В консультации для родителей - Психологическая готовность к школе, говорится о том, что начало обучения и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. В 7 лет ребенок стремится к самоутверждению, оно готов принять новую социальную позицию школьника и стремится к ней. Важной особенностью психического развития ребенка в этот период является обостренная чувствительность (сензитивность) к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения, готовность к овладению способами систематического обучения. У ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.В консультации для родителей - Психологическая готовность к школе, говорится о том, что начало обучения и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. В 7 лет ребенок стремится к самоутверждению, оно готов принять новую социальную позицию школьника и стремится к ней. Важной особенностью психического развития ребенка в этот период является обостренная чувствительность (сензитивность) к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения, готовность к овладению способами систематического обучения. У ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.
Психология для родителей
Психологическая готовность к школе
С началом школьного обучения у каждого связано самое светлое, трогательное
и тревожное. Память долго хранит как самое дорогое тот день, когда в первый раз
мы идем в школу, поступаем в первый класс. Волнуются все: и родители, и бабушки с
дедушками, и мы – воспитатели. Как будет детям в школе, не подкачают ли?
Начало обучения и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных
психологических закономерностей их развития. В 7 лет ребенок стремится к
самоутверждению, оно готов принять новую социальную позицию школьника и
стремится к ней.
Важной особенностью психического развития ребенка в этот период является
обостренная чувствительность (сензитивность) к усвоению нравственно
психологических норм и правил поведения, готовность к овладению способами
систематического обучения. У ребенка возникает состояние, которое можно назвать
обучаемостью.
Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически готовым к ней: был здоровым
и физически развитым (ловким, выносливым, сильным). Важнейшая физическая
выносливость, так как она тесно связана с работоспособностью, качеством, нужным
для достижения успеха в любом деле.
Однако необходима и психологическая готовность к школе. Составными
элементами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и
волевая готовность.
Интеллектуальная готовность
Об умственном развитии ребенка долгое время судили по количеству
выявленных у него знаний и словарному запасу. Но это не так. Сейчас дети буквально
купаются в потоках информации, как губка, впитывают слова и выражения. Словарь
их редко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и
мышление. Тут нет прямой зависимости. Умение и навыки – это не единственное
мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и
неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как
фундамент, основа того, что будет в дальнейшем освоено им в школе.
Усвоение школьной программы потребует от ребенка умения сравнивать,
анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых
познавательных процессов. Обучение должно быть направлено на активное развитие
мыслительных процессов и быть развивающим. Ребенку уже доступна логическая
форма мышления, хотя типичным является высшая форма нагляднообразного
мышления.
схемами,
графическими моделями. Необходимо развивать кругозор, любознательность. Надо
включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами
смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их свойства и
Ребенок способен пользоваться планами,
картами,различие. Нельзя отмахиваться от детских вопросов, а также пичкать сразу готовыми
знаниями. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно.
Личностная и социальнопсихологическая готовность
Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка
успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у
него готовности к принятию новой «социальной позиции» положения школьника,
имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта личностная готовность выражается
в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии
необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального
развития ему будет трудно в школе. Их успехи будут налицо, если занятия вызывают
у них непосредственный интерес. Но если его нет, но если его нет, и дети должны
выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой
первоклассник делает его небрежно и наспех, ему трудно достичь нужного
результата. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу.
Такие дети вызывают особую тревогу: «Не хочу в школу, там двойки ставят,
дома ругать будут, боюсь». Причина подобного отношения к школе – ошибки в
воспитании детей, запугивание школой, что очень опасно и вредно, особенно по
отношению к робким, неуверенным в себя детям («Вот пойдешь в школу, там тебе
покажут, научат и т.д.»).
Нужно формировать положительное отношение к школе, вселить веру в
собственные силы. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе
определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям
сведения о школе были не только понятны, но и прочувствованы, пережиты им.
Подобный эмоциональный опыт обеспечивается прежде всего через включение детей
в деятельность, актуализирующую как мышление, так и чувства. Для этого можно
использовать экскурсию по школе, рассказы взрослых о своих любимых учителях,
просмотр диафильмов, кинофильмов о школе, чтение художественной литературы,
ознакомление с пословицами, поговорками, в которых славится ум, значение книги,
учения.
Социальнопсихологическая готовность к школе включает и формирование у
детей умения общаться со сверстниками, взрослыми; у детей должны быть
сформированы коммуникативные способности.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь