый вводит ребёнка в игровую ситуацию, ребёнок в этом возрасте гибоки пластичен. Игра заменяет протест ребёнка. В этом возрасте начинают
развиваться позитивные процессы:
1. Мышление – нагляднодейственное.
2. Восприятие – к трем годам знают форму предмета, цвет, узнают себя на
фотографии, знают имя, свой пол и т.д. В 3 года ребёнок имеет хороший запас
слов.