В консультации для родителей - Психическое и личностное развитие детей среднего возраста, говорится о том, что у детей в этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речью.В консультации для родителей - Психическое и личностное развитие детей среднего возраста, говорится о том, что у детей в этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речью.
Психология для родителей.
ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ВОЗРАСТА.
Уровень психического и личностного развития детей 3 – 5 лет, позволяет
проводить с ними специально организованные как индивидуальные, так и групповые
занятия, построенные в игровой форме.
Задача развивающей игры состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое
и личностное развитие ребёнка.
У детей в этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более
самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают
общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение
круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения,
основным из которых является речь. Важнейшим условием полноценного
психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком
речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в
учении. Эффективный путь обогащения речи подражание. Пятый год жизни –
период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор,
если он понятен и приятен ребёнку или затрагивает его личные интересы. Дети
любят делиться впечатлениями.
Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её
практическое употребление в общении с другими людьми, речь становится основой
перестройки психических процессов, орудием мышления.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление всё
шире используется детьми для познания окружающего мира. Основу развития
мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий.
От того, какими мыслительными действиями владеет ребёнок, зависит, какие знания
он может усвоить и как он их может использовать. Наглядно – действенное и
особенно наглядно – образное мышление тесно связано с речью. Развитие образного
мышления подводит ребёнка к порогу логики. После овладения логическим
мышлением образное нисколько не теряет своего значения в жизни ребёнка.
Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и
деятельности дошкольника, которые возникают перед ним в игре, в рисовании,
конструировании, в общении с окружающими. Поэтому дошкольный возраст
наиболее сензитивен (чувствителен) к обучению.
В возрасте 4 – 5 лет ведущую роль начинает играть память, с развитием
которой появляются образное мышление и возможность отрыва от конкретной
ситуации. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. В этом
возрасте у детей интенсивно развиваются способности к запоминанию и
воспроизведению. Это значит, что ребёнок не ставит перед собой сознательных
целей, что либо запомнить, запоминание и припоминание происходят независимо от
его воли и сознания. Ребёнок запоминает то, на что было обращено внимание в
деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно.
1Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития
ребёнка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях
предметов и явлений, в пространстве и во времени.
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает всё более точно
оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д.
У детей в этом возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции
поведения ребёнка формируется произвольное внимание. Начиная со старшего
дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на
действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры
головоломки, загадки и т.д.)
Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко
отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других
ребят, особенно при чтении или пересказе цепочкой, друг за другом.
Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех
случаях, когда взрослый требует от них сравнить то, как они выполнили задание, с
тем, что от них требовалось, найти собственные ошибки. При этом в чужой работе
дети достаточно легко находят ошибки. То есть умения, необходимые для действия
проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной
работой ребенок еще не может.
Указанные проявления психологической незрелости детей старшего
дошкольного возраста и являются следствием слабого внимания взрослых к
развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в
период дошкольного детства.
В этом возрасте развитие психических особенностей протекает неравномерно.
У детей 5 года жизни впервые появляются эстетические требования. Они хотят,
чтобы получалось «красиво». Эту тенденцию ни в коем случае нельзя упустить.
Пренебрежение этой потребностью детей приводит к тому, что они или теряют
интерес к той области, где у них получается «красиво» или отчасти утрачивают
саму потребность. Дети 5 года жизни очень активно воспринимают все, что их
окружает. У ребёнка в этом возрасте происходит бурный расцвет фантазии. Именно
на 5 году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. Эти подобные
явления правильно называть выдумками. Оценка отношения к сверстникам носит
еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих»
и «хороших». И эти оценки во многой степени зависят от взрослых
Диагностика детей в среднем возрасте включает следующие
исследования психических процессов, таких как: зрительная память, слуховая
память,
целостное восприятие и образное мышление (разрезные картинки),
зрительносхематичное восприятие (геометрические фигуры), восприятие цвета,
формы, величины, нагляднообразное мышление, наглядно действенное мышление,
концентрация внимания, воображение – дорисовывание фигур, словеснологическое
мышление (рассказ – последовательные картинки).
2Материал подготовлен педагогом психологом – Бондарь Е.М.
3