В консультации для родителей - ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, говорится о том, что семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.В консультации для родителей - ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, говорится о том, что семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.
Консультации для родителей
ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитаниеэто будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. А. С.
Макаренко
Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье.
Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам
защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в
статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации. За последние два года у нас
почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше
неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых
семьях. Главная причина отсутствие средств к нормальному существованию, угроза
безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое
увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы,
недостаточное удовлетворение своих потребностей, физическое и сексуальное
насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является
предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что
проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности
несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу
о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем
вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.
ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1. Семья однодетная может сформировать избалованного дитя с безудержно
растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения
и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом
неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного
родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
2. Семья многодетная может создать не только дружных детей
коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже
антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием
средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на
самотек.
3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой
бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм,
неумение строить бюджет семьи. Последствиями этих причин могут стать: лишение
детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей.
Тормозится развитие детей; эксплуатация детей в качестве добытчиков
материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и
подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы,
растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни; отрыв от учебы и
систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда истимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в
семье доход.
4. Семья неполная изза недостатка материального или отцовского влияния
может породить маску феминизации мальчиков и девочек.
5. Семья со свободными детьми может породить неприятные, даже враждебные
отношения детей между собой и с окружающими. 6. Семья с нарушенными
отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем
конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления
ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем
юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния
семьи и школы.
7. Семья, умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей,
которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных
объединениях молодежи.
8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным
причинам: нервозность родителей изза бедственного материального положения
безработицы, отклонения в психике, высшая степень недовольства своими детьми,
деспотизм отца или отчима изза невыполненных завышенных требований к ним,
усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей
порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами.
Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются
воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если
своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия
усилиями ДОУ, то приходится иметь дело с неблагополучными семьями.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материальнобытовые условия.
2. Эмоциональнонравственный климат.
3. Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей.
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ:
∙ Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви
и счастья.
∙ Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и
способствовать развитию.
∙ Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных,
половых, индивидуальных особенностей.
∙ Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и
высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы
семейного воспитания.
∙ Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей
∙ Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем
человеке.∙ Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка,
должны быть построены на игре.
∙ Оптимизм и мажор основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь