Консультация для родителей - Почему ребенок в 3 года не разговаривает: причины и методы развития речи
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Консультация для родителей - Почему ребенок в 3 года не разговаривает: причины и методы развития речи

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
родителям
Детсад
05.05.2018
В консультации для родителей - Почему ребенок в 3 года не разговаривает: причины и методы развития речи, говорится о том, что часто родители задаются вопросом о том, в каком же возрасте малыши начинают говорить? Процесс формирования речи начинается буквально с рождения и завершается примерно в 4 года, когда дошкольник уже умеет выговаривать все звуки родного языка, а также составлять слова и строить связные предложения. Позже происходит усовершенствование имеющихся коммуникативных навыков и расширение словарного запаса.В консультации для родителей - Почему ребенок в 3 года не разговаривает: причины и методы развития речи, говорится о том, что часто родители задаются вопросом о том, в каком же возрасте малыши начинают говорить? Процесс формирования речи начинается буквально с рождения и завершается примерно в 4 года, когда дошкольник уже умеет выговаривать все звуки родного языка, а также составлять слова и строить связные предложения. Позже происходит усовершенствование имеющихся коммуникативных навыков и расширение словарного запаса.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

---Почему ребенок в 3 года не разговаривает.docx
Консультация для родителей Почему ребенок в 3 года не разговаривает: причины и методы развития речи Первые   слова   малыша   становятся незабываемыми   моментами   в   жизни   семьи! Кроме   того,   формирование   речи   является свидетельством  нормального эмоционального и физического   развития   ребенка.   Но   все   чаще   в нашем обществе регистрируются случаи, когда дети   не   овладевают   навыками   коммуникации вплоть до школьного возраста. Почему подобное происходит? Что делать, если ребенок в 3 года не   разговаривает?   Мы   ответим   на   эти   и   другие   вопросы,   касающиеся   задержки речевого развития.  Механизм формирования речи  Часто   родители   задаются   вопросом   о   том,   в   каком   же   возрасте   малыши начинают говорить? Процесс формирования речи начинается буквально с рождения и завершается примерно в 4 года, когда дошкольник уже умеет выговаривать все звуки родного языка, а также составлять слова и строить связные предложения. Позже происходит   усовершенствование   имеющихся   коммуникативных   навыков   и расширение словарного запаса. В   специализированной   литературе   выделяют   следующие   этапы формирования речи:  1.Подготовительный (от рождения до года). Плач, которым ребенок привлекает внимание   к   себе   и   сообщает   о   своих   потребностях,   а   также   гуление,   лепет направлены на тренировку артикуляционного аппарата и являются характерными для полугодовалого крохи проявлениями речи. В возрасте 10­12 месяцев большинство малышей радуют своих близких первыми короткими, но уже осмысленными словами.  2.Преддошкольный   этап   (от   года   до   трех   лет)   характеризуется   активным усвоением артикуляции звуков, повторением слов за взрослыми. В этот период слова малышей еще неразборчивые, отрывистые. Тем не менее кроха двух­трех лет уже в состоянии донести до взрослого свои просьбы и выразить эмоции.  3.Дошкольный (от трех до семи лет) этап. До четырех лет у большинства детей полностью формируется звукопроизношение. В этом возрасте малыши уже умеют составлять   связные   небольшие   рассказы,   активно   общаются   с   другими   детьми   и взрослыми. К пяти годам словарный запас детей составляет от 4000 до 6000 слов. Если   ребенок 3­5  лет  не   разговаривает,  необходимо  обратить   на  это   внимание   и проконсультироваться со специалистами. 4.   Школьный   этап   характеризуется   усовершенствованием   речи,   углублением грамматических и морфологических знаний.  Причины задержки развития речи  1 Почему   ребенок   не   разговаривает   в   3   года   и   позже?   Причины   подобного состояния можно разделить на следующие группы:  физиологические (нарушение слуха, врожденные патологии артикуляционного аппарата, заболевания ЦНС);  психологические;  недостатки воспитания (педагогические).  Так,   если   ребенок   в   3   года   плохо   разговаривает,   в   первую   очередь   следует провести обследование малыша на наличие различных заболеваний. Для определения причин   ЗРР   существуют   различные   тесты   и   диагностические   методики,   которые применяют, опираясь на возраст пациента и анамнез.   Ребенок  не разговаривает в 3 года? Причины могут иметь психологический характер. Неблагоприятная обстановка в семье, частые ссоры, некорректное общение взрослых   с   ребенком,   физические   наказания   могут   привести   к   тому,   что   малыш "замкнется"   в   собственном   уютном   мире.   В   таком   случае   необходимость   в коммуникации с окружающими у крохи снизится или вовсе исчезнет.  Неправильное воспитание также может привести к тому, что ребенок попросту не будет нуждаться в общении. Выполняя все желания малыша по первому зову, не давая крохе шанса самостоятельно познавать мир и выражать собственное мнение, не в меру заботливые родители оказывают своему чаду медвежью услугу. Дети, находящиеся под чрезмерной   опекой   взрослых,   не   видят необходимости   в   общении   ­   ведь   их   и   так прекрасно   понимают.   При   этом   чем   старше ребенок, решить сформировавшуюся проблему. сложнее     тем    Что такое ЗРР?  Если   ребенок   в   3   года   не   разговаривает, специалисты   могут   поставить   неутешительный   диагноз   ­   ЗРР   (задержка   речевого развития).  Самостоятельно   определить   такую   проблему   невозможно,   так   как   для этого   требуется   многокомпонентное   обследование.   Так,   специалисты   выполнят тесты  и анализы  для  определения  физических  нарушений,  оценят  объем  словаря, произношение,   реакции   на   внешние   раздражители,   определят   психологическое состояние крохи. При обнаружении каких­либо серьезных отклонений диагноз ЗРР врачи могут поставить даже годовалому малышу.   Если во время обследования были подтверждены психические отклонения в развитии ребенка, то специалисты сообщают родителям о задержке психоречевого развития (ЗПР).  Когда следует бить тревогу?  Многие родители, если их ребенок в 3 года не разговаривает, объясняют это тем, что ближайшие родственники крохи тоже поздно произнесли свои первые слова и "ничего, как­то выросли". К сожалению, такой факт свидетельствует только о том, что у малыша есть генетическая предрасположенность к ЗРР. Следует помнить, что чем раньше начать коррекцию по развитию речи, тем выше вероятность успеха такой 2 деятельности. Поэтому раннее обнаружение симптомов и своевременное обращение к специалистам может непосредственно отразиться на дальнейшей жизни малыша. Если ребенок до 4 лет не разговаривает, причинами для обращения к врачу могут стать следующие факторы: травма малыша (в том числе родовая);  обнаружение симптомов нарушения ЦНС, генетических заболеваний;  отсутствие   у   грудничка   реакции   на   звуки,   у   полуторогодовалого   малыша   ­ словоподражания, у старших детей ­ слов и связной речи.  К каким врачам обращаться?  Родители   обращаются   с   жалобой:   "Ребенку   3   года   ­   не   разговаривает".   Что делать   в   такой   ситуации?   В   первую   очередь   необходимо   определить   причину состояния. Для этого потребуется обратиться к таким специалистам, как:  педиатр   ­   он   проведет   общий   осмотр,   определит   отклонения   в   развитии согласно возрасту;  отоларинголог проверит слух малыша;  дефектолог   оценит   развитие   речевого   аппарата;   логопед   определит   степень формирования звукопроизношения;  невролог сможет обнаружить нарушения ЦНС;  детский психолог поможет определить наличие страхов, замкнутости и других расстройств и внутренних проблем.  Основные методы коррекции ЗРР  На   сегодняшний   день   в   нашей   стране   задержку   речевого   развития   лечат   с помощью   следующих   методов:   медицинских;   педагогических;   коррекционных. Медицинские методы При постановке диагноза ЗРР достаточно часто назначается медикаментозное лечение. Применяются препараты для активации "речевой зоны" полушарий   мозга,   в   частности,   "Кортексин",   "Нейромультивит"   и   другие.   При обнаружении   психического   заболевания,   назначаются   лекарства,   корректирующие данное состояние. Также для возбуждения "речевых центров" невропатолог может назначить   методы   физиотерапии,   такие   как   магнитотерапию   или электрорефлексотерапию.  Педагогические методы У родителей возникает вопрос о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года?   Можно   использовать   педагогические   методы   коррекции.   В   первую   очередь следует  уделить  внимание  упражнениям   для  развития  мелкой  моторики.  Так  как исследованиями   была   доказана   взаимосвязь   между   движениями   пальцев   рук   и активацией участков головного мозга, которые отвечают за речь. В коррекционной дошкольной педагоге применяют немало различных интересных игр, направленных на развитие мелких движений, например, такие как:  гимнастика для пальчиков;  массаж;  игры­вкладыши и сортеры;  3 занятия с песком, водой, крупами, различными на ощупь материалами;  пальчиковый театр;  лепка из пластилина, глины, соленого теста;  театр теней.  Кроме упражнений для развития мелкой моторики, к педагогическим методам относятся следующие:  театрализованные игры;  инсценизация сказок (для старших дошкольников);  разучивание стихотворений, произведений народного фольклора;  составление рассказов по сюжетным картинкам и другие.  Родители жалуются: "Ребенку 3 года, плохо разговаривает. Что делать в такой ситуации?" В этом случае педагогические методы являются наиболее эффективными для решения такой проблемы. Но вот, если малыш произносит слова неразборчиво, то тут потребуется профессиональная помощь логопеда или дефектолога.  Коррекционные методы  К   такой   группе   методов   развития   речи   относятся   логопедические   и коррекционные занятия. Это специально разработанные мероприятия, направленные на   устранение   выявленного   дефекта. занятия квалифицированными   логопедами   или   дефектологами.   Указанные   специалисты применяют различные способы коррекции речи в зависимости от возраста, диагноза и степени ЗРР, в частности, такие как:  артикуляционная гимнастика;  постановка звуков с помощью "лопатки";  логопедический массаж;  методы звуко­ и словоподражания;  логоритмика и другие.    Проводятся   такие   Роль   семьи   в   развитии   речи   малыша  Несмотря   на   многообразие профессиональных   методов,   основную   роль   в   развитии   речи   ребенка   играет атмосфера в семье. Ежедневное общение близких взрослых с крохой, безусловно, значительно  повысит  эффективность   специализированных   средств  коррекции.  Вот несколько несложных рекомендаций для родителей:  1.Еще   до   рождения   крохи   общайтесь   с   ним,   пойте   ему   песенки,   делитесь положительными эмоциями.  2. Научитесь внимательно относиться к попыткам годовалого малыша выражать свои мысли словами, поддерживайте его в этом. 4 3. Если ребенок в 3 года не разговаривает ­ больше рассказывайте ему сами, описывайте все, что видите, делаете, ощущаете.  4.Провоцируйте ребенка к общению в любых ситуациях.  5.Установите   такие   семейные   традиции,   как   чтение   сказки   перед   сном, разучивание   прибауток   во   время   умывания,   проведение   утренней   гимнастики   в стихах.  6.Предлагайте развития   мелкой   Не контакты   малыша 7.   малышу   игры   для моторики. ограничивайте с другими детьми. Если   ребенок 3   года   ­   это   не задуматься   над состояния.   При организации работы,   а   также воздействии   семьи,   малыш   вполне   может   догнать   своих   сверстников   по   уровню речевого развития, стать активным коммуникативным участником социума. не разговаривает в приговор,  а  повод причинами   такого своевременной коррекционной благоприятном  Материал подготовлен педагогом­ психологом – Е.М.Бондарь 5
скачать по прямой ссылке