В консультации для родителей - Поможем детям справиться с тревожностью, говорится о том, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В консультации для родителей предложены коррекционные занятия для работы с детьми, через занятия ребенок получает возможность реализовать свои творческие способности. В игровой форме происходит обогащение словаря, развиваются коммуникативные умения (например, умение свободно высказывать свою точку зрения, делиться впечатлениями), познавательная активность.В консультации для родителей - Поможем детям справиться с тревожностью, говорится о том, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В консультации для родителей предложены коррекционные занятия для работы с детьми, через занятия ребенок получает возможность реализовать свои творческие способности. В игровой форме происходит обогащение словаря, развиваются коммуникативные умения (например, умение свободно высказывать свою точку зрения, делиться впечатлениями), познавательная активность.
Поможем детям справиться с тревожностью
Коррекционноразвивающие занятия
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Опыт работы подтверждает: для наиболее эффективного проведения
коррекционноразвивающих занятий необходимо сочетание музыки и
изобразительного искусства. Что это дает? Ребенок получает возможность
реализовать свои творческие способности. В игровой форме происходит
обогащение словаря, развиваются коммуникативные умения (например, умение
свободно высказывать свою точку зрения, делиться впечатлениями),
познавательная активность.
Наши занятия сделали жизнь детей в дошкольном учреждении более
эмоциональной и привлекательной во многом за счет использования звукового
сопровождения. Так, мирный и ласковый плеск волн уменьшает психическое
напряжение, успокаивает. Врачуют не только естественные звуки, но и
специально подобранные мелодии, которые снимают гнев и досаду, улучшают
настроение.
Занятия, как мы уже сказали, построены на синтезе музыкального и
нагляднозрительного восприятия. Ребенку предлагают «шагнуть» в глубь
изображения, к звенящему ручью или на лесную поляну мысленно побыть
бабочкой, вдыхающей аромат цветка; гусеницей, пробирающейся сквозь травку
синичкой, летящей высоко над поляной...
На занятиях создается ситуация успеха, которая помогает ребенку
свободно выражать свои мысли, чувства в процессе рисования, являющегося
эффективным средством самовыражения. Одной из задач мы считаем
содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка, что
невозможно без осознания себя и своего существования в окружающем мире.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше
понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не
получается. Рисуя нетрадиционными методами, он приобретает уверенность, что
у него все получится, и получится красиво.
Мы принимаем ребенка с уважением и вниманием, таким, каков он есть.
Поступая таким образом, мы устанавливаем с ним контакт и добиваемся успеха.
Дети открывают свои души только тогда, когда чувствуют себя с нами в
безопасности.
Основные цели занятий
1. Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
2. Снизить тревогу, агрессию.
3. Развивать навыки взаимодействия друг с другом.
4. Совершенствовать внимание, восприятие, речь, воображение.
15. Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.
6. Расширять эмоциональный опыт.
7. Развивать способность к построению ассоциативных связей между
образами действительности и звуковыми, художественными образами.
8. Развивать умение экспериментировать.
Методические рекомендации к проведению занятий
Курс, состоящий из 12 коррекционноразвивающих занятий, предназначен
для дошкольников 4 5 лет. На занятиях присутствуют пять шесть детей.
Основой для зачисления ребенка в коррекционную группу служат заключение
психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, специалистов (преподаватель
ИЗО и др.), пожелания родителей. Занятия желательно проводить в первой
половине дня. Продолжительность каждого из них – 20 25 минут.
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих
отечественных и зарубежных ученых, которые рассматривают ее как
универсальную форму эмоционального предвосхищения неуспеха. Тревожность
участвует в механизме саморегуляции, способствует мобилизации резервов
психики и стимулирует поисковую активность.
Известно также: за границами своих оптимальных значений тревога
оказывает негативное влияние на поведение и деятельность личности.
Хроническое переживание тревоги как разбалансированного состояния и
постоянная готовность к его актуализации формируют такое новообразование,
как тревожность: при этом повышенная тревожность неблагоприятно
сказывается на жизнедеятельности человека. Тревожность как устойчивая
характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, поэтому изучение
детской тревожностью стоит в ряду особо актуальных проблем.
Необходимо не только правильно подобрать методики для преодоления
тревожности, но и провести диагностику, что позволит избежать ошибок в
составлении заключения об уровне развития испытуемого. В связи с этим мы
рекомендуем соблюдать несколько основных правил.
1. Для получения надежного результата и составления качественного
заключения о личностном развитии ребенка необходимо использовать не менее
двух диагностических методик.
2. Следует строго следовать инструкции, приведенной в каждой методике.
Не меньшее значение имеет доступное ребенку изложение инструкции.
3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования
методики.
4. Следует выбирать только тот материал, который содержится в самой
методике, и соблюдать порядок его предъявления и способ подачи, оговоренные
авторами методики.
Перед тем как приступить к основному курсу занятий, необходимо
провести диагностику, например, по методике «Выбери нужное лицо».
2Эта методика представляет собой тест тревожности, разработанный
американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в
том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных жизненных
ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей
степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности,
которая обеспечивает безопасность на психологическом уровне и вместе с тем
имеет отрицательные последствия, в том числе торможение активности ребенка,
направленной на достижение успехов.
Высокая тревожность обычно сопровождается высокоразвитой
что существенно препятствует
потребностью избегать неудачи,
стремлению к достижению успехов.
Тревожность, испытываемая по отношению к определенной ситуации, не
обязательно будет точно так же проявляться в другой ситуации. Это зависит от
эмоционального опыта, приобретенного ребенком в разных жизненных
ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт порождает и повышает
тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребенка.
Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточно
хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям,
вызывающим беспокойство. Диагностика тревожности позволяет оценить
отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную
информацию о характере его взаимоотношений с окружающими людьми как в
семье, так и в детском саду.
Иградиагностика «Клякса»
Взять краски нескольких цветов, сделать кляксу и получить отпечаток на
другом листе (можно путем сложения его пополам). Затем, посмотрев на
кляксу, представить, на что или на кого она похожа.
Примечание. Агрессивные или подавленные дети обычно выбирают краску
темного цвета и видят в кляксах агрессивные сюжеты (драку, страшное
чудовище). В процессе обсуждения «страшного» рисунка агрессия ребенка
«выходит» — он от нее освобождается. Спокойный ребенок, как правило, берет
светлые краски и в кляксах видит «приятные» вещи (бабочки, сказочные букеты
и др.).
Пояснение к игредиагностике
1. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают черную или красную краску.
2. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые цвета
(цвета грусти).
3. Дети напряженные, конфликтные, расторможенные выбирают серые и
коричневые цвета (это говорит о том, что ребенок нуждается в
успокоении).
(Заметим в скобках: возможны такие ситуации, когда четкая связь между
цветом и психическим состоянием ребенка не прослеживается.)
3Занятие 1. «Дельфин»
Цель. Создать положительный эмоциональный настрой в группе, развивать
воображение, внимание, познакомить с рисованием ладонью.
Материал. Магнитофон, аудиокассета «Волшебство природы», телевизор,
видеомагнитофон. видеокассета «Волшебный мир дельфинов», краски для рисования
пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой (при рисовании пальцами необходимо
использовать специальные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную
пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась), листы бумаги,
салфетки.
Ход занятия
Педагог. Я рада вас видеть. Сейчас мы будем здороваться. Закройте глаза (дети
сидят на коврике) и представьте, что вы находитесь на берегу моря (включает
кассету «Волшебство природы»). Мы стоим на песке, волны набегают на берег,
шепчут имя каждого из нас. Попытайтесь услышать, как вас зовут волны. Слушайте и
пока ничего не говорите.
Дети слушают. Затем им предлагают посмотреть видеокассету
«Волшебный мир дельфинов».
Педагог. Ощутите себя в голубых водах океана. Почувствуйте: вы волна в этом
океане, вы медленно поднимаетесь и опускаетесь. А теперь ощутите прикосновение
дельфинов. Они такие добрые. А еще они подают сигналы, сообщая о том, как им
приятно быть с вами. Вы составляете одно целое с океаном голубого цвета. Вы и есть
океан. Слушайте его голос... Звуки затихают, и вновь идет волна, одна волна сменяет
другую, а затем еще и еще. Как приятно! А сейчас подойдите к столам (на столах
лежат краски, листы, салфетки).
Море волнуется, раз,
Море волнуется, два
Море волнуется, три.
Милый дельфин, к нам приплыви.
Педагог руками изображает дельфина. Он здоровается с детьми,
знакомится с ними.
Дельфин. Где я живу? Чем питаюсь? (Ответы) Я к вам приплыл не один, а с
другом. Вот он.
Педагог (показывая руками другого дельфина). Моя ладонь туловище, пальцы
нос, глаз, хвост дельфина. Он голубого цвета. Очень веселый и добрый. Где ваши
ручки, дельфинчики? (Предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику,
повторяя за ним слова и совершая волнообразные движения) Появился наш
дельфин. Он медленно плывет вперед. Любопытному дельфину стало интересно: что
4там, наверху творится? Хоть бы одним глазком взглянуть! Дельфин устремился вверх,
и волна понесла его на гребне по морю.
Педагог предлагает детям нарисовать дельфина плывущего по волнам.
Дети рисуют. По окончании работы вместе с дельфином рассматривают
рисунки.
Педагог. Сейчас поиграем в игру «Раздувайся, пузырь!». (Подходит к одному
из детей) Вика, пойдем играть! (Берет девочку за руку, подходит вместе с ней к
другому ребенку. Девочка называет его по имени, берет за руку. Дети вместе идут
дальше. Ситуация повторяется до тех пор, пока все дети не будут приглашены.
Все они, а также взрослые берутся за руки, образуя круг.)
Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился — как пузырь! А
теперь давайте сделаем маленький кружок. (Дети уменьшат круг, а потом
начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад). Раздувайся, пузырь, раздувайся
большой, оставайся такой, да не лопайся! (Когда вновь образуется большой круг,
педагог входит в него). Лопнул пузырь!
Все хлопают в ладоши, произносят «Хлоп!» и сбегаются к центру.
Правила игры. Когда пузырь раздувается, надо двигаться назад, не разнимая рук.
На слово «Хлоп!», руки разнять и бежать к центру. Давать руку любому, кто тебя
приглашает.
Педагог. Замечательно! Улыбнитесь друг другу. Наше занятие заканчивается. До
свидания!
Занятие 2. «Осьминоги»
Цель. Повышать качество взаимодействия между детьми, снять
эмоциональное напряжение и тревожность, развивать согласованность
движений, тактильную чувствительность, образное видение.
Материал. Картинка и игрушка «Осьминог», магнитофон, аудиокассета «Звуки
природы»; краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой,
листы бумаги, салфетки.
Ход занятия
Педагог (показывает детям игрушку). Сегодня нас приветствует необычная
игрушка. Кто это? (Ответы) Давайте поздороваемся с осьминогом и улыбнемся друг
другу (Дети здороваются и улыбаются друг другу, рассматривают игрушку и
картинку. Звучит кассета «Звуки природы»). Теперь ложитесь так, чтобы вам было
удобно, и закрывайте глаза. Представьте себе современный морской аквариум (место,
где содержатся рыбы, моллюски и другие животные, обитающие в воде).
Аквариум очень большой, и мы через окна наблюдаем за жизнью обитателей моря.
Посмотрите, вот совсем рядом семейство осьминогов. У каждого из них восемь
длинных щупалец. Они очень длинные и гибкие, и на их нижней части располагаются
присоски. У осьминогов очень крепкие челюсти, похожие на клюв попугая. Обычная
пища осьминога — крабы, рыбы и другие морские животные, которых он захватывает
присосками. Вы наблюдаете за их движениями. Они передвигаются очень быстро.
Откройте глаза и еще раз посмотрите на картинку. А теперь подойдите к столам (на
столах лежат краска, листы бумаги и салфетки).
Педагог (руками изображает осьминога)
Ты со мною не знаком?
5Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног —
Вот и весь я... (осьминог).
Осьминог спрашивает: «Где ваши ручки осьминожки?». Дети ставят локоть
и пальцы на стол. Педагог продолжает рассказывать и показывать.
«Путешествуя по морю, осьминог осторожно и поочередно передвигает свои
щупальцы — пальцы. Он может быстро бежать вверх, спускаться вниз, замирать. Вот
он встретил другого осьминога. Они остановились, притаились, потом улыбнулись,
обнялись и пошли гулять вместе. Так веселее».
Осьминог знакомит детей со своим другом, показывает прием примакивания
ладони с раздвинутыми пальцами, поясняет, где голова, где ножки. Предлагает
детям сделать то же, наблюдает за работой детей и при необходимости
помогает. По окончании работы все рассматривают рисунки.
Педагог. Поиграем в игру «Раздувайся, пузырь!». Замечательно! А теперь
улыбнитесь друг другу. Наше занятие заканчивается. До свидания!
Занятие 3. «Ветка рябины»
Цель. Создать положительный эмоциональный настрой в группе, развивать
тактильную
зрительномоторную координацию,
внимание,
чувствительность.
воображение,
Материал. Картина «Ветка рябины» (или настоящая ветка рябины), магнитофон,
аудиокассета «Волшебство природы»; краски для рисования пальцами или гуашь,
смешанная с зубной пастой, листы бумаги, салфетки.
Ход занятия
Педагог. Давайте поприветствуем друг друга, передавая веточку рябины и
улыбаясь. (Предлагает детям сесть на корточки). В волшебном саду в заповедном
месте, там, куда не каждый мог войти, добрая волшебница посадила чудесное дерево.
Шло время, дерево подрастало. (Дети складывают руки над головой). Его согревало
солнышко, а добрая волшебница поливала дерево живой водой. И в один прекрасный
день дерево выросло. Его красота была удивительной. (Дети встают на ноги,
разводят руки в стороны и чуть откидывают голову назад.) А осенью произошло
чудо. На ветвях рябины, так называлось наше волшебное дерево, созрели ягоды. Все
обитатели волшебного сада приходили посмотреть на них. Ведь добрая волшебница
одарила гроздья рябины удивительной силой (касается каждого ребенка). В них
было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел
на них. Шло время, рябина становилась все краше, а сила ее возрастала. Дерево дарило
радость и доброту всем, кто мог пройти в заповедное место. (Дети ходят по
комнате и касаются друг друга) Замечательно! А сейчас подойдите к столам (на них
лежат листы бумаги и салфетки). В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягода?
Дети. Рябина.
Педагог показывает ветку рябины, рассказывает о рябине, ее строении, цвете,
знакомит с новым словом «гроздь». Предлагает нарисовать картину «Ветка рябины».
Производит показ: ладонь – гроздь, пальчики – ягодки, ребро ладони – ветка, ладошки
– листики. Дети рисуют. По окончании работы рассматривают рисунки. Педагог
повторяет загадку и предлагает сыграть в игру «Раздувайся, пузырь!».
Педагог. На этом наше занятие заканчивается. Всего вам доброго! До свидания!
6Занятие 4. «Птичкасиничка»
Цель. Формировать положительный эмоциональный настрой в группе,
развивать внимание, воображение и зрительное восприятие.
Материал. Синичка (игрушка), магнитофон, аудиокассета «Звуки леса»; листы
бумаги, краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой,
салфетки.
Ход занятия
Педагог. Ой! К нам ктото прилетел! (Показывает веточку, на которой сидит
игрушечная синичка) Кто это? (Ответы детей) Давайте поздороваемся с ней и
улыбнемся друг другу. Ведь мы рады видеть птичку. (Дети рассматривают птичку,
здороваются с ней и улыбаются друг другу. Педагог предлагает детям лечь на
ковер, ставит кассету «Звуки леса»). Лягте так, чтобы было удобно, закройте глаза.
Представьте, что вы в волшебном лесу. Обнаружили чтото интересное у себя на
спине. У вас растут крылья! Попробуйте подвигать ими. Затем представьте, что вы
прогуливаетесь с этими крыльями на спине. Вы птица. Когда достигнете вершины,
расправите крылья и будете парить в воздухе... Вы летите... Вам приятно. Представьте,
что вы собираетесь приземлиться. Вы приземлились. Ваши крылья исчезли, и вы снова
в комнате. Откройте глаза и подойдите к столам. (На них лежат листы бумаги,
краски и салфетки)
Снится ночью пауку
Чудоюдо на суку:
Длинный хвост и два крыла...
Прилетит — плохи дела.
И кого паук боится?
Ну, конечно, это...
Дети. Птица.
Педагог беседует с детьми о птице, где живет? Чем питается? Какие части тела
есть? Производит показ: ладонь — туловище, кулачок — голова, ладонь с раз
двинутыми пальцами — крылья. Остальные части тела дорисовывает пальцем.
Предлагает нарисовать птицу. Размещает синичку на плече, чтобы ей было удобно
смотреть, как дети рисуют. По окончании работы все рассматривают рисунки. Педагог
повторяет загадку и предлагает сыграть в игру «Раздувайся, пузырь!».
Педагог. Замечательно! Улыбнитесь друг другу. Наше занятие заканчивается. До
свидания!
Занятие 5. «Божья коровка»
Цель. Создать положительный эмоциональный настрой в группе, развивать
достигнутые на предыдущих занятиях успехи, учить использовать в рисунке
несколько знакомых приемов, составлять несложный сюжет.
Материал.
Игрушечная божья коровка, магнитофон, аудиокассета «Звуки
природы»; краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой,
листы бумаги, салфетки.
Ход занятия
Педагог (показывает игрушечную божью коровку). К нам в гости прилетела
божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! давайте поздороваемся с ней и
улыбнемся друг другу. (Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней и
7улыбаются друг другу Педагог предлагает сесть на коврик). Закройте глаза и
слушайте (ставит аудиокассету). Представьте, что вы находитесь на лугу в
прекрасный летний день. Прямо перед собой на зеленом листике видите красивую
божью коровку. Проследите за ее движением. Она ползет не спеша. У нее красные
крылья, черные точки на спинке. Откройте глаза. А теперь давайте превратимся в
божьих коровок (Дети встают). Мы вокруг себя покружимся и в божьих коровок
превратимся. (Дети кружатся). Божьи коровки, покажите мне ваши головки, носики,
ротики, ручкикрылышки, ножки, животики. (Выполняют) Замечательно!
Если педагог видит, что ктото из детей напряжен, скован, а движения у
него резкие, он поглаживает может снять напряжение.
Педагог. Теплый ветер подул, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.
(Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут
руками, жужжат). Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем руками,
что она круглая. (Дети рисуют в воздухе круг одной рукой, другой, обеими руками
одновременно) Замечательно! Подойдите к столам. (На них лежат краски, листы
бумаги, салфетки. Педагог показывает божью коровку). Кто у меня на руке сидит?
(Дети рассматривают божью коробку) Что она будет делать зимой, когда наступят
холода, выпадет снег? (Ответы) Какие части тела есть у божьей коровки? (Ответы)
Божья коровка хочет оказаться на солнечной летней полянке, где тепло, цветы, травка
и друзья. Я предлагаю помочь ей. Давайте спросим ее: «Кто твои друзья?».
Божья Коровка отвечает, что ее друзья тоже божьи коровки, они похожи
на нее, и учит детей рисовать их: головка кулачок черного цвета, глазки, утки,
лапки пальчика черного цвета, крылышка ладони красного цвета, пятна
пальчики черного цвета. Божья коровка предлагает детям нарисовать ее друзей.
По завершении работы дети вместе с гостьей рассматривают рисунка.
Педагог. Спина в веснушках... Ах! Как неловко! И покраснела божья коровка. А
теперь давайте поиграем в игру «Раздувайся, пузырь!». На этом наше занятие
заканчивается. До свидания!
Занятие 6. «Гусеница»
Цель. Создать положительный эмоциональный настрой в группе, закрепить
умение рисовать кулачком, составлять несложную композицию, уменьшить
эмоциональное напряжение и скованность.
Материал. Гусеница (игрушка), магнитофон, аудиокассета «Волшебство
природы»; краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой,
листы бумаги, салфетки.
Ход занятия
Педагог (показывая детям игрушечную гусеницу). Давайте поздороваемся с
гусеницей, она очень рада видеть нас. (Дети здороваются, улыбаются. Звучит
аудиокассета). Сегодня вы станете гусеницами, которые ползают по травке. Гусеницы
такие разные! Представьте, что вы на лесной полянке, кругом цветы, трава. Покажите,
как ползают гусеницы. Присядьте и, медленно извиваясь пробирайтесь сквозь траву.
Вы увидели друг друга и улыбнулись. Солнышко светит, пригревает травку и гусеницы
отдыхают. Вдруг раздается: «Каркаркар!» Это вороны. Гусеницы спрятались на
листиках их не видно. Походили, походили вороны, никого не нашли и улетели.
Гусеницы зашевелились и дальше поползли. Солнышко греет, им хорошо.
8Но вот смолкла волшебная музыка, и мы вновь в группе. А сейчас подойдите к
столам.
На них лежат краски, листы бумаги и салфетки; по столу ползет игрушечная
гусеница. Она здоровается с детьми и спрашивает: что они знают о гусеницах?
Сама рассказывает, как яркая окраска ее спасает, из каких частей состоит ее
тело и как ее можно нарисовать: пять шесть кулачков туловище; кулачок
голова; пальчики глазки, утки, носика. Гусеница предлагает детям нарисовать ее
друзей.
По окончании работы все рассматривают рисунки, а потом играют в игру
«Раздувайся, пузырь!».
Педагог. Замечательно! Улыбнитесь друг другу. Наше занятие заканчивается. До
свидания!
Занятие 7. «Совушка»
Цель. Формировать положительный эмоциональный настрой, закреплять
умение рисовать ладонью, составлять несложные сюжеты, развивать
тактильное восприятие и образное мышление.
Материал. Игрушечная сова, магнитофон, аудиокассета «Волшебство природы»,
краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой, листы бумаги,
салфетки.
Ход занятия
Педагог. К нам на занятие пришла совушка. Посмотрите, какая она интересная!
Давайте поздороваемся с ней и улыбнемся друг другу. (Дети рассматривают
совушку, здороваются и улыбаются друг другу) Представьте, мы идем по сказочному
лесу (звуковое сопровождение). Под ногами у нас земля. Она бывает разная: сухая и
влажная, горячая и холодная... На земле можно увидеть и траву, и песок, и шишки, и
даже стекло. (Дать детям возможность мысленно пройтись по разным видам
почвы) В лесу много животных и птиц. А теперь мы превращаемся в ночных птиц —
сов: днем они спят, а ночью любят летать. Ночь. Мы совы. Свободно машем крыльями.
У нас мощные крылья, мы летим свободно и легко, наслаждаясь красотой леса.
Прекрасно! А теперь мы вновь в группе. Подойдите к столам. На них лежат листы
бумаги, краски и салфетки. (Показывает сову и читает стихи)
У совы у старой
Не глаза, а фары
Круглые, большие,
Страшные такие.
днем сова не видит
Значит, не обидит.
Ночь вошла в свои права,
В путь пустилась сова.
Ее глаза огромные
Видят ночью темною.
Педагог беседует с детьми о сове (где живет, что делает днем, ночью, из
каких частей состоит ее тело). Предлагает нарисовать ей друзей. Размещает сову
на столе, показывает: ладонь туловище, кулачки глаза, пальчики зрачки, клюв,
ребро ладони крылья.
Сова. Вот так меня можно быстро нарисовать.
9Дети рисуют. По окончании работы рассматривают рисунка.
Педагог.
Мудрейшая птица на свете сова:
Все слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит,
тем меньше болтает,
Ах, этого многим у нас не хватает.
На этом занятие заканчивается, всем большое спасибо!
Занятие 8. «Роза»
Цель. Формировать положительный эмоциональный настрой в группе,
развивать коммуникативные навыки, продолжать учить рисовать кулачком,
ребром ладони, детали прорисовывать пальцами.
Материал. Роза; видеомагнитофон, телевизор, видеокассета «Волшебные цветы»;
краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой, листы бумага,
леечка, салфетки.
Ход занятия
Педагог (показывает розу). Сегодня нас приветствует прекрасный цветок.
Давайте поздороваемся с ним и улыбнемся друг другу (Дети передают цветок друг
другу, здороваются и улыбаются. Педагог предлагает сесть на коврик и
посмотреть видеосюжет «Волшебные цветы». Звучит спокойная музыка). В
волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные, потому что умеют
разговаривать и двигаться, а еще, как а дети, очень любят играть. Цветы эти очень
красивые. А какие вы знаете цветы? (Ответы) Хотите стать волшебными цветами? Я
полью вас из лейки волшебной водой (имитирует полив, можно посыпать немного
конфетти), и вы превратитесь в цветы.
Ты, волшебная водица.
Лейся на головки,
Превращай скорее деток
В красивые цветочка.
Волшебство сработало! В какие красивые цветы вы превратилась! Лепестки
нежные, стебельки тонкие, гибкие, листья резные! Покачайте своими головками,
попробуйте, как гнется ваш стебелек, пошевелите пальчикамилисточками. Ветерок
нас раскачивает, солнышко пригревает, цветочка улыбаются солнышко, подставляют
свое лицо, листочкиладошки. Как хорошо, как приятно! А теперь подойдите к
столам, на которых лежат краски и листы. Отгадайте загадку: «Нарядные сестрички
весь день гостей встречают, медом угощают».
Дети. Цветы.
Педагог показывает розу и предлагает нарисовать ее.
Педагог. Из каких частей состоит роза? (Дети рассматривают цветок и называют
его части).
Педагог знакомит детей с новым для них словом «бутон», проводит пальчиковую
гимнастику.
Наши алые цветы распустили лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки,
10Тихо засыпают, головой качают.
Поясняет, что начинать рисовать надо с бутона, и показывает прием
рисования: кулачок бутон, ребро ладони стебель, сами ладони листики.
Дети рисуют. По окончании работы организуется выставка картин.
Педагог. Сейчас поиграем в игру «Раздувайся, пузырь!». Все помнят, как в нее
играть? На этом наше занятие завершается. До свидания!
Занятие 9. «Котенок»
Цель. Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать
внимание, воображение, зрительное восприятие, познакомить с новым способом
рисования соединением нескольких знакомых приемов.
Материал. Магнитофон, кассета с записью музыки, игрушка (котенок); краски
для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой, листы бумаги,
салфетки.
Ход занятия
Педагог (показывает игрушечного котенка). К нам в гости пришел котенок.
Посмотрите, какой он мягкий, беленький. Давайте поздороваемся с ним и улыбнемся
друг другу. (Дети рассматривают игрушку здороваются и улыбаются друг другу).
Когда человеку грустно, он берет котенка, гладит его, разговаривает с ним, а котенок
урчит и мурлычет от удовольствия. Сейчас и мы представим себя такими котятами,
веселыми и озорными. (Звучит музыка) Ложитесь на коврик, покатайтесь с животика
на спинку, поднимите ножки и поиграйте, как с клубочком... Почешите за ухом.
Сядьте на задние лапки, посмотрите на свой хвостик и веселовесело поиграйте с ним.
Ложитесь на бочок, свернитесь клубочком... Кошечка поиграла и легла отдохнуть.
Закройте глаза.
Снится котенку сон. Он сидит у печки, потрескивают дрова, пахнет теплым
молоком и хлебом. Котенок принюхивается, облизывается, ему тепло, уютно,
приятно... Мамакошечка нежно лижет его ушки, лоб, нос, щеки, приговаривает: «Ты
красивый, добрый, тебя все любят, оберегают. Ты все понимаешь, много знаешь,
любишь своих родителей и друзей, веришь в себя». Мама щурит глаза, а котеночек
ровно, спокойно дышит. Вдох — выдох, вдох выдох. Кошка гладит котеночку лапки,
животик, спинку. Как хорошо дома! Уснул котенок, растянулся во сне. Сладко
улыбается, потягивается: «Мурмур, мурмуррр....». «Эй, котик, вставай, хватит
спать. Ты бодрый, тебя ждут твои друзья». Подойдите, пожалуйста, к столам (на них
лежат краски, листы бумаги).
Педагог загадывает загадку: «Глазище, усище, хвостище, моет всех чище».
Дети. Это кошка.
Педагог. Котенок, ты почему загрустил?
Котенок. Мне скучно одному, поиграть не с кем. Вот если бы дети нарисовали
мне друзей...
Педагог. Давайте поможем котенку, ведь без друзей действительно грустно.
Дети, а у вас есть друзья?
Дети рассказывают о своих друзьях. Педагог предлагает котенку носи деть у
него на плече и посмотреть, как дети рисуют.
Педагог. Какие части тела есть у котенка? (Ответы)
11Показывает новый прием складывания ладони и примакивания (это туловище
котенка), поочередно приемы примакивания остальных частей: кулачок голова,
пальчики ушки, глазка, носик, ребро руки лапки, хвостик.
Дети рисуют котенка. По окончании работы вместе с игрушечным котенком
рассматривают рисунки. Котенок благодарит за новых друзей. Педагог предлагает
сыграть в игру «Раздувайся, пузырь!».
Педагог. На этом наше занятие заканчивается, До свидания!
Занятие 10. «Павлин»
Цель. Формировать положительный эмоциональный настрой, закреплять
умение рисовать ладонью, развивать образные видение.
Материал. Павлин (игрушка или картинка), магнитофон, аудиокассета
«Волшебство природы»; краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с
зубной пастой, листы бумаги, салфетки.
Ход занятия
Педагог. Посмотрите на эту картинку (игрушку). Что это за птица? Верно,
павлин. Давайте поздороваемся с этой лесной птицей и улыбнемся друг другу.
(Выполняют). Начните ходить по комнате. Почувствуйте свои ступни, пальцы,
ощутите свои руки, кисти, кончики пальцев, голову, подбородок, веки… Теперь
представьте, что вы превратились в нечто оченьочень легкое в маленькое перышко,
которое подарил вам павлин, или в нежную пушинку.
Начните двигаться по комнате, так чтобы всем телом выражать легкость,
изобразите парение и танец перышка, которое подгоняет ветер. Перышко крутится,
иногда летает низко над полом, иногда зависает высоко все это очень легко, с
неожиданными, но всегда грациозными движениями. Подумайте, как руками выразить
легкость этого перышка. В то время как вы «летаете» по комнате, можете говорить
про себя: «Я легкий, как пух, я могу двигаться очень легко, я могу изобретать новые
движения, могу сделаться невесомым и наслаждаться танцем» (1 2 минуты). А
теперь «перышки» должны успокоиться и замереть летите потихоньку на свои места.
Подойдите к столам (на них лежат листы бумаги, салфетки).
Чем павлин отличается от других птиц? (Ответы) Что красивее всего? Ответить
я не смогла на этот вопрос. И вот решила послушать ответы других обитателей нашей
планеты. «Леса!» отвечали мне волк и лиса. Орел с высоты процедил: «Небеса!».
«Помоему, море!» сказал дельфин. «Мой хвост без сомнения», пробурчал павлин.
Он уверен, что у него самый красивый хвост.
Педагог предлагает детям нарисовать павлина. Выясняет, с чего они начнут
работу, показывает: ладони хвост, кулачок туловище, украшение хвоста. Дети
рисуют. После завершения работы организуется выставка.
Педагог. Давайте поиграем в игру «Раздувайся, пузырь!». На этом наше занятие
заканчивается. Всего вам доброго! До свидания!
Занятие 11. «Бабочка»
Цель. Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать
внимание и воображение, закреплять знание приемов рисования ладонью,
соединения нескольких приемов в одном рисунке.
12Материал. Бабочка (игрушка), картина «Бабочка на цветке», магнитофон,
кассета; краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой, листы
бумаги, салфетки.
Ход занятия
Педагог (показывает бабочку). Сегодня к нам прилетела бабочка. Посмотрите,
какая она красивая! давайте поздороваемся с ней и улыбнемся друг другу (Дети
рассматривают бабочку, здороваются с ней и улыбаются. Психолог предлагает
сесть на коврик и рассмотреть картину «Бабочка на цветке». Звучит музыка.) А
теперь ложитесь на ковер. Закрывайте глаза и слушайте мой голос, дышите легко и
спокойно. Представьте, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо
перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.
Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны. Теперь пусть каждый
представит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте,
как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх—вниз. Наслаждайтесь
ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый
луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов! Найдите
глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы
чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно садитесь на мягкую пахучую
серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих
ощущениях. А сейчас подойдите к столам (на них лежат бумага, краски, салфетки).
Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
Кто это?
Дети. Бабочка.
Педагог прикрепляет изображение бабочки к груди, так чтобы ее хорошо
было видно всем детям. Делает из рук бабочку и предлагает то же сделать
детям. Затем произносит текст, сопровождая его действиями. Дети повторяют
их.
Педагог. Бабочка спит в ваших кулачках. Вот она начинает медленно
просыпаться. Подуй на нее. Видишь? Летит! Но бабочка так привыкла к вам, что не
улетает далеко, а порхает вокруг. Она села на плечо, вспорхнула вверх, опустилась на
колено. Она совсем вас не боится. Я думаю, вы подружились. Из каких частей состоит
тело бабочки?
Дети называют части тела. Педагог предлагает «оживить» чистые листы бумага
нарисовать бабочку. Показывает прием последовательного рисования ее: ладони
крылья большие; кулачки крылья маленькие; ребро ладони туловище; кулачок
голова; пальчик глазка, усики. Дети рисуют. По окончании работы вместе с бабочкой
рассматривают все рисунки.
Педагог. А сейчас мы поиграем в игру «Раздувайся, пузырь!». На этом наше
занятие заканчивается. До свидания!
Занятие 12. «Петушок»
13Цель.
Создать положительный эмоциональный настрой в группе,
развивать тактильную
познакомить с новым приемом рисования,
чувствительность, восприятие.
Материал. Петушок (игрушка), магнитофон, аудиокассета «3вуки природы»;
краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой, листы бумаги,
салфетки.
Педагог (показывает игрушечного петушка). К нам в гости прилетел петушок.
Посмотрите, какой он важный и красивый! Давайте с ним поздороваемся и улыбнемся
друг другу.
Ход занятия
Дети рассматривают петушка, здороваются и улыбаются друг другу.
Петушок поет веселую песнюприглашение.
Всех ребят зову,
Кукареку, кукареку!
Очень я играть люблю,
Кукареку, кукареку!
Будем вместе мы играть.
Кукареку, кукареку!
Представьте себе, что вы находитесь на птичьем дворе. Сколько тут птиц.
Первыми мы увидели гусей. Они шею вытянули, крылья отвели назад и зашипели: «Ш
шш!». Шея напряжена, крылья руки напряжены, отведены назад. И тут мы видим
индюка. Он надулся от важности, голову откинул назад и втянул в плечи, брови
нахмурил, глаза прищурил. А вот идут важные тетушкиутки. Идут медленно,
переваливаясь: «Крякря». Ой, кто это? А это же петушок. Он начал бегать по двору,
энергично размахивая крыльями и крича: «Кукареку!».
Замечательно! Мы познакомились с обитателями птичьего двора. А теперь мы
вновь в нашей комнате. И петушок нас приглашает к столам (на них лежат листы
бумаги, краски, салфетки). Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же
это?
Дети. Петушок.
Педагог предлагает показать, как на заре поет петушок, обращает внимание на то,
что он вытягивает шею, когда поет. Ставили петушка на стол и показывает приемы
рисования; ладонь с раздвинутыми пальцами туловище, шейка, хвост; косточка
пальцев гребешок; пальчик бородка; кулачок крыло. По ходу показа петушок
говорит детям, какого цвета должны быть части его тела, и предлагает нарисовать
нескольких петушков. Дети рисуют. По окончании работы вместе с петушком
рассматривают рисунки.
Педагог. Давайте поиграем в игру «Раздувайся, пузырь!». На этом наше занятие
заканчивается. До свидания!
А. Постоева, Г. Лукина// Дошкольное воспитание №5 2006. С 4853
А. Постоева, Г. Лукина // Дошкольное воспитание №6 2006. С5964
Материал подобран педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
14