В консультации для родителей - Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение, говорится о том, что в большинстве случаев поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребёнка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители так и воспитатели, параметрами готовности ребёнка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближённому к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребёнка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился.В консультации для родителей - Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение, говорится о том, что в большинстве случаев поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребёнка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители так и воспитатели, параметрами готовности ребёнка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближённому к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребёнка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился.
Психология для родителей.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Обычно ребёнок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребёнок, тем
значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они
играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребёнку со временем
выйти из «гнезда», найти своё место среди других людей, научиться жить в ладу с самим
собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере
взросления ребёнка и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая мы не помним о
том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог
самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.
В большинстве случаев поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его
адаптации к новым нормам и правилам жизни и далеко не все дети успешно с ней
справляются. Возникновение у ребёнка так называемого «адаптационного синдрома»
является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как
родители так и воспитатели, параметрами готовности ребёнка к поступлению в детский
сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня,
приближённому к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке
с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к
принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребёнка
социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того,
нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие навыков общения, стремятся
отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учёба»
зачастую оборачивается тяжёлыми переживаниями самого ребёнка, слезами и обидами
других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в детском
саду свидетельствует о том, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но
психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных
отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его
сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий как подойти или обратиться к
незнакомому для него взрослому или другому ребенку.
В целом проблема психологической неготовности ребёнка к «выходу» из семьи
представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.
Игнорирование её порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и
«нешкольного») ребёнка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье,
социальные нормы, выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные
соматические заболевания.
Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления
«адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в ДОУ и
психологически неготовых к этому, может принести только единая система
взаимодействия родителей и специалистов ДОУ.
• Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы
искренне желаете в этот момент чтото исправить, комуто помочь, когото больше
подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить
1эмоциональное благополучие ребенка, а значит навредить ему. Где
найти ребенку тот оазис безусловного тепла, поддержки, признания его таким, каким
он есть маленьким, неуклюжим, беспомощным равным себе и другим таким же
значительным и любимым? Наши малыши с утра до вечера слышат от взрослых: "Не так, не
такой, не туда и т.д." Как тяжело им и трудно выстоять, защитить и сохранить
положительное представление о самих себе. А без этого не будет у них психического
здоровья, гармоничного развития. Перестанем же давать оценки детям как
отрицательные, так и положительные,
• Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. Например,
сказать "как сияют глазки у Колиного зайчика" предпочтительнее, чем заметить, что
"зайцы совсем не так прыгают, как делает Коля", или похвалить, что "руками Коля очень
правильно показывает". На занятиях в режиме естественного развития детей не бывает
правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя,
как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
• Не сравнивайте детей с кемлибо в невыгодном свете, не ставьте никого в
пример. Помните, что здесь главное не результативные достижения, а внутренняя
свобода, эмоциональное благополучие, из которого неизбежно последуют и свобода
мыслей, и свобода внешних проявлений в мимике, движениях. Только тогда механизм
подражания у детей сработает эффективно. Дети сами себе выберут пример для
подражания, кому, что придется по душе.
• Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Как ни
парадоксально, это тоже может навредить. Один ребенок может привыкнуть к подобному
обращению и будет требовать всегда только его, будет страдать от перемены вашего
отношения. Другой, наоборот, будет бояться такого обращения, страшиться не
соответствовать этой симпатии, считать перепады в вашем настроении изменением вашего
отношения к нему лично.
• Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка улыбку,
подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по
голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п., что подскажут ваши руки и сердце.
Во всех случаях сознание заповеди "не навреди" и ощущение чувства меры и
избытка вашего воздействия на детей главная наука нашего постижения. Лучше
воздействовать на ребенка реже, но обдуманней, предвидя далекие последствия своего
влияния на его психику и судьбу.
Соблюдение принципов, учитывающих естественные. закономерности развития
детской психики, поможет самим взрослым повысить свой самоконтроль.
Самоконтроль взрослого не только необходимое условие его собственного
личностного роста, но и единственная гарантия полноценного развития личности ребенка.
Ведь это так легко понять, что любому маленькому существу для его естественного
развития необходима атмосфера безопасности, защищенности, отсутствие угрозы
нападения или потери поддержки.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка
свет, тепло, влага, удобрения, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку
нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности
для нас, взрослых.
2Подготовлено педагогомпсихологом: Бондарь Еленой Михайловной.
3