В консультации для родителей - Психологическое сопровождение ребенка в ситуации развода родителей, говорится о том, что развод для родителей - сознательный шаг, даже если он сопровождается болезненными переживаниями. Ребенок в ситуации развода находится совершенно в другом положении. При рождении малыш воспринимает полную семью как данность. Он чувствует любовь мамы и папы, свою защищенность. Поэтому принятие родителями решения развестись застигает его врасплох. Положение усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свою беспомощность, невозможность повлиять на ситуацию.В консультации для родителей - Психологическое сопровождение ребенка в ситуации развода родителей, говорится о том, что развод для родителей - сознательный шаг, даже если он сопровождается болезненными переживаниями. Ребенок в ситуации развода находится совершенно в другом положении. При рождении малыш воспринимает полную семью как данность. Он чувствует любовь мамы и папы, свою защищенность. Поэтому принятие родителями решения развестись застигает его врасплох. Положение усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свою беспомощность, невозможность повлиять на ситуацию.
Психология для родителей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В СИТУАЦИИ
РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ.
Более трети общего числа разводов падает на пятыйседьмой год совместной жизни.
Как правило, это молодые люди (средний возраст 30 лет), имеющие детейдошкольников.
Исследования психологов и медиков свидетельствуют о негативном влиянии развода,
как на взрослых, так и на детей. Однако особенности этого влияния и его последствия
различны. Развод для родителей сознательный шаг, даже если он сопровождается бо
лезненными переживаниями. Ребенок в ситуации развода находится совершенно в другом
положении. При рождении малыш воспринимает полную семью как данность. Он чувству
ет любовь мамы и папы, свою защищенность. Поэтому принятие родителями решения раз
вестись застигает его врасплох. Положение усугубляется тем, что ребенок постепенно на
чинает осознавать свою беспомощность, невозможность повлиять на ситуацию. По шкале
социальной адаптации ХолмсаРея развод по своей стрессогенности занимает второе
место после смерти близкого человека.
Реакция ребенка на развод может быть различной. Выделяют три типа поведения
детей, переживающих посттравматический стресс.
1.
Экспрессивный тип ребенок не может сдерживать свои эмоции: он кричит,
плачет, смеется или рыдает, дрожит, раскачивается.
1.
Контролирующий тип ребенок "успешно" сдерживает себя, и его внешнее
поведение не отличается от поведения сверстников. Он кажется даже более спокойным,
чем раньше. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к нео
жиданным и, на первый взгляд, необъяснимым болезням.
2.
Шоковый тип ребенок подавлен, оглушен, производит впечатление
человека, пребывающего в "другом мире". Трудно понять, что произошло с ним, не зная
ситуации в семье.
Признаки посттравматического шока разнообразны. Так, для некоторых детей
характерны навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце (его вещах, любимом запахе
одеколона, любимом блюде, любимой песне и т.п.). Однако возможна и противоположная
реакция ребенок стремится вытеснить все, что связано с отцом, избегает смотреть его
фотографии, дотрагиваться до его вещей, слушать его любимую мелодию и т.п.
Развод родителей зачастую сопровождается депрессивным состоянием ребенка.
Большинство исследователей констатируют: невротическая депрессия у детей до 7 лет
может быть обманчивой и вводить в заблуждение, поскольку чаще относится к фи
зической, чем к психической природе. Депрессия проявляется аффективными нару
шениями: капризностью, снижением аппетита, страхами. Отрицательные эмоции ведут к
целому ряду телесных (соматических) нарушений. Соматический компонент депрессии
представлен диареей, тошнотой, рвотой, запорами, энурезом, неспецифическими
повторяющимися головными болями, болями в животе, нарушением сна, снижением
аппетита, нарушением моторики – от заторможенности до двигательного беспокойства и
др.
У детей старшего дошкольного возраста в основном обнаруживаются психосоматиче
ские симптомы депрессии, у детей младшего школьного возраста более выражен аффек
тивный компонент (возбудимый, робкий, раздражительный, "тихий" ребенок).
Очень часто в период и после развода родителей ребенок начинает регрессировать.
1По мнению специалистов, дневник его психического развития "перелистывается в об
ратную сторону". Например, пятилетний дошкольник вдруг начинает сосать палец, мо
читься в постель, просить, чтобы его завернули в одеяло и покачали как младенца, и т.п. В
данном случае регрессия выступает в качестве психологической защиты. Но если эти
потребности не получают удовлетворения, то регрессия усиливает страх ребенка,
способствует появлению, а затем и усилению агрессии.
Иногда родителей приводит в заблуждение внезапное исчезновение реакции на
развод. К сожалению, это не говорит о том, что душевное равновесие ребенка восста
новлено. Гораздо чаще исчезновение такой реакции связано с известным в психоанализе
процессом вытеснения беспокойных чувств, аффектов и фантазий.
"Невротическая защита или образование симптомов, появившихся в ходе такого вы
теснения, не всегда заметны глазу, а скорее, наоборот, невротическая защита и невроти
ческий конфликт, как известно, несут функцию приспособления они умиротворяют
экзистенциональные страхи, и в семье становится спокойнее. Но эти функции защиты не
более как психический корсет, образующий мощную диспозицию для развития не
вротических нарушений, которые снижают шансы психического развития, и позже, может
быть, спустя годы или десятилетия могут привести к тяжелым психическим страданиям"
(Г. Фигдор).
Однако в большинстве случаев болезненные проявления у ребенка после развода
родителей это еще не невротические симптомы, а здоровая реакция на пошатнувшийся
мир, реакция переживаний. Как отмечает австрийский психоаналитик Гельмут Фигдор,
это совершенно необходимые акции со стороны ребенка, имеющие целью восстановление
психического равновесия. Именно в этот период родителям следует помочь ребенку
освободиться от чувства вины (некоторые дети считают, что они стали причиной развода:
"Я себя плохо вел, и поэтому папа ушел") и взять на себя ответственность за его
страдания.
Если же взрослые не оказывают "первой помощи", дети остаются один на один со
своими страхами, которые со временем будут только усиливаться.
Исследования психолога Д. Конвей показывают: длинные шупальцы боли,
полученной в неблагоприятной семье, тянутся далеко в зрелые годы и даже в следующие
поколения.
Взрослые люди, пережившие в детстве развод родителей, отмечают, что у них:
• потеряны образцы того, какими должны быть родители;
• потеряно стабильное и безопасное окружение, из которого они должны были выйти
во взрослую жизнь;
• потеряны советчики и поверенные в лице их родителей;
• утрачена какаято часть их детства;
• утрачена способность любить, ценить и быть в мире с самим собой;
• утрачена способность сближаться с людьми и доверять им;
• утрачена способность продвигаться в работе без принуждения.
Эти люди неспособны принимать жизненные переживания как часть положительного
целого. У них появляется нереальное ожидание того, что любой брак должен быть счаст
ливым. В результате они изо всех сил стараются не допустить конфликтов в своей семье.
Д. Конвей считает, что у взрослых людей, переживших в детстве развод родителей,
вырабатываются дисфункциональные установки на всю жизнь:
• не доверять себе и другим;
• не чувствовать себя независимым и не быть уверенным в себе;
2• не принимать и не ценить себя;
• не знать, как любить себя и других;
• не интересоваться успехами других людей, а быть поглощенным самим собой.
Самое сильное переживание, которое дети пытаются скрыть, любовь к
покинувшему семью родителю. Это чувство может проявляться поразному. Часто
возникает конфликт между противоположными устремлениями: любовью и ненавистью,
агрессивностью и потребностью в защищенности и т.д.
Пример из практики. Пятилетний Алеша очень любил своего папу. Мальчик с
гордостью выходил с ним во двор играть или кататься на велосипеде. Папа высокий и
сильный, он может его защитить от задиристого соседа Саши. Папа всегда говорил: "Не
расстраивайся, сынок, ты скоро вырастешь и будешь таким же сильным, как я!" Эта
уверенность, что он будет таким же, как папа, всегда успокаивала Алешу, даже если
папа был на работе. Теперь все рухнуло. Он никогда не выйдет с ним во двор, его никто
не защитит ведь папа переехал в другой город. Кроме того, он боится сказать маме, что
очень любит папу. А вдруг мама узнает об этом, рассердится на него и тоже уедет в
другой город? Эти страшные мысли заставили Алешу скрывать свою любовь к отцу.
Но однажды папа приехал в командировку и сообщил маме о том, что хочет увидеть
сына. Алеша очень его ждал, но когда отец пришел, отказался выйти к нему:
спрятался за шкаф и просидел там весь вечер. Мама была очень довольна: "Вот видишь,
ребенок не хочет тебя видеть!" Отец обиделся и больше не приходил. Никто из
родителей не понял истинных чувств ребенка. А в этом случае сработал психологический
защитный механизм, с помощью которого человек бессознательно маскирует свою
тревогу по поводу непозволительных мыслей и желаний, прибегая к прямо
противоположному поведению. Алеша так сильно хотел обнять отца и никогда не
отпускать от себя, а в итоге он не смог сделать ни одного шага. После ухода отца мальчик
весь вечер не разговаривал с мамой, плохо засыпал, ему снились кошмарные сны. На
следующий день Алеша не хотел идти в детский сад. Воспитатель рассказала маме, что он
сломал свою любимую игрушку и подрался с ребятами из группы. Через несколько дней
Алеша тяжело заболел.
Следует отметить, что дети могут винить родителей за развод независимо оттого, кто
был его истинной причиной. Например, в семье, где двое детейдошкольников, разра
зилась настоящая "война". Пятилетняя Даша, обожающая своего отца, обрушилась на
мать с обвинениями: "Это ты прогнала папу, папа самый хороший, он любит меня!" Де
вочка стала очень агрессивной по отношению к матери и сестре. Семилетняя Маша,
наоборот, близка с матерью и перестала разговаривать с отцом, когда он приходит их
навещать. Она во всем винит отца, который ушел в другую семью. Дети постоянно ссо
рятся между собой.
В детском саду отмечают, что Маша перестала интересоваться играми и занятиями,
отказывается есть, плохо спит. Даша, наоборот, стала более активной, но агрессивна по
отношению к сверстникам. Врач детского сада отметил, что у Даши обострился нейродер
мит, а у Маши появились признаки гастрита. Исследования показывают: существуют
некоторые различия в реагировании детей на развод в зависимости и от их пола. Воз
никновение невроза у мальчиков отодвинуто по времени от момента развода на два года,
у девочек на год.
Девочки чаще носят переживания в "себе", и внешне их поведение почти не меняется.
Однако могут появиться другие признаки: утомляемость, слезливость, отказ от игр и
общения, раздражительность, боли в животе и т.п.
3Мальчики, как правило, начинают вести себя агрессивно, выражая, таким образом,
протест против развода родителей. Это вызывает раздражение матерей. Они часто
конфликтуют с сыновьями и даже могут обвинить их в случившемся. Положение ос
ложняется, если ребенок похож на отца. Закономерной реакцией на отсутствие пони
мания со стороны матери будет проявление у мальчика психического расстройства.
В семьях, где мать после развода остается с дочерью, отмечается противоположная
тенденция: более бережное отношение к психике ребенка меньше угроз, порицаний и
физических наказаний.
Кроме этого, исследования показали, что девочки из неполных семей более тесно об
щаются с бабушками и дедушками, что нередко компенсирует им отсутствие отца. У
мальчиков такой связи практически нет. Они испытывают острый дефицит привязан
ности к взрослым, оказываются в эмоциональной изоляции.
Понимание психического состояния ребенка позволяет психологу и воспитателю
подобрать эффективные методы коррекции. При этом очень важно наладить тесные вза
имоотношения с родителями этих детей.
Такая работа имеет определенные трудности. Разводящихся родителей многие об
виняют в безответственном поведении. В ответ они занимают оборонную позицию: не
идут на контакт с психологом, перестают общаться с педагогами, отрицают и не замечают
негативное влияние развода на ребенка и т.п. Типичная обвинительная фраза: "Сыну
(дочери) нужен отец!" не может заставить отца вернуться в семью, а только усугубляет
его чувство вины. Мать ребенка также находится в тяжелом душевном состоянии.
Учитывая психологическое состояние родителей, разговор с ними необходимо начи
нать не с советов, а с проявления понимания их проблемы. Г. Фигдор рекомендует в пер
вую очередь разрядить напряжение и освободить отца и мать от захлестывающего их
чувства вины, которая не позволяет взрослым адекватно оценить психологическое со
стояние ребенка и в результате изменить свое отношение к его поступкам и эмоцио
нальным проявлениям.
Если родители приняли окончательное решение и начали процедуру развода, ос
новная работа психолога детского сада должна носить, прежде всего, информационный
характер. Родителям необходимо сообщить о своеобразии эмоциональной и по
веденческой реакции ребенка на развод и предостеречь от попыток манипулировать его
чувствами.
Первый этап. Беседа.
Родители не должны привлекать ребенка к обсуждению темы развода. Вопросы типа
"Как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой разведемся?" относятся к запре
щенным.
Не следует также, и опережать события "репетировать" ситуацию развода. Сооб
щить ребенку печальную новость, а на самом деле и не думать о разводе, означает полное
безразличие к его чувствам. Ребенок начинает переживать, расстраиваться, плакать и т.п.
Мама с удовольствием смотрит на эти страдания и говорит супругу: "Вот, посмотри, что
будет с сыном, если мы разведемся!" Такое манипулирование наносит огромный вред
эмоциональноличностной сфере детей и приводит к отсутствию доверия к обоим
родителям.
Если же родители приняли окончательное решение, то они должны сообщить о
предстоящем разводе детям и следовать нескольким правилам, разработанным в
семейном психологическом консультировании.
Вопервых, нельзя скрывать от ребенка ситуацию развода, тайна и отсутствие
4информации многократно усиливает его тревогу.
Довольно часто бывает, когда мама придумывает историю о длительной команди
ровке отца и ребенок находится в постоянном ожидании его приезда. Иногда это усу
губляется словами мамы: "Ты себя плохо ведешь, папа никогда не приедет!" У ребенка
возникает не только чувство тревоги, но и огромное чувство вины.
Другая ситуация: ребенку сообщают, что его папа погиб или умер. Дети очень
сильно переживают эту утрату. Но еще больший стресс они получают, если неожиданно
узнают, что отец жив. В этом случае практически невозможно говорить о доверии не
только к отцу, но и к матери, а это обязательно отразится на будущей взрослой жизни
детей.
Во вторых, сообщить о разводе ребенку необходимо в понятной и ясной форме.
При этом важно сказать, что мама и папа и всегда будут заботиться о нем.
Желательно, чтобы при разговоре присутствовали оба родителя. Отец расскажет, где он
будет жить и как к нему можно проехать, как ему позвонить, когда с ним можно
встречаться и т. д. В случае переезда одного из родителей в другой город необходимо
сообщить о том, как он будет связываться с ребенком, например, писать письма или
звонить по телефону. Ребенок, получая такую информацию, ощущает любовь к себе
обоих родителей, он не чувствует своей вины и начинает понимать, как будет строиться
его жизнь после развода.
Первый разговор с ребенком должен проходить в спокойной и доброжелательной
обстановке. Не стоит этого делать перед сном. Не
следует обвинять в сложившейся ситуации других
родственников, поскольку важно не прерывать
эмоциональных связей с ними ребенка.
Втретьих, нельзя ставить перед ребенком вопрос, с
кем он будет жить (вплоть до старшего подросткового
возраста).
Случай из практики. Родители никак не могли
определиться, с кем останется их пятилетний сын после
развода. "Ради ребенка" они решили скрыть от него эту
ситуацию и отправили его к бабушке по линии мужа в
другой город. История с разводом продолжается
больше года. Родители договорились "не травмировать"
сына и не встречаться с ним до тех пор, пока они не
определятся. Ни один из них не хочет идти на уступки.
Таким образом, ребенок психологически лишился
обоих родителей.
Нельзя спрашивать "Кого ты больше любишь: маму
или папу?" Если в семье двое или трое детей, нельзя
"делить" их между родителями.
Второй этап. Консультации о возможных эмоциональных и поведенческих реакциях
ребенка на развод.
Эти реакции зависят от поведения родителей, психологических особенностей ребенка и
обстановки, в которой он находится.
Приведем пример. Шестилетняя Лиза боялась встречаться с отцом, так как бабушка
постоянно говорила, что он ее не любит, поскольку ушел жить к другой женщине. Де
вочка стала часто болеть, ее мучили кошмарные сны, у нее появился страх, что мама тоже
5ее не любит, и она устраивала истерики при ее уходе на работу. На вопрос отца, почему
он не имеет возможности встречаться с ребенком, бабушка отвечала, что Лиза не хочет его
видеть. И хотя мама, чувствуя состояние девочки, не настраивала ее против отца и была
согласна на их встречи, мнение бабушки, оскорбленной тем, что ее дочь оставил муж,
играло главную роль. В детском саду она тоже рассказывала, какой плохой у Лизы отец.
Такое поведение бабушки не могло не сказаться на психическом состоянии ребенка. По
словам воспитателя, девочка сильно изменилась: из общительной и доброжелательной
превратилась в агрессивную и замкнутую. При этом наиболее агрессивно она была
настроена против бабушки.
Главное, чтобы отношения ребенка с отцом, проживающим отдельно, были
систематичными, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов.
Нельзя допускать типичных ошибок, которые
ослабляют статус отца в ситуации, когда он ушел из
семьи. Для ребенка его образ
должен быть
позитивным (С.К. НартоваБочавер и др.).
1.
Не следует использовать отца в качестве
"пугала": "Если не будешь слушаться, если не
сделаешь.., то все скажу папе". Ребенок начинает
воспринимать отца как нечто угрожающее и с
тревогой ожидать встречи с ним. Вместо радости
при его появлении ребенок испытывает страх и
стыд.
1.
Не нужно приглашать отца специально для
наказаний, чтобы у ребенка не сложился опасный
стереотип
как
профессионального экзекутора. Категорически
недопустимо "коллекционирование" проступков
ребенка с тем, чтобы "обрадовать" папу при его
восприятия
его
появлении, если он живет уже не с вами.
3.
Неправильно отменять решение, принимаемое отцом, в его присутствии.
Даже если вы не согласны с ним, постарайтесь смягчить свою реакцию и вернуться к
вопросу позже, в более спокойной обстановке. Если вы не согласны в мелочах, лучше
уступить.
3.
Не следует обсуждать отца с родственниками или друзьями, если рядом
присутствуют дети. Не жалуйтесь на низкие заработки или недостаточно изящные
вкусы отца ваших детей, помните, что они всегда хотят видеть его героем и ваши
высказывания заставляют их страдать.
5. Будьте осторожнее с иронией по отношению к бывшему мужу дети могут не
уловить оттенков речи, но перенять манеру смеяться над отцом.
6. Критикуя ребенка, не следует говорить фразы типа "Весь в папочку".
7. Никогда не позволяйте себе в присутствии детей жалеть о том, что вышли
замуж
именно за их отца.
Психологи рекомендуют матери повышать статус отца следующими приемами:
• Чаще публично благодарить отца детей за то, что он делает, за покупки, подарки,
внимание.
• Вспоминать при детях о поступках из юности мужа, которые в глазах детей имеют
6героический характер (если трудно это сделать, подключите свою фантазию). Имейте в
виду, что игра "А мой папа..." всегда популярна у детей.
• Чаще советуйтесь с бывшим мужем и сообщайте об этом ребенку: "Я спрошу у па
пы..." или "Это может знать только папа...".
Отдельного разговора заслуживает ситуация развода с мужемалкоголиком. В этом
случае все зависит от взаимоотношений детей и отца до развода. Если он был груб,
применял насилие к членам семьи, то, конечно, создать положительный образ в этом
случае очень трудно. Единственная возможность вспомнить тот период, когда он не пил.
Ведь у женщины есть какието положительные воспоминания о человеке, за которого она
вышла замуж. Необходимо сообщить ребенку, что папа болен, поэтому он не может с ним
общаться. Нельзя сравнивать сына с отцомалкоголиком или угрожать отдать его на
воспитание пьющему отцу. Это вызовет у ребенка страх, ответную агрессию, злость и
ненависть к обоим родителям.
Если отец не является агрессивным алкоголиком, можно подумать о возможности
встреч ребенка с ним. Многие пьющие мужчины бывают любящими, добрыми и сенти
ментальными по отношению к своим детям.
Итак, взрослые сообщили ребенку о разводе, договорились о том, как часто должен
покинувший семью родитель встречаться с ним, возможно, наметили переезд на новое
местожительства.
Что необходимо знать родителям в случае переезда? Важно сохранить без особых
изменений среду обитания ребенка: создать в новом жилище детский уголок, похожий на
тот, который был у него на прежнем месте. Не выбрасывать игрушки и вещи, которые
были подарены отцом. По возможности не переводить сразу ребенка в новый детский сад.
Если это не удастся сделать, постараться не терять его связи со старыми друзьями
приглашать их в новый дом. Это позволит сохранить психическое равновесие ребенка.
В жизни новой неполной семьи возрастает роль бабушек и дедушек. Однако
необходимо предостеречь и родителей, и прародителей от перераспределения ролей в
семье. В связи с тем, что мама значительно больше уделяет времени профессиональной
деятельности, бабушка зачастую становится "функциональной" матерью для внуков.
Нередка и другая ситуация, когда "молодой" дедушка (4550 лет) начинает выполнять
роль папы, тем самым вытесняя родного отца.
Крайне важно, чтобы к общению с внуками были допущены бабушка и дедушка
супруга, покинувшего семью. Сохранение прежних связей с родственниками положительно
сказывается на эмоциональном развитии ребенка.
Коррекционная работа с ребенком, родители которого находятся в ситуации развода,
довольно длительна. У него должен быть сформирован новый образ семьи, новая система
взаимоотношений с родителями, которые живут отдельно. Ребенок должен осознать, что
такие ситуации в жизни случаются и с другими детьми, что он не одинок в своем несчастье.
Длительность такой работы, которую в дошкольном учреждении проводит психолог, за
висит от конкретной жизненной ситуации и индивидуальных особенностей детей.
7Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е. М. Бондарь
8