Консультация для родителей «Правда и вымысел об инклюзивном образовании»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Люди, в том числе и учителя обычных школ, привыкли к тому, что детей с нарушениями учат только в специальных школах, они работают только в трудовых мастерских (если работают), проживают либо в специальных интернатах, либо дома, имея мало социальных контактов. Поэтому и сейчас самое сложное в продвижении совместного воспитания и образования (его называют и интегрированным, и инклюзивным) детей является ломка и преодоление стереотипов, и развенчивание на глазах рождающихся и распространяющихся вымыслов.
Иконка файла материала Консультация для родителей ред.docx
Консультация для родителей «Правда и вымысел об инклюзивном образовании» Продвигать   идеи   инклюзии   и   интеграции   всегда   было   непросто   потому,   что  педагогическое сообщество, и просто обычные люди воспитаны в культурной традиции, когда   люди   с   нарушениями   в   развитии   длительное   время   учились   и   даже   жили отдельно.  Люди,   в   том   числе   и   учителя   обычных   школ,   привыкли   к   тому,   что   детей   с нарушениями  учат только в специальных школах, они работают только в трудовых мастерских (если работают), проживают либо в специальных интернатах, либо дома, имея мало социальных контактов.  Поэтому   и   сейчас   самое   сложное   в   продвижении   совместного   воспитания   и образования (его называют и интегрированным, и инклюзивным) детей является ломка и   преодоление   стереотипов,   и   развенчивание   на   глазах   рождающихся   и распространяющихся вымыслов. Один   из   вымыслов  –  «дети   в   школах   очень   жестокие   и   злые,   и   лучше   не рисковать».  Но это не является правдой. Многое зависит и от возраста детей, и от специфики нарушения, а опыт показывает, что дети часто добрее взрослых, особенно, если рано встречаются с ДРУГИМИ, немного непохожими на них. Ребенку много чего можно объяснить, главное, иметь желание и найти правильные слова.  Другой   вымысел  –   «учителя   обычных   школ   не   готовы   брать   детей   с нарушениями».  Опыт показывает, что всегда были учителя, которые брали, это просто не   называлось   красивым   именем   «инклюзия».   Опыт   показывает,   что   учителя,   если предложить им поддержку, помощь сопровождающего (ассистента, тьютера), а также дать возможность использовать методы парных уроков, командой работы, работы по вариантам, и самое главное, продумать систему годовой аттестации, совершенно не против работать с детьми с нарушениями в развитии.  Третий вымысел – «специальная школа лучше для таких детей, потому что там пользуются специальными методами, там лучше обучают, там оказывают поддержку впрофориентации».  Но   и   это   не   так.   Специальные   методы   можно   использовать   и   в обыкновенной школе, если специальная школа поделится своими ресурсами – знаниями и сопровождающими специалистами. У страха глаза велики. Это подтверждает опыт многих, из тех, кто попробовал. А профориентация? Подготовленные делать табуретки ученики   вспомогательных   школ   не   умеют   общаться   в   обычной   жизни,   привыкли либо бездумно   и   запуганно   подчиняться,   либо   нарушать   все   правила,   и   этим   они напоминают выпускников детских домов, для которых адаптация к условиям детского дома   никак   не   связана   с   социализацией   в   обществе.   Успешно   адаптированные   в закрытой среде, выпускники всех специальных заведений испытывают  колоссальные трудности в жизни среди обычных людей.   Четвертый   вымысел  –  «если   инклюзивному       образованию   и   бывать,   то   оно должно родиться в недрах специального образования, ни в коем случае нельзя пойти по западному пути, так как специальное образование в России одно из самых сильных в мире, и у России свой собственный путь…»  В России, возможно, и собственный путь, у такой позиции много союзников и в общественно­политической жизни. Но в отношении инклюзии и совместного обучения – путь очень похож на пути всех стран, а именно, учителя и специальное образование сопротивляется,   а   родители   настаивают.      Настаивают   потому,   что   платят   в   этой стране налоги, потому, что хотят иметь выбор, потому что знают и видели уже  много положительного   опыта.   Многие   родители   уже   гораздо   грамотнее   и   образованнее профессионалов в отношении новых методов, результатов исследований и т. д. Многие родители, которые черпают информацию в сети, проходят дистанционное обучение в других странах, в частности, по программе АВА (метод модификации поведения), уже готовы   вести   диалог   на   равных.   Они   потребители   услуг,   они   живут   в   России,   где подписано   много   прекрасных   законов   и   ратифицировано   конвенций,   они   могут рассчитывать, что им не скажут обычное «мы все понимаем, но у нас нет условий». Они могут рассчитывать на то, что условия будут создаваться. И они постепенно создаются. В последние месяцы активно обсуждаются проекты новых концепций – семейной политики и инклюзивного образования. И та, и другая концепция были встречены с большим интересом и вызвали дискуссии. И та, и другаяконцепция призваны улучшить качество жизни семей с детьми и защитить ребенка от пренебрежения и дискриминации.  Сейчас в России уже выросло целое поколение людей с нарушениями, которые прошли через обычные детские сады и школы. Их немного, но они есть. Эти люди готовы выступать, рассказывать, делиться своим опытом, в том числе и негативным, который   вовсе   не   закрывает   путь   в   инклюзию,   а   наоборот   делает   жизнь   человека похожей на жизнь всех остальных, обычных людей. Как сказал на своем выступлении в одной   из   школ   старшеклассник   с   церебральным   параличом,   отвечая   на   вопрос учителей, не обижают ли его в школе ­ «Иногда обижают, ну и что?!»