В консультации для родителей - Подходы к проблеме детско-родительских отношений, говорится о том, что эффективность любого родительского воздействия повышается, если оно доброжелательно, демонстрирует уважение к ребенку, его достоинству и ориентировано на личность ребенка. Общая культура, эрудиция и объективность определяют и эффективность родительского воздействия, и авторитет родителей. Понимание родителями сложных взаимоотношений между словом и делом, в том числе «понимание слова как дела, а дела как слова» очень важно при воспитании детей.В консультации для родителей - Подходы к проблеме детско-родительских отношений, говорится о том, что эффективность любого родительского воздействия повышается, если оно доброжелательно, демонстрирует уважение к ребенку, его достоинству и ориентировано на личность ребенка. Общая культура, эрудиция и объективность определяют и эффективность родительского воздействия, и авторитет родителей. Понимание родителями сложных взаимоотношений между словом и делом, в том числе «понимание слова как дела, а дела как слова» очень важно при воспитании детей.
Психология для родителей
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
Эффективность любого родительского воздействия повышается, если оно
доброжелательно, демонстрирует уважение к ребенку, его достоинству и
ориентировано на личность ребенка. Общая культура, эрудиция и объективность
определяют и эффективность родительского воздействия, и авторитет родителей.
Понимание родителями сложных взаимоотношений между словом и делом, в том
числе «понимание слова как дела, а дела как слова» очень важно при воспитании
детей.
Благополучие детскородительских отношений зависит от стиля воспитания,
доминирующего в семье.
Связи между стилем руководства родителей и
преобладающей формой общения взрослых и детей в семье. Были выделены
преобладающие стили руководства родителей (демократический, авторитарный,
ситуативный, либеральный). В семьях с авторитарным и ситуативным
стилем руководства родители скептически относятся к умениям и
возможностям детей, не пытаются вникнуть в их интересы. Дети в таких семьях
самым любимым человеком называют брата, сестру, бабушку или дедушку, к
общению с родителями не стремятся. Контакты взрослых и детей регламентиру
ются конкретной ситуацией. Дети выполняют отдельные поручения родителей: что
то подержать, унести, подать. В таком взаимодействии преобладает деловая и
познавательная формы общения, т.к. между партнерами происходит чисто деловой
обмен информацией о последовательности действий, свойствах и качествах
предметов. Личностное общение возникает редко. Такие родители допускают
физические наказания ребенка, а дети в свою очередь в случае нарушения порядка
ожидают наказания от родителей. У детей не удовлетворена потребность в
сопереживании, эмоциональной поддержке, хотя именно эмоциональная
насыщенность взаимоотношений взрослых и детей в семье является важнейшим
фактором, формирующим эмоциональную и мотивационную сферы личности детей,
их отношение к жизни, к июлям.
В семьях с демократическим и либеральным стилями руководства
проявляется теплота отношений родителей и детей, взаимное доверие, открытость.
Взрослые с детьми эмоциональны, улыбаются, целуют, когда прощаются и т.д. В
таких семьях преобладает личностная форма общения, которая позволяет детям
удовлетворить жажду познания себя и других людей, их взаимоотношений.
Личностное общение побуждает детей к коммуникации с взрослым, ребенок
сообщает близким о своем эмоциональном состоянии, обращается за одобрением.
Дети прекрасно осознают характер семейных отношений.
Таким образом, атмосфера семьи определяет усвоение ребенком мотивов,
потребностей, идеалов, тона отношений между членами семьиЖурнал «Психолог в детском саду» 2005, №4. стр. 102 103.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Бондарь Е.М.