Люди, в том числе и учителя обычных школ, привыкли к тому, что детей с нарушениями учат только в специальных школах, они работают только в трудовых мастерских (если работают), проживают либо в специальных интернатах, либо дома, имея мало социальных контактов.
Поэтому и сейчас самое сложное в продвижении совместного воспитания и образования (его называют и интегрированным, и инклюзивным) детей является ломка и преодоление стереотипов, и развенчивание на глазах рождающихся и распространяющихся вымыслов.
Консультация для родителей «Правда и вымысел об инклюзивном
образовании»
Продвигать идеи инклюзии и интеграции всегда было непросто потому, что
педагогическое сообщество, и просто обычные люди воспитаны в культурной традиции,
когда люди с нарушениями в развитии длительное время учились и даже жили
отдельно.
Люди, в том числе и учителя обычных школ, привыкли к тому, что детей с
нарушениями учат только в специальных школах, они работают только в трудовых
мастерских (если работают), проживают либо в специальных интернатах, либо дома,
имея мало социальных контактов.
Поэтому и сейчас самое сложное в продвижении совместного воспитания и
образования (его называют и интегрированным, и инклюзивным) детей является ломка
и преодоление стереотипов, и развенчивание на глазах рождающихся и
распространяющихся вымыслов.
Один из вымыслов – «дети в школах очень жестокие и злые, и лучше не
рисковать». Но это не является правдой. Многое зависит и от возраста детей, и от
специфики нарушения, а опыт показывает, что дети часто добрее взрослых, особенно,
если рано встречаются с ДРУГИМИ, немного непохожими на них. Ребенку много чего
можно объяснить, главное, иметь желание и найти правильные слова.
Другой вымысел – «учителя обычных школ не готовы брать детей с
нарушениями». Опыт показывает, что всегда были учителя, которые брали, это просто
не называлось красивым именем «инклюзия». Опыт показывает, что учителя, если
предложить им поддержку, помощь сопровождающего (ассистента, тьютера), а также
дать возможность использовать методы парных уроков, командой работы, работы по
вариантам, и самое главное, продумать систему годовой аттестации, совершенно не
против работать с детьми с нарушениями в развитии.
Третий вымысел – «специальная школа лучше для таких детей, потому что там
пользуются специальными методами, там лучше обучают, там оказывают поддержку впрофориентации». Но и это не так. Специальные методы можно использовать и в
обыкновенной школе, если специальная школа поделится своими ресурсами – знаниями
и сопровождающими специалистами. У страха глаза велики. Это подтверждает опыт
многих, из тех, кто попробовал. А профориентация? Подготовленные делать табуретки
ученики вспомогательных школ не умеют общаться в обычной жизни, привыкли
либо бездумно и запуганно подчиняться, либо нарушать все правила, и этим они
напоминают выпускников детских домов, для которых адаптация к условиям детского
дома никак не связана с социализацией в обществе. Успешно адаптированные в
закрытой среде, выпускники всех специальных заведений испытывают колоссальные
трудности в жизни среди обычных людей.
Четвертый вымысел – «если инклюзивному
образованию и бывать, то оно
должно родиться в недрах специального образования, ни в коем случае нельзя пойти по
западному пути, так как специальное образование в России одно из самых сильных в
мире, и у России свой собственный путь…»
В России, возможно, и собственный путь, у такой позиции много союзников и в
общественнополитической жизни. Но в отношении инклюзии и совместного обучения –
путь очень похож на пути всех стран, а именно, учителя и специальное образование
сопротивляется, а родители настаивают. Настаивают потому, что платят в этой
стране налоги, потому, что хотят иметь выбор, потому что знают и видели уже много
положительного опыта. Многие родители уже гораздо грамотнее и образованнее
профессионалов в отношении новых методов, результатов исследований и т. д. Многие
родители, которые черпают информацию в сети, проходят дистанционное обучение в
других странах, в частности, по программе АВА (метод модификации поведения), уже
готовы вести диалог на равных. Они потребители услуг, они живут в России, где
подписано много прекрасных законов и ратифицировано конвенций, они могут
рассчитывать, что им не скажут обычное «мы все понимаем, но у нас нет условий». Они
могут рассчитывать на то, что условия будут создаваться.
И они постепенно создаются. В последние месяцы активно обсуждаются проекты
новых концепций – семейной политики и инклюзивного образования. И та, и другая
концепция были встречены с большим интересом и вызвали дискуссии. И та, и другаяконцепция призваны улучшить качество жизни семей с детьми и защитить ребенка от
пренебрежения и дискриминации.
Сейчас в России уже выросло целое поколение людей с нарушениями, которые
прошли через обычные детские сады и школы. Их немного, но они есть. Эти люди
готовы выступать, рассказывать, делиться своим опытом, в том числе и негативным,
который вовсе не закрывает путь в инклюзию, а наоборот делает жизнь человека
похожей на жизнь всех остальных, обычных людей. Как сказал на своем выступлении в
одной из школ старшеклассник с церебральным параличом, отвечая на вопрос
учителей, не обижают ли его в школе «Иногда обижают, ну и что?!»