В консультации для родителей по теме: Насилие над детьми дошкольного возраста, говорится о причинах и видах жестокого обращения в семьях. Насилие в семье неизменно ведет к отчуждению ребенка, а за отчуждением следуют педагогические проблемы - непослушание и трудновоспитуемость. В результате семейного насилия в детях вырабатывается и развивается такое негативное качество, как жестокость, дети приходят к выводу, что насилие - способ, которым можно разрешить конфликты.В консультации для родителей по теме: Насилие над детьми дошкольного возраста, говорится о причинах и видах жестокого обращения в семьях. Насилие в семье неизменно ведет к отчуждению ребенка, а за отчуждением следуют педагогические проблемы - непослушание и трудновоспитуемость.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» г.Волгодонска
Консультация для родителей
по теме:
НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Материал подготовлен педагогомпсихологом
высшей категории – Е.М.Бондарь
1г. Волгодонск.
Консультация для родителей
НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Мой дом – моя крепость»
гласит известная поговорка.
В
идеальном представлении дом – это
место, в котором можно укрыться от
любой опасности окружающего мира,
в котором всегда можно получить
помощь и поддержку.
К сожалению, действительность такова, что родной дом оказывается порой
более опасным, чем улица. Именно собственный дом для многих детей
является тем местом, где под угрозу ставится не только их психическое и
физическое здоровье, но и сама жизнь.
Проблема насилия и жестокого
обращения с детьми в современной России одна из самых острых и
актуальных.
Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в
последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не
обязательно неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют
спиртными напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком,
благоустроенным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка.
Домашнее насилие осознанное поведение человека, с помощью которого
он добивается абсолютного повиновения и контроля над детьми. В будущем
модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. Например,
если его родители применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже
будет использовать ремень в своей семье. Насилие со стороны близкого
человека, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку,
наносит большой психологический и физический ущерб. В этом случае
нарушается основной принцип семьи безопасное существование любого ее
члена.
Причина жестокое и пренебрежительное отношение, домашнее насилие.
Что такое жестокое обращение? И в каких случаях можно говорить о
домашнем насилии?
2Жестокое обращение с ребенком — это действия (или бездействие)
родителей и других членов семьи, наносящее ущерб физическому или
психическому здоровью ребенка.
Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление
или удержание контроля над ребенком силой.
Выделяют несколько видов домашнего насилия:
физическое,
психическое, сексуальное и… отсутствие заботы. Остановимся на каждом из
них отдельно и постараемся понять, чем насилие опасно для детей.
Физическое насилие это побои, телесные наказания, которые часто
используются в семьях, где родители, не справляясь с воспитанием ребенка,
прибегают к крайним мерам и находят их весьма эффективными.
Практика показывает, что у детей, подвергающихся физическому насилию в
семье, страдает не только физическое здоровье. Такие дети отстают в
психическом развитии, имеют низкую самооценку, не доверяют взрослым. Уже
в дошкольном возрасте, чтобы избежать наказаний, они становятся лживыми и
изворотливыми, а свой гнев в ответ на физическое насилие реализуют, избивая
более слабых детей или мучая животных.
Психологическое или эмоциональное насилие это поведение
взрослых, вызывающее у детей страх;
это психологическое давление в унизительных формах (оскорбление);
это обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов;
это эмоциональное отвержение ребенка;
это совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к близким
для него людям.
Психологическое насилие вредит развитию потенциальных способностей
детей, тормозит интеллектуальное развитие, приводит к психосоматическим
расстройствам. Дети становятся эмоционально ранимыми, социально
беспомощными, легко попадают в конфликтные ситуации и чувствуют себя
несчастными. По наблюдениям психологов, у детей постоянно подвергавшихся
вербальной агрессии со стороны родителей уже в дошкольном возрасте
появляется стремление к физической агрессии, что нарушает их социальную
адаптацию.
Сексуальное насилие над детьми любой контакт или взаимодействие, в
котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной
стимуляции. Детям, которые подверглись в семье сексуальному насилию,
свойственны подозрительность и недоверие к людям, поскольку они пережили
предательство со стороны родителей. Поскольку у них нет доверия к
родителям, им трудно формировать доверительные отношения и с другими
людьми, изза этого круг их общения сужается.
3Пренебрежение основными потребностями ребенка или
отсутствие необходимой заботы это невнимание к основным нуждам
ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании. Дети, обделенные
родительской заботой, имеют задержку физического и психического развития,
испытывают серьезные трудности в обучении, неразборчивы в установлении
дружеских отношений,
склонны к
правонарушениям. В силу дефицита родительской заботы они стремятся
привлечь к себе внимание окружающих любым способом и попадают в
конфликтные ситуации.
безответственны,
импульсивны,
Важно подчеркнуть, что домашнее насилие создает условия для
процветания насилия в обществе. Взрослея, бывшие жертвы сами
часто становятся насильниками.
Причины семейного насилия лежат далеко за пределами данной
семьи, в семье, которой рос и воспитывался насильник. Неблагополучные
семьи порождают друг друга, передавая свои негативные свойства из
поколения в поколение. Бытовое насилие себя воспроизводит.
Насилие, направленное против ребенка, порождает агрессию,
воспитывает жестокость, а значит, воспроизводит новых насильников.
Пренебрежение, психологическое насилие над детьми уводит детей в уличную
микросреду, которая способствует еще большему отдалению родителей и
детей.
По мнению ученых и психологов, в развитии ребенка есть периоды,
наиболее часто провоцирующие насилие со стороны родителей.
Такими периодами ученые считают дошкольный и подростковый период.
Именно в эти периоды своего развития дети провоцируют насилие физическое,
психологическое, эмоциональное отвержение. Период первой социализации,
первой организации в дошкольные учреждения, когда дети впервые остаются
надолго без мамы, приводит к преобладанию в эмоциональных переживаниях
страха, тревоги, гнева. Дети становятся менее адаптивными к новым условиям,
вызывая у незрелых, педагогически безграмотных родителей неприятие,
агрессию, провоцируя насилие.
Не менее опасной ученые считают ситуацию, когда родители излишне
«запедагогизированы». Такие семьи «пропитаны духом тоталитаризма,
который искажает детскородительские отношения, а значит, в немалой
степени провоцирует разные виды насилия над ребенком».
Невозможность получать помощь от собственных родителей лишает
ребенка способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми.
Очень важным отличием жертв насилия в детстве во взрослой жизни является
неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь
от окружающих людей.
4Родительская жестокость распространяется чаще на детей инвалидов,
детей дошкольного возраста, т.е. на более слабых, более уязвимых не только
физически, но и психически. Это значительно усугубляет вину взрослых и их
ответственность за свои преступные действия. Жестокость к детям инвалидам
объясняется их низкой социальной отзывчивостью,
неоправданными
родительскими ожиданиями. Родители часто склонны видеть в детях не
личность, а продолжение самих себя. Они надеются увидеть в них то, чего не
добились сами в жизни. А дети инвалиды разрушают их представления о себе.
Насилие в семье неизменно ведет к отчуждению ребенка, а за
отчуждением следуют педагогические проблемы непослушание и
трудновоспитуемость.
В результате семейного насилия в детях вырабатывается и
развивается такое негативное качество, как жестокость, дети приходят к
выводу, что насилие способ, которым можно разрешить конфликты.
Психологическое насилие, которое часто встречается в авторитарных
семьях, часто приводит к тому, что дети не могут реализовать собственное
«Я», они отличаются несамостоятельностью, низкой самооценкой, безволием.
Родители в этих семьях часто требуют от детей то, к чему они еще не
подготовлены ни интеллектуально, ни физически, чем еще более обостряют их
социальную неуверенность.
В семьях, где встречается одна из самых тяжелых форм насилия
эмоциональная отверженность, потребность детей в ласке и любви не
удовлетворяется, дети считают себя лишними, ненужными, никчемными.
Переживания, которые возникают в подобных ситуациях, ведут к нарушению
правильного представления о себе, следовательно, к неуважению к себе, низкой
самооценке, неуверенности.
Для успешной социализации ребенка важна положительная
самооценка детей, положительное представление о себе, но чаще жертвам
насилия, особенно психологического, свойственна низкая самооценка,
ощущение собственной незначительности. Ребенок, переживающий насилие в
семье всегда испытывает негативные переживания, что остро отражается на его
развитии. В результате семейного насилия, ребенок не может проявить волю,
принять собственное решение, проявить самоутверждающее поведение и
реализовать его.
Если у Вас есть все основания полагать, что ребенок Ваших знакомых
страдает от домашнего насилия, постарайтесь построить доверительный
диалог с его родителями. Не упрекайте их за допущенные ошибки, а проявите
симпатию к ребенку и сочувствие к родителям, которые наверняка испытывают
какието трудности в его воспитании. Не исключено, что мать ребенка, сама
подвергается домашнему насилию. А это означает, что она не может помочь
5своему ребенку, потому что сама нуждается в помощи. В такой ситуации
помочь может только психолог.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
ВИДЫ НАСИЛИЯ:
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Выражается в побоях, шлепках, пощечинах и т.д. Побои могут наноситься как
рукой, так и с использованием предметов. Этот вид насилия легче всего определить,
так как после него у пострадавшего могут быть синяки, кровоподтеки, ожоги,
переломы или растяжения, участки без волос на голове. Иногда может случиться
так, что после физического насилия не остается следов: след от пощечины, шлепка и
легкого удушения быстро проходит, а некоторые удары могут не оставить синяков, но
при этом могут пострадать внутренние органы.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ, СЛОВЕСНОЕ НАСИЛИЕ
Это вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие даже не
воспринимают его как насилие. Такое насилие выражается в бранных словах, крике,
угрозах, повышений голоса. Это происходит, когда человек использует слова,
унижающие личность и достоинство другого человека. К таким словам можно
отнести и клички, которые дают в школе, они часто бывают оскорбительными и
обидными; слова, которые говорит один человек другому, содержат угрозу «Если еще
раз такое сделаешь, я тебя изобью!», «Это тебе даром не пройдет!», «Только скажи
комунибудь, и я тебя убью!». Эти слова вызывают страх в человеке, заставляют его
молчать, а значит человек, осуществляющий насилие, может чувствовать себя
спокойно и безопасно.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
К нему относятся нежелательные поцелуи, нежелательные прикосновения к
определенным частям тела, насильственный половой акт, а также вовлечение детей в
занятия порнографией и проституцией. Насилие во время свиданий может
6рассматриваться одним или обоими партнерами как признак любви или ревности.
Некоторые девушки терпят насилие со стороны своих друзей только для того, чтобы
все видели, что они с кемто встречаются. Существует еще один вид сексуального
насилия инцест, под которым понимают интимные отношения между близкими
родственниками и несовершеннолетними детьми.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Этот вид насилия проявляется в оскорблении и унижении человеческого
достоинства, запугивании, угрозах, изоляции, например, при запирании когото в
маленьком и темном помещении, когда не дают еды и питья, связывают или оставляют
ребенка одного, несмотря на то, что он боится оставаться один или в силу своего ма
ленького возраста не может быть один и нуждается во взрослых.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
7