Консультация для родителей - Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к школе

  • Лекции
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для родителей - Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного вос-приятия, познавательной активности, познавательных интересов. Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению.Консультация для родителей - Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного вос-приятия, познавательной активности, познавательных интересов. Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению.
Иконка файла материала 24 - Консультация для родителей - психологическая готовность детей шестилетнего возраста к школе.doc
Консультация для родителей. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ  ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО  ВОЗРАСТА  К ШКОЛЕ. По   мнению   отечественных   и   зарубежных   ученых,   готовность   ребенка   к   школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную. Физическая   готовность  ­   это   состояние   здоровья,   определенный   уровень морфофункциональной   зрелости   организма   ребенка,   необходимая   степень   развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. Личностная   готовность  ­  это   определенный   уровень   произвольности   поведения, сформированность   навыков   общения,   самооценки   и   мотивации   учения   (познавательной   и социальной);   активность,   инициативность,   самостоятельность,   умение   слушать   и   слышать другого   и   согласовывать   с   ним   свои   действия,   руководствоваться   установленными правилами, умение работать в группе. Интеллектуальная   готовность  ­  это   овладение   родным   языком   и   основными формами   речи   (диалог,   монолог),   развитость   образного   мышления,   воображения   и творчества,   основ   словесно­логического   мышления,   овладение   элементами   учебной деятельности   внутри   специфически   детских   видов   деятельности   (конструирование, рисование, лепка, различные игры) ­ выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание   и   обобщение   способов   решения   познавательных   задач,   наличие   элементарного кругозора и компетенции (представления о мире людей, вещей, природе и т. д.). 1Формирование   качеств,   необходимых   будущему   школьнику,   помогает   система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.  Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. Поэтому к вопросу подготовки к школе   следует   подходить   осторожно,   и   рассматривать   его   как   комплексную   задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.  Изучение теоретической литературы  позволяет оформить критерии, опираясь на которые   мы   можем   судить   о   том,   готов   или   не  готов   ребенок   к   поступлению   в   школу. Готовым   к   школе   можно   считать   ребенка   с   достаточно   высоким   уровнем   развития физической, психологической, нравственной и мыслительной деятельности. В деятельности, как   в  фокусе   собираются   все   достижения   развития   ­    состояние   моторики,   восприятия, мышления, памяти, внимания, воли.  Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем ввиду позитивное   изменение   в   физическом   развитии,   показывающее   биологическую   зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения. Ребенок должен быть достаточно хорошо   физически   развит   (т.   е.   все   параметры   его   развития   не   имеют   отрицательных отклонений  от  нормы и даже иногда несколько  опережают ее).  Следует  также отметить успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией   овладения   письмом.   Так,   благодаря   правильному   воспитанию   к   концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с новыми учебными нагрузками.  В понятие  эмоционально­волевой готовности к школе входит: желание ребенка учиться;   умение   преодолевать   препятствия,   управлять   своим   поведением;   правильное отношение   ребенка   к   взрослым   и   товарищам;   сформированность   таких   качеств   как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость.  Психологическая   готовность   ребенка   к   школе  предполагает   сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной   деятельности,   умственных   и   познавательных   умений:   дифференцированного восприятия, познавательной активности, познавательных интересов.  Таким   образом,   только   тех   детей,   которые   соответствуют   составленным критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению.  Семья   первая   и   наиболее   важная   среда   развития   ребенка,   однако,   и   в   дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить, что важнее детский сад или семья мы не можем, так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада.  Семья ­ первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок ­ будущий   школьник,   какова   по   отношению   к   нему   воспитательная   линия   членов   семьи, зависит многое.  Умственное   воспитание   ребенка   во   многом   определяется   влиянием,   которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также   целенаправленная   деятельность   взрослых   членов   семьи   по   удовлетворению познавательных   интересов   детей,   формированию   новых,   расширению   их   кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.  2Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.  Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого­ педагогической подготовкой.  Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.  Дошкольники   очень   эмоциональны   и   родители   знают   об   этом.   Многие   понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.  Когда   у   ребенка   появится   стойкое   желание   учится,   нужно   его   подготовить   к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в  школе. Взрослым   нужно   создать   ребенку   такие   условия   деятельности,   в   которых   он обязательно   встретится   с   успехом.   Но   успех   должен   быть   реальным,   а   похвала   ­ заслуженной.  Особое   значение   в   психологическом   развитии   школьника   имеет  обогащение эмоционально­волевой   сферы,   воспитание   чувств,   умение   ориентироваться   в   своем поведении на окружающих.  Если ребенок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту он не только усваивает основные   нравственные   нормы,   но   и   приучается   действовать   в   соответствии   с   этими нормами. Существенно изменяется поведение ребенка о самом себе, о своем “я”, он начинает более   правильно   представлять   свои   возможности,   понимать,   как   относятся   к   нему окружающие и чем вызвано это отношение. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке,   в   том,   как   ребенок   начинает   оценивать   свои   достижения   и   неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической   готовности   к   школьному   обучению.   На   основе   правильной   самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.  Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально­ волевой   сферы   ­     предпосылки   успешного   овладения   дошкольниками   определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит   от   того,   как   владеет   ребенок   способами   получения   знаний   и   ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.  А современные требования к детям, поступающим в школу подразумевают наличие у ребенка не только способностей, но и определенных знаний, умений, навыков. Прежде всего, у   ребенка   должен   быть   определенный   запас   сведений   об   окружающем   мире,   о   явлениях природы, предметах и их свойствах, о людях и их природе, о нормах поведения. Развитие образного мышления помогает ребенку выделять существенные закономерности в различных сферах жизни. Высшая форма этого мышления у старших дошкольников позволяет перейти от элементарных представлениях об окружающем мире к усвоению систематизированных научных   знаний,   которые   дает   школа.   Эти   знания   носят   несколько   иной   характер   и отличаются от разрозненных представлений о разных сторонах действительности, которые 3обычно получает ребенок­дошкольник, не совпадают с его небольшим “житейским” опытом. И   именно   родители   должны   подготовить   ребенка   к   переходу   на   новую,   более   высокую ступеньку обучения.  У   ребенка,   поступающего   в   школу,   должен   быть   развит   и   на   должном   уровне эстетический вкус. Путь в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная роль принадлежит семье.  Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной   жизни,   к   предметам,   окружению   быта.   В   развитии   эстетического   вкуса, восприимчивости большое значение имеет совет, пояснение старших. Они помогают ребенку разобраться в том, что заслуживает положительной оценки, а что порицания.  Решение   проблемы   подготовки   к   школе   на   занятиях   в   детском   саду   предполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:  подготовка к обучению грамоте;  математическая подготовка;  подготовка к письму;  психологический практикум.  Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе, таким образом, включает в себя следующее:    старательности). формирование   у   детей   представлений   о   занятиях  как   важной   деятельности   для приобретения   знаний.   На   основе   этих   представлений   у   ребенка   вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).  формирование   нравственно­волевых   качеств  (настойчивости,   ответственности, самостоятельности,   Их   сформированность   проявляется   в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;  формирование  у ребенка  опыта  деятельности  в  коллективе  и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников   общей   деятельности   (умение   оказать   помощь,   справедливо   оценивать результаты   работы   сверстников,   тактично   отмечать   недостатки).   Для   этого   дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;  формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях   коллектива.  Наличие   этих   навыков   оказывает   существенное   влияние   на общий   процесс   нравственного   становления   личности   ребенка,   делает   его   более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.   наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;  Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях является:    умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д.;   умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;   умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;   умение выдвигать новую познавательную задачу;    способность   относительно   долго   проявлять   интерес   к   проблеме,   самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности.  Важнейшими задачами психологической подготовки являются:  4синтеза,   сравнения,   абстракции, динамическое   развитие   психических   процессов   (восприятие,   память,   мышление, воображение), совершенствование основных видов деятельности (труд, игра, учение);  обучение   детей   приемам   “обработки”   материала   познания:   отнесение   предметов, явлений по признакам сходства, различия;  развитие   умственных   операций:   анализа, конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных суждений и др.;  обучение детей способам обследования с целью рационального познания окружающей действительности;  формирование познавательных способностей: точности и расчлененности восприятия, умения легко схватывать отличительные способности предметов, умения разбираться в сложных ситуациях, выделять в них главное, планировать свои действия, решать задачи, требующие сообразительности, смекалки;  формирование   предпосылок   учебной   деятельности   и   ее   характерных   черт:   умения слушать и слышать взрослых, работать по их указанию; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и словами и др.;  формирование   отношения   детей   с   окружающими   с   целью   удовлетворения любознательности   ребенка,   его   потребности   в   личностном   общении   и   совместной деятельности со взрослыми, широты социальных контактов и др.  Помимо   психологической   готовности   ребенку,   поступающему   в   первый   класс, необходим известный запас сведений об окружающем мире ­  о предметах и их свойствах, о явлениях   живой   и   неживой   природы,   о   людях,   их   труде,   о   том,   что   такое   “хорошо”   и “плохо”,   т.   е.   о   моральных   нормах   поведения.   Следовательно,   детям,   идущим   в   школу, необходимо иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Особое место при работе с детьми в детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков, традиционно относящимся собственно к школьным ­  грамоте и математике.  Овладение детьми грамоте и математике происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету.  Письмо является базовым навыком, на котором строится практически все дальнейшее обучение.   Письменная   речь   в   отличие   от   устной   формируется   только   в   условиях целенаправленного обучения.  Овладение   грамотой  ­   это   сложная   умственная   деятельность,   которая   требует определенной   зрелости   многих   психических   функций   ребенка.   Сам   процесс   письма психологически   и   физиологически   очень   сложен;   поэтому   процесс   овладения   навыками письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру. Чтобы записать слово, ребенку нужно выполнить множество действий, таким образом, к письму ребенка следует готовить задолго до того, как он начинает осуществлять все функции письма.  Основной задачей подготовки к письму является:   развитие фонематического слуха и умение проанализировать звуковой состав слова;   развитие мускульной памяти, что предполагает развитие мелких мышц пальцев и кисти руки;   развитие   внутренней   и   внешней   речи,   начальных   этапов   словесно­логического мышления;   развития памяти;  5 развития умения свободно держать пишущий инструмент (ручку, карандаш, кисть и т. д.);   формирование пространственной ориентации на листе бумаги.   Интегрированные   занятия   в   детском   саду   призваны   помочь   ребенку,   готовясь   к письму, овладеть:   быстротой   реакции,   осмыслением   услышанного   (игры   с   мячом   ­   “Поймай   вопрос, пришли ответ”, “Съедобное ­ несъедобное”, “Вспомни сказки” и др.);   звуковым   анализом   слова,   их   написанием   с   помощью   моделей;   конструированием отдельных букв (из пластилина, палочек, бумаги и др.;   пространственной ориентацией на листе бумаги (упражнения “Графический диктант”, “Нарисуй предмет по точкам” и др.);   синхронным   говорением   и   движением   кистей   рук   (пальчиковая   имитация,   игры   с мячом и т. д.);   зрительным   контролем   за   движением   руки   (упражнения   типа   “Продолжи   узор   по правилам”, “Заштрихуй рисунок” и т. д.);   умением держать правильно пишущий предмет.  Подготовка к обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе детского сада имеет следующие задачи:   формирование умения, связанного с пониманием и передачей содержания увиденного, услышанного, прочувствованного.   формирование умения логически строить высказывания: строить план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой;   осуществлять работу над словарем детей (усвоение новых слов и значений, усвоение синонимов,   антонимов,   знакомство   с   изобразительными   средствами   и   языком художественных произведений);   развивать   звуковую  сторону  речи:  чистоту  звукопроизношения,  регуляцию  темпа   и силы голоса, выразительность, фонематический слух;   научить   детей   из   устной   и   схематической   письменной   ребенкечи   выделять предложения, составлять предложения из заданного количества слов, членить слова на слоги; знакомить детей со звуковым строением слов.  Ведущей задачей при формировании математических понятий является:  Наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью выявления их свойств;  Сравнение объектов и их свойств:  анализ   свойств,   в   ходе   которого   надо   определить,   какие   из   них   являются   общими, отличительными, существенными, а какие несущественными;  установление и использование аналогий;  обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках объектов;  классификаций ­  разбивка множества изучаемых понятий на классы и виды и т. п. ­  т. е.   на   задания,   которые   формируют   умственную   деятельность   ребенка   и   развивают мыслительные операции.  Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях,   отношениях,   зависимостях   (поровну,   больше,   меньше,   целое,   часть,   зависимость между величинами и др.);  6Обучение овладением способами установления разного рода математических связей, отношений;   понятия,   что   самыми   очными   способами   установления   количественных отношений является счет предметов и измерение величин.  Формирование ориентировочных понятий в пространстве и времени. Таким образом, изучив требования предъявляемые детям, идущим в школу и условия подготовки  детей   к  школе,  мы  пришли   к  выводу,  что  наиболее  оптимальным   вариантом формирования   у   ребенка   школьной   зрелости   является   тесное   взаимодействие   семьи   и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.  Детский сад, являясь первой ступенью народного образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования ­ к поступлению в школу.  Однако, именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе.                              Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь 7