Консультация для родителей - Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного вос-приятия, познавательной активности, познавательных интересов. Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению.Консультация для родителей - Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного вос-приятия, познавательной активности, познавательных интересов. Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению.
Консультация для родителей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ
ШЕСТИЛЕТНЕГО
ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, готовность ребенка к школьному
обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в
себя физическую, личностную, интеллектуальную.
Физическая готовность это состояние здоровья, определенный уровень
морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимая степень развития
двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая
и умственная работоспособность.
Личностная готовность это определенный уровень произвольности поведения,
сформированность навыков общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и
социальной); активность, инициативность, самостоятельность, умение слушать и слышать
другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными
правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность это овладение родным языком и основными
формами речи (диалог, монолог), развитость образного мышления, воображения и
творчества, основ словеснологического мышления, овладение элементами учебной
деятельности внутри специфически детских видов деятельности (конструирование,
рисование, лепка, различные игры) выделение задачи из общего контекста деятельности,
осознание и обобщение способов решения познавательных задач, наличие элементарного
кругозора и компетенции (представления о мире людей, вещей, природе и т. д.).
1Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система
педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и
педагогического процесса в целом.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем
не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. Поэтому к вопросу подготовки к
школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу
всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.
Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии, опираясь на
которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок к поступлению в школу.
Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем развития
физической, психологической, нравственной и мыслительной деятельности. В деятельности,
как в фокусе собираются все достижения развития состояние моторики, восприятия,
мышления, памяти, внимания, воли.
Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем ввиду
позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость
ребенка необходимую для начала школьного обучения. Ребенок должен быть достаточно
хорошо физически развит (т. е. все параметры его развития не имеют отрицательных
отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее). Следует также отметить
успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота,
точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит
гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному воспитанию к концу
дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без
которой он не может успешно справиться с новыми учебными нагрузками.
В понятие эмоциональноволевой готовности к школе входит: желание ребенка
учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное
отношение ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как
трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость.
Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность
произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов
учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного
восприятия, познавательной активности, познавательных интересов.
Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным
критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению.
Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако, и в дошкольном
учреждении формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить, что важнее
детский сад или семья мы не можем, так же как и предпочесть одно воспитание другому.
Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада.
Семья первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание,
волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок
будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи,
зависит многое.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое
повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а
также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению
познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора.
Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные
потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.
2Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет
жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь
воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность,
ответственное отношение к порученному делу.
Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого
педагогической подготовкой.
Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе.
Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства,
специально организованных занятий с ребенком в семье.
Дошкольники очень эмоциональны и родители знают об этом. Многие понимают,
насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об
учителях и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает
желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Когда у ребенка появится стойкое желание учится, нужно его подготовить к
неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы помогает
ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в
школе.
Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он
обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала
заслуженной.
Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение
эмоциональноволевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем
поведении на окружающих.
Если ребенок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту он не только усваивает
основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с этими
нормами. Существенно изменяется поведение ребенка о самом себе, о своем “я”, он начинает
более правильно представлять свои возможности, понимать, как относятся к нему
окружающие и чем вызвано это отношение. Рост самосознания ярче всего проявляется в
самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи,
ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей
психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки
вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально
волевой сферы предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными
знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти
зависит от того, как владеет ребенок способами получения знаний и ориентации
деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых
усилий.
А современные требования к детям, поступающим в школу подразумевают наличие у
ребенка не только способностей, но и определенных знаний, умений, навыков. Прежде всего,
у ребенка должен быть определенный запас сведений об окружающем мире, о явлениях
природы, предметах и их свойствах, о людях и их природе, о нормах поведения. Развитие
образного мышления помогает ребенку выделять существенные закономерности в различных
сферах жизни. Высшая форма этого мышления у старших дошкольников позволяет перейти
от элементарных представлениях об окружающем мире к усвоению систематизированных
научных знаний, которые дает школа. Эти знания носят несколько иной характер и
отличаются от разрозненных представлений о разных сторонах действительности, которые
3обычно получает ребенокдошкольник, не совпадают с его небольшим “житейским” опытом.
И именно родители должны подготовить ребенка к переходу на новую, более высокую
ступеньку обучения.
У ребенка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне
эстетический вкус. Путь в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная
роль принадлежит семье.
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям
повседневной жизни, к предметам, окружению быта. В развитии эстетического вкуса,
восприимчивости большое значение имеет совет, пояснение старших. Они помогают ребенку
разобраться в том, что заслуживает положительной оценки, а что порицания.
Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду предполагает
систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:
подготовка к обучению грамоте;
математическая подготовка;
подготовка к письму;
психологический практикум.
Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе,
таким образом, включает в себя следующее:
старательности).
формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для
приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается
активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам
воспитателя).
формирование нравственноволевых качеств
(настойчивости, ответственности,
самостоятельности,
Их сформированность проявляется в
настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого
достаточные усилия;
формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного
отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в
решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как
участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать
результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети
должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;
формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в
условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на
общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более
самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;
Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях является:
умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом
разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д.;
умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;
умение выдвигать новую познавательную задачу;
способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно
применять найденные способы ее решения в практической деятельности.
Важнейшими задачами психологической подготовки являются:
4синтеза,
сравнения,
абстракции,
динамическое развитие психических процессов (восприятие, память, мышление,
воображение), совершенствование основных видов деятельности (труд, игра, учение);
обучение детей приемам “обработки” материала познания: отнесение предметов,
явлений по признакам сходства, различия;
развитие умственных операций: анализа,
конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных суждений и др.;
обучение детей способам обследования с целью рационального познания окружающей
действительности;
формирование познавательных способностей: точности и расчлененности восприятия,
умения легко схватывать отличительные способности предметов, умения разбираться
в сложных ситуациях, выделять в них главное, планировать свои действия, решать
задачи, требующие сообразительности, смекалки;
формирование предпосылок учебной деятельности и ее характерных черт: умения
слушать и слышать взрослых, работать по их указанию; способность отделять свои
действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и
словами и др.;
формирование отношения детей с окружающими с целью удовлетворения
любознательности ребенка, его потребности в личностном общении и совместной
деятельности со взрослыми, широты социальных контактов и др.
Помимо психологической готовности ребенку, поступающему в первый класс,
необходим известный запас сведений об окружающем мире о предметах и их свойствах, о
явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о том, что такое “хорошо” и
“плохо”, т. е. о моральных нормах поведения. Следовательно, детям, идущим в школу,
необходимо иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Особое место
при работе с детьми в детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков,
традиционно относящимся собственно к школьным грамоте и математике.
Овладение детьми грамоте и математике происходит в процессе специальных занятий,
основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму
и счету.
Письмо является базовым навыком, на котором строится практически все дальнейшее
обучение. Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях
целенаправленного обучения.
Овладение грамотой это сложная умственная деятельность, которая требует
определенной зрелости многих психических функций ребенка. Сам процесс письма
психологически и физиологически очень сложен; поэтому процесс овладения навыками
письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру. Чтобы записать слово,
ребенку нужно выполнить множество действий, таким образом, к письму ребенка следует
готовить задолго до того, как он начинает осуществлять все функции письма.
Основной задачей подготовки к письму является:
развитие фонематического слуха и умение проанализировать звуковой состав слова;
развитие мускульной памяти, что предполагает развитие мелких мышц пальцев и кисти
руки;
развитие внутренней и внешней речи, начальных этапов словеснологического
мышления;
развития памяти;
5 развития умения свободно держать пишущий инструмент (ручку, карандаш, кисть и т.
д.);
формирование пространственной ориентации на листе бумаги.
Интегрированные занятия в детском саду призваны помочь ребенку, готовясь к
письму, овладеть:
быстротой реакции, осмыслением услышанного (игры с мячом “Поймай вопрос,
пришли ответ”, “Съедобное несъедобное”, “Вспомни сказки” и др.);
звуковым анализом слова, их написанием с помощью моделей; конструированием
отдельных букв (из пластилина, палочек, бумаги и др.;
пространственной ориентацией на листе бумаги (упражнения “Графический диктант”,
“Нарисуй предмет по точкам” и др.);
синхронным говорением и движением кистей рук (пальчиковая имитация, игры с
мячом и т. д.);
зрительным контролем за движением руки (упражнения типа “Продолжи узор по
правилам”, “Заштрихуй рисунок” и т. д.);
умением держать правильно пишущий предмет.
Подготовка к обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе детского
сада имеет следующие задачи:
формирование умения, связанного с пониманием и передачей содержания увиденного,
услышанного, прочувствованного.
формирование умения логически строить высказывания: строить план, определять, с
чего начать высказывание, чем его закончить, осуществлять последовательный переход
от одной мысли к другой;
осуществлять работу над словарем детей (усвоение новых слов и значений, усвоение
синонимов, антонимов, знакомство с изобразительными средствами и языком
художественных произведений);
развивать звуковую сторону речи: чистоту звукопроизношения, регуляцию темпа и
силы голоса, выразительность, фонематический слух;
научить детей из устной и схематической письменной ребенкечи выделять
предложения, составлять предложения из заданного количества слов, членить слова на
слоги; знакомить детей со звуковым строением слов.
Ведущей задачей при формировании математических понятий является:
Наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью выявления их
свойств;
Сравнение объектов и их свойств:
анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими,
отличительными, существенными, а какие несущественными;
установление и использование аналогий;
обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках объектов;
классификаций разбивка множества изучаемых понятий на классы и виды и т. п. т.
е. на задания, которые формируют умственную деятельность ребенка и развивают
мыслительные операции.
Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических
связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше, целое, часть, зависимость
между величинами и др.);
6Обучение овладением способами установления разного рода математических связей,
отношений; понятия, что самыми очными способами установления количественных
отношений является счет предметов и измерение величин.
Формирование ориентировочных понятий в пространстве и времени.
Таким образом, изучив требования предъявляемые детям, идущим в школу и условия
подготовки детей к школе, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным вариантом
формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и
детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному
обучению.
Детский сад, являясь первой ступенью народного образования, выполняет множество
функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является задача подготовки
ребенка к переходу на следующую ступень образования к поступлению в школу. Однако,
именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная
подготовка ребенка к школе.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
7