В консультации для родителей - Психические особенности речевого развития детей дошкольного возраста, говорится о том, что развитие психики ребёнка от года до трёх лет зависит от ряда факторов. На психическое развитие ребёнка оказывает значительное влияние. Накопление впечатлений, подчёркнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребёнка. Ранний возраст является сензитивным (чувственным) периодом для развития речи: именно в это время усвоение речи происходит с наибольшей эффективностью. На втором – третьем годах жизни необходимо особенно интенсивно заниматься речевым развитием ребенка.В консультации для родителей - Психические особенности речевого развития детей дошкольного возраста, говорится о том, что развитие психики ребёнка от года до трёх лет зависит от ряда факторов. На психическое развитие ребёнка оказывает значительное влияние. Накопление впечатлений, подчёркнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребёнка. Ранний возраст является сензитивным (чувственным) периодом для развития речи: именно в это время усвоение речи происходит с наибольшей эффективностью. На втором – третьем годах жизни необходимо особенно интенсивно заниматься речевым развитием ребенка.
Психология для родителей.
Психические особенности речевого развития детей дошкольного возраста.
Развитие психики ребёнка от года до трёх лет зависит от ряда факторов. На психическое
развитие ребёнка оказывает значительное влияние:
Накопление впечатлений, подчёркнутых в предметной деятельности, служит основой для
развития речи ребёнка. Ранний возраст является сензитивным (чувственным) периодом для
развития речи: именно в это время усвоение речи происходит с наибольшей эффективностью. На
втором – третьем годах жизни необходимо особенно интенсивно заниматься речевым развитием
ребенка.
Стадии развития речи ребёнка:
1. Предречевая стадия – до 1 года.
2. Стадия первоначального усвоения языка – с 1 года до 1,8 месяцев.
3. Стадия грамматического усвоения языка – с 1,8 месяцев до 3 лет.
На 2 стадии ребёнок должен знать 10 слов. До полутора лет ребёнок усваивает от 3040 до 100
слов и употребляет их очень редко.
На 3 стадии, т.е. к концу второго года ребёнок употребляет до 300 слов, а к концу третьего
года – до 1500 слов.
Усвоение грамматического строя имеет свои периоды развития.
Первый период – от одного года до двух лет – период предложений, состоящих из
однородных слов – корней. В этом периоде выделяют однословные и двухсловные предложения.
Второй период развития грамматического строя языка продолжается до трёх лет. Речь
ребёнка начинает приобретать довольно связный характер и позволяет ему выражать понимание
многих отношений о предметном мире. Формирование активной речи служит основой для всего
психического развития ребёнка.
Совершенствование всех видов познавательных действий опирается на развитие речи ребёнка.
Речь направляет работу, воображение, ставит задачи перед вниманием и памятью, внося в них
элемент произвольности, придаёт осмысленность запоминанию. Без овладения речью нормальное
психическое развитие дошкольника становится невозможным. Психические явления
формируются при участии речи в процессе различных видов деятельности под решающим влиянием
воспитания и обучения. В игре активно происходит развитие речи, мышления и творчества.
Дети 3 – 4 лет – в психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С
развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических
процессов. К трем годам ребёнок должен быть словоохотливым человеком, маленьким
«болтушкой», радующимся каждой возможности поговорить и активно стремящимся к общению со
взрослыми. На 4 году жизни всё больший интерес приобретает для малыша его сверстник. В этом
возрасте ребёнок, скорее всего под влиянием оценок взрослого, впервые начинает, зачастую не
вполне осознанно, сравнивать и сопоставлять себя со сверстниками. Начинают появляться
индивидуальные симпатии. Речь детей в этом возрасте продолжает оставаться ситуативной,
идеологической, но становится более сложной и развёрнутой. Словарный запас увеличивается за год
в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется
словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными, доли глаголов,
прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные
предложения. Процессы памяти остаются непроизвольными. В них продолжает преобладать
узнавание. Объём памяти зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен.
Способность детей управлять своим вниманием в этом возрасте очень невелика. Переключение
внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения. Объём
внимания не превышает одного объекта. А устойчивость внимания возрастает, но по прежнему
зависит от степени заинтересованности ребёнка. Ребёнок может сосредотачиваться до 2530 минут
с периодами, а на интересном – до 50 минут. В этом возрасте также продолжает увеличиваться
острота зрения и цветоразличение. Предметы и явления воспринимаются ещё в основном целостно,однако некоторые сенсорные признаки предмета (цвет, форма, величина) начинают уже выделяться
как отдельные свойства. процессы сенсорного ознакомления с предметами совершенствуются и
становятся более направленными.
Дети 4 5 лет – в этом возрасте развитие психических особенностей протекает
неравномерно. У детей 5 года жизни впервые появляются эстетические требования. Они хотят
чтобы получалось «красиво». Эту тенденцию ни в коем случае нельзя упустить. Пренебрежение
этой потребностью детей приводит к тому, что они или теряют интерес к той области, где у них
получается «красиво» или отчасти утрачивают саму потребность. Дети 5 года жизни очень активно
воспринимают всё что их окружает. У ребёнка в этом возрасте происходит бурный расцвет
фантазии. Именно на 5 году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. Эти
подобные явления правильно называть выдумками. В этом возрасте оценка отношения к
сверстникам носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на
«плохих» и «хороших». И эти оценки во многой степени зависят от взрослых. Важнейшим условием
полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком
речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Эффективный путь обогащения речи подражание. Пятый год жизни – период наивысшей речевой
активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен и приятен ребёнку или
затрагивает его личные интересы. Дети любят делиться впечатлениями.
Дети 5 6 лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребёнка появляются
принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания памяти,
восприятия и др. – и способность управлять своим поведением, в самосознании и в самооценках.
Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью
последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственных
поведений. Важнейшим шагом в этом направлении – становление способности к целеполаганию, т.е.
ребёнок заранее, до того как приступит к какомулибо делу, в той или иной форме представляет
себе результат. На пятом году жизни появляется способность на основе уже достигнутых целей
развёртывать в течение более или менее длительного времени последующие цели. На шестом году
жизни появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения, а
также психических процессов, как память, внимание, восприятие и др. Это новое изменение в
деятельности, её цели называется произвольностью психических процессов и имеет решающее
значение для успешности последующего школьного обучения и для всего дальнейшего психического
развития. важное изменение в психике ребёнка связано с изменениями его представлений о себе или,
как принято говорить в психологии, в его образе Я. Однако примерно до 5 лет образы – Я ребёнка
присутствуют только наличествующие качества, т.е. только те особенности, которые по мнению
малыша, у него имеются. А после 5 лет у детей начинается появляться представление не только о
том, какие они есть, но и о том, какими они хотели бы быть и какими бы они стать не хотели. Ещё
одно важное изменение происходящее в психике ребёнка до 5 лет, это изменение его в отношениях
со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепенно приобретает по настоящему
серьёзное значение в жизни ребёнка. Для этого возраста центральной фигурой в жизни детей не
смотря на окружение сверстников всё же оставался взрослый. На 5 году дети начинают переходить
к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена
мнениями, информацией, демонстрацией своих знаний. На шестом году жизни ребёнка разные
линии психического развития, соединившись образуют благоприятные условия для появления
нового типа его отношений со сверстниками.
К 5 годам дети овладевают всей сложной системой грамматики речи, включая
закономерности синтаксического и морфологического порядка и на интуитивном уровне правильно
употребляют слова, которые являются исключением из правил. Достаточно высок уровень лексики.
Усваивая новые слова и грамматические формы, ребёнок расширяет свои представления об
окружающем мире, о предметах и явлениях действительности, их отношениях.
К 6 годам ребёнок овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарём,
грамматическим строем. Активный словарь ребёнка насчитывает почти 3000 3500 слов. Дети
овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивает
типы склонений и спряжений, способы словоизменения, увеличивается объем сложныхпредложений. В этом возрасте обучение детей связной речи – одна их ведущих задач. В связной
речи отражаются логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно
выражать его.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь