Консультация для родителей - Проблемы адаптации в школе.
Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +1
Детсад
24.02.2018
Консультация для родителей - Проблемы адаптации в школе. Данная консультация предупреждает родителей о трудностях адаптации детей в школе. Адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам - к новым для них воспитанникам, а родителям - к своему ребенку, который теперь стал школьником.Данная консультация предупреждает родителей о трудностях адаптации детей в школе.
- Консультация для родителей - Проблемы адаптации в школе..doc
Консультация для родителей
Проблемы адаптации в школе.
Социальнопсихологическая адаптация
представляет собой процесс активного
приспособления,
в отличие от
физиологической адаптации, которая
происходит как бы автоматически.
Действительно, ведь когда мы из
светлой комнаты переходим в темную
(например, опоздали на сеанс в кино),
вначале ничего не видим, но вскоре
начинаем различать и людей, и кресла,
чувствительность
глаза
глаз
изменяется,
адаптировался к новым условиям. При этом, заметим, без специальных
целенаправленных действий с нашей стороны. С социальнопсихологической
адаптацией дело обстоит иначе: чтобы адаптироваться, необходимо приложить
специальные усилия. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь
иные.
нашего
повышается,
Так, например, когда человек входит в море, вода вначале кажется холодной, а
потом он приспосабливается к ней и уже ему не холодно. Температура же воды
новой среды при этом не меняется. Другое дело адаптация к новой группе,
коллективу. Здесь не только среда воздействует на человека, но он и сам меняет
социальнопсихологическую ситуацию, создает свою личностную микросреду.
Педагог должен помочь детям адаптироваться к новым социальным условиям. Но
адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к
учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам, а родителям к
своему ребенку, который теперь стал школьником.
Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально
психологической адаптации ребенка к новым условиям. Результат адаптации
адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и
навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности .
Дети далеко не одинаково легко "вживаются" в новые условия. В ходе
исследования выявлено три уровня адаптации детей к школе. Зная их, родители
могут проверить, как проходит этот период привыкания к новой школьной жизни у
их сына или дочери.
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к
школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал
усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает
усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя,
выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к
1 самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные
поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное
статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к
школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный
материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное
содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи,
сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого,
но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чемто для него
интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда);
общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими
одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно
относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное
настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал
усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при
выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам
готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические
напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет
работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для пониманий
нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя
и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого
желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть
одноклассников.
Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно
легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали
конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный
статус в группе сверстников.
Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении,
неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтная
ситуация в семье, отрицательный стиль отношения учителя первого класса,
отрицательный стиль отношения учителя подготовительного класса, конфликты
между родителями и учителем первого класса все это затрудняет вхождение
ребенку в новую полосу жизни.
Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот
период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, все это зависит от
подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. Поэтому психологи ставят
на первый план психологическую готовность ребенка к школе.
Родителям полезно не только знать о том, что же собой представляет эта
психологическая готовность, но и уметь ее целенаправленно созидать.
2 Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е. М. Бондарь
Авторы: А.Л. Венгер, Я. Л. Коломинский, А. А. Панько
3
Консультация для родителей - Проблемы адаптации в школе.
Консультация для родителей - Проблемы адаптации в школе.
Консультация для родителей - Проблемы адаптации в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.