В консультации для родителей - Особенности речевого развития детей от 0 до 5 лет, говорится о том, что в речевом развитии ребенок проходит несколько стадий, знание которых необходимо родителям для того, чтобы избежать возможных проблем, а при необходимости, вовремя обратиться за помощью к специалисту.В консультации для родителей - Особенности речевого развития детей от 0 до 5 лет, говорится о том, что в речевом развитии ребенок проходит несколько стадий, знание которых необходимо родителям для того, чтобы избежать возможных проблем, а при необходимости, вовремя обратиться за помощью к специалисту.
Психология для родителей.
Особенности речевого развития детей от 0 до 5 лет
В речевом развитии ребенок проходит несколько
стадий, знание которых необходимо родителям для того,
чтобы избежать возможных проблем,
а при
необходимости, вовремя обратиться за помощью к
специалисту.
Конечно, следует помнить, что не все дети
развиваются одинаково, в речи, как и в других областях
развития, возможны отличия, обусловленные разными
факторами.
Рассмотрим пять возрастных интервалов, в которых обозначим основные
направления развития речи.
Первый год. Период, в который происходят важные события, закладываются
основы детской речи. Так, трехмесячный малыш осваивает ряд звуков и звуковых
групп, с удовольствием вокализирует, т. е. издает звуки, реагируя на улыбку или
ласковое обращение взрослых.
Повторяющиеся звуки становятся все более разнообразными и различимыми,
образуют так называемый "лепет". Поток звуков, напоминаемый слова,
свидетельствует о том, что ребенок "гулит".
Младенец даже может "разговаривать" таким образом, сам с собой, либо с
любимой игрушкой. На протяжении всего первого года малыш приобретает массу
навыков, необходимых для формирования основ языка.
К концу года ребенок произносит несколько простых слов, многие слова
понимает, реагирует на несложные просьбы, выполняет их.
Второй год. В начале данного периода дети показывают все более заметное
понимание речи взрослых. Гораздо больше слов ребенок понимает, нежели
произносит сам.
Все чаще малыш упражняется в произношении слов, многократно повторяя их
наедине, либо за другими людьми. Ребенок внимательно прислушивается к
обращенным к нему словам, пытается отвечать, порой на своем, только ему понятном
языке. К двум годам малыш овладевает большим количеством слов, хотя многие из
них произносит неправильно.
Он также может объединять слова между собой, или, наоборот, произносить
какую либо часть слова.
Появляются и первые словосочетания, но явные признаки развития речи
следует ожидать не ранее, чем к двум годам.
Интересен тот факт, что детям доставляет огромное удовольствие произносить
слова, много раз повторять одно и тоже. Развитие речевого аппарата приносит
ребенку не меньшую радость, чем двигательная активность.
Третий год. Значительный прогресс в развитии речи ребенка и его понимании
речи других.Если малыш хорошо развивается во всех областях, но к двум с половиной годам
заметного продвижения в развитии речи не наблюдается, необходимо обратить
особое внимание на речевое развитие ребенка. В его речи должны присутствовать
слова и простые предложения.
Иногда малыш пытается сказать больше, чем он пока может, и поэтому начинает
запинаться Если не превращать это в проблему, такие трудности вскоре проходят.
Со стороны старших необходимы такт и терпение.
Положительно влияют в этот период чтение ребенку книжек, пение песенок,
различные игры и общение со взрослыми, все это значительно обогащает словарный
запас ребенка.
осознавая,
что окружающие
Четвертый год. К началу четвертого года жизни словарный запас ребенка
составляет не менее двухсот слов. Достаточно уверенно ребенок может вести
простую беседу,
его.
Речь ребенка обретает выразительность, он может говорить тише и громче, выражая
тем самым свои эмоции. Ребенок начинает понимать более сложные нюансы взрослой
речи,
обобщения.
Дети могут считать до десяти, хотя иногда счет заучивается, как стишок, без
понимания смысла; могут различать основные цвета. К четырем годам желательно
уметь передавать содержание прослушанной сказки, заучивать и рассказывать
наизусть несложные стихи.
понимают
сравнения
и
ему
доступны
простые
Пятый год. Ребенок говорит в основном правильно, хорошо рассказывает и
описывает действия, события, задает много вопросов, способен воспринимать
смешное и, порой, шутит сам.
Как и в предыдущем возрастном периоде, ребенок может разговаривать сам с
собой во время игры, но все чаще этот разговор становится внутренним, свои идеи и
мысли малыш не всегда высказывает вслух.
Рассмотрев ряд основных моментов в речевом развитии маленьких детей,
отметим важнейшие пункты, на которые следует обратить особое внимание.
Итак, отчетливое произношение слов наблюдается у некоторых детей уже до года,
однако большинство начинает говорить на втором году жизни.
К двум с половиной годам вызывают беспокойство малыши, которые не говорят и
не пытаются этого делать.
К трем годам ребенок имеет большой словарный запас, ведет беседу,
осваивает абстрактные понятия, такие как цвет и счет, но в его речи еще достаточно
много
ошибок.
В четыре года встречается еще неправильное произношение, но речь становится
связной и используется по самым разным поводам: беседа, вопросы, пересказ, чтение
наизусть, описание событий и т. д.
К пяти годам развивается понимание таких категорий, как размер, время,
цвет, счет, отмечается схожесть с речью дошкольников и младших школьников.
Задача взрослых в этом возрасте помочь ребенку дальше развивать речевые навыки, а
при обнаруженных отклонениях в развитии речи обратиться за помощью к
специалисту.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь