В консультации по теме: Психологическая характеристика детей трёх-четырех лет, говорится о том, что ребенок продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения.В консультации по теме: Психологическая характеристика детей трёх-четырех лет, говорится о том, что ребенок продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения.
Психология для родителей
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ТРЁХ
ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ.
На третьем году жизни дети
становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность,
ситуативноделовое общение ребенка и
взрослого; совершенствуются восприятие,
речь, начальные формы произвольного
поведения, игры, нагляднодейственное
мышление.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные
грамматические структуры, пытаются строить простые предложения. В разговоре со
взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает
примерно 10001500 слов. К концу года речь становится средством общения ребенка
со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности:
игра, конструирование, рисование.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки,
что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из
двухтрех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3
годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими
искажениями.
Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как
отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис
может сопровождаться рядом отрицательных проявлений: негативизмом,
упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может длиться от
нескольких месяцев до двух лет.
А теперь предлагаем Вам обсудить итоги анкетирования. Дети с удовольствием
посещают детский сад, они делятся с Вами своими впечатлениями. Поддерживайте
их, проявляйте искреннее участие в беседах. Только тогда дети будут продолжать
доверять Вам. Вы указываете, что испытываете затруднения в воспитании, это
естественно. Сфера человеческих взаимоотношений, вероятно, одна из труднейших в
мире. Есть решение многих проблем. Необходимо не замыкаться в себе, а искать
помощи у специалистов. Самое главное, что Вы должны усвоить: быть
последовательными, проявлять друг к другу в семье заботу и уважение. И
обязательное условие – единство требований, т.е. надо придерживаться со всеми
членами семьи одной линии воспитания. С детьми стало интересней общаться. Но,
вместе с тем, появилось и множество новых проблем. Это обусловлено, как было
сказано выше, очередным кризисом: кризисом 3х лет. У детей кризис, а как быть
нам? Как вести себя? Что делать?
1Как бороться с истерикой, или Кризис трёхлеток.
Первый возрастной кризис малыши переживают в три года. Прежде
послушный ребёнок вдруг становится деспотом, злюкой и врединой. Он требует,
чтобы его желания исполнялись немедленно, и не успокаивается, пока слезами и
криками не достигнет желаемого.
«Это всё твоё воспитание, упрекают друг друга родители. – Надо было строже
наказывать». Поверьте, наказания тут ни при чём. Если малыш готов без остановки
визжать и кидать в вас игрушки и другие, менее безобидные предметы, применение
физических мер воздействия только ухудшит ситуацию.
Но родители не должны терять голову. Отключите свои эмоции, посмотрите на
ситуацию глазами постороннего человека, и вы почувствуете, что гнев постепенно
вас оставляет. Возможно, сын или дочь в этот момент покажутся вам просто
смешными. Не старайтесь себя сдержать – смейтесь! Хотя самое лучшее будет
оставить ребёнка одного. Просто выйдете из комнаты. Вот увидите, лишённый
зрителей капризуля скоро сам замолчит. Тогдато и постарайтесь спокойно
поговорить с малышом, переключив его внимание на какойто другой предмет.
Предложите вместе помыть посуду, покормить рыбок, порисовать. Как будто не
было никакой истерики.
Как строить нормальные отношения с ребёнком? Как заставить его слушаться?
Как избегать конфликтов? Сегодня Вы познакомитесь с некоторыми позициями
выстраивания отношений с детьми.
Ситуации «Чувства ребёнка» (чувства нужно определить и назвать).
Ребёнку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»
Старший сын маме:
«Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая,
маленькая», а меня никогда не жалеешь».
«Сегодня, когда мы уходили на прогулку, Петя выбил у меня корзинку для
игрушек и из неё всё высыпалось».
Ситуации «Чувства родителей» (нужно определить свои возможные
переживания).
Ребёнок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.
Вы входите в комнату (9й этаж) и видите вашего сынадошкольника сидящим
на подоконнике открытого окна.
С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она
отказывается.
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы
приготовили к торжеству.
Итак: 1 этап разрешения ситуации – определить свои чувства или чувства
ребёнка.
За ним последует 2 этап: «Ясообщение». Что это такое? Оно передаёт
отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной
для собеседника форме: «Мне не нравится, я бы не хотела» и т. п., то есть не обвиняя
2и не критикуя (в отличие от «Тысообщения»): «Ты это сделал (разбил, намусорил)».
В ответ на «Тысообщение» ребенок обижается, защищается, дерзит, поэтому их
желательно избегать.
«Ясообщение» дает возможность детям ближе узнать взрослого. Нередко мы
закрываемся от них броней «авторитета» во что бы то ни стало. Мы носим маску
«воспитателя» и боимся ее приподнять хотя бы на миг. Порой дети поражаются,
узнав, что взрослые могут чтото чувствовать! В ответ на нашу открытость и
искренность они тоже начинают понимать: взрослые им доверяют, им тоже можно
доверять. Высказывая свое отношение к происходящему без приказа или выговора,
мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда –
удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.
Следует избегать ошибки: начав фразу с «Ясообщения», не заканчивать ее «Ты
сообщением»: «Мне не нравится, что ты такая неряха». Можно использовать
безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова: «Меня
раздражает, когда дети хнычут».
Теперь рассмотрим ситуации. Вам необходимо выбрать из ответов тот, который
больше всего отвечает «Ясообщению».
Ситуация 1.Вы в который раз зовете дочь обедать. Она отвечает «сейчас» и
продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
Ваши слова:
Да сколько же раз тебе надо говорить!
Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 2.У вас важный разговор с коллегой. Ребенок то и дело его
прерывает.
Ваши слова:
Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
Не мешай разговаривать.
Ты не можешь заняться чемнибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3. Вы приходите домой уставшая. У вашего сына друзья, игры и
веселье. На столе – следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство
раздражения и обиды. («Хоть бы обо мне подумал»)
Ваши слова:
Тебе не приходит в голову, что я могу быть уставшей?
Уберите за собой посуду.
Меня обижает и сердит, когда я прихожу уставшая и застаю дома беспорядок
Г.А.Широкова Е.Г.Жадько «Практикум для детского психолога»
3Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
4