Консультация для родителей - Работа с гиперактивными детьми

  • Лекции
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Работа с гиперактивными детьми, говорится о том, что если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.В консультации для родителей - Работа с гиперактивными детьми, говорится о том, что если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.
Иконка файла материала 101 - Работа с гиперактивными детьми.doc
Работа с гиперактивными детьми Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после   длительного   переезда.   Главное   отличие   активного   ребенка   от   гиперактивного заключается   именно   в   том,   что   последний   будет   бегать,   бесцельно   двигаться,   не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить. Критерии синдрома дефицита внимания Все чаще специалисты говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, который   определяется   тремя   основными   критериями   (симптомокомплексами): невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Понятие "невнимательность" складывается   из   нескольких   признаков.   Один   из самых   важных   –   ребенок   не   способен   удерживать   внимание   на   деталях,   из­за   чего допускает ошибки при выполнении любых заданий. Он не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, поэтому создается впечатление, что он просто игнорирует слова   и   замечания   окружающих.   Невнимательный   ребенок   не   умеет   доводить выполняемую работу до конца, что часто воспринимается как протест. Все дело в том, что он не в состоянии усвоить и придерживаться правил, предлагаемых инструкцией. Невнимательные   дети   нередко   сталкиваются   с   большими   трудностями   в   процессе организации  собственной   деятельности.  Они  стараются  избегать  заданий,   требующих длительного умственного напряжения, часто отвлекаются на посторонние стимулы и постоянно все забывают. Для того чтобы поставить ребенку диагноз "невнимательность", ему должно быть свойственно как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей   мере,   в   течение   полугода   и   выражены   постоянно,   что   не   позволяет дошкольнику адаптироваться в нормальной возрастной среде.   следующими Понятие "гиперактивность" характеризуется признаками. Гиепрактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают болтливы. Часто   беспричинно   двигают   кистями   рук,   стопами,   елозят   на   стуле,   постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т. п. Двигательная активность такого ребенка, как правило, не имеет определенной   цели.   Он   просто   так   бегает,   крутится,   карабкается,   пытается   куда­то залезть,   хотя   порой   это   бывает   далеко   не   безопасно.   Гиперактивные   дети   не   могут играть   в   тихие   игры,   отдыхать,   сидеть   тихо   и   спокойно,   заниматься   чем­то определенным. Они всегда нацелены на движение.   Об импульсивности ребенка   свидетельствуют   следующие   признаки.   Он   часто отвечает   на   вопросы,   не   задумываясь   и   не   дослушав   их   до   конца,   порой   просто выкрикивает ответы. Независимо от ситуации и обстановки такой ребенок с трудом дожидается своей очереди: вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим. 1Говорить о гиперактивности и импульсивности также можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода. Признаки синдрома дефицита внимания Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей   самого   раннего   возраста.   Буквально   с   первых   дней   жизни   у   такого   ребенка повышен мышечный тонус. Он изо всех сил старается освободиться от пеленок и плохо успокаивается,   если   его   пытаются   туго   запеленать   или   даже   надеть   на   него стягивающую  одежду.   Могут   наблюдаться   частые  неоднократные,   немотивированные рвоты.   Не   срыгивания,   характерные   в   младенчестве,   а   именно   рвоты,   что   служит признаком   расстройства   нервной   системы.   В   данном   случае   важно   не   спутать   их   с пилоростенозом – проб лемой желудка, не способного принять много пищи. Поэтому прежде чем ставить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом. Гиперактивные   дети   на   протяжении   первого   года   жизни   плохо   и   мало   спят, особенно   ночью.   Тяжело   засыпают,   легко   возбуждаются,   громко   плачут.   Они чрезвычайно   чувствительны   ко   всем   внешним   раздражителям:   свету,   шуму,   духоте, жаре, холоду и т. д. В два–четыре года у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть. Дети постоянно что­нибудь переворачивают или опрокидывают, очень медленно выполняют   работу,   требующую   ловкости   и   работоспособности.   Многие   с   трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы "не вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая   речь,   подвижные   глаза,   они   зачастую   оказываются   как   бы   вне   ситуации: застывают, "выключаются", "выпадают" из деятельности и ситуации, т. е. "уходят" из нее, а затем спустя некоторое время снова "возвращаются". Все более отчетливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком­нибудь предмете или явлении. Ребенок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку,   досмотреть   мультфильм.   Но   наиболее   заметными   проблемы   с   вниманием становятся   к   моменту,   когда   дошкольник   приходит   в   детский   сад.   Он   попадает   в коллектив,   живущий   по   определенному   распорядку,   где   от   каждого   требуется достаточная степень самоконтроля. Такой   ребенок   чувствует   себя   неуютно   в   коллективе,   ведь   попав   в   разряд "неуспевающих",   он   ощущает   негативное   отношение   со   стороны   педагогов   и сверстников,   что   еще   больше   усугубляется   неадекватным   активным   поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и "не берут в игру" дети. Из­за этого   неуравновешенность,   вспыльчивость,   заниженная   самооценка   –   характерные эмоции   при   синдроме   дефицита   внимания   с   гиперактивностью   –   получают дополнительный стимул. Вспышки  гнева и раздражения случаются довольно часто и порой   даже   на   ровном   месте.   Многие   дети   замыкаются   и   начинают   жить   своей отдельной   внутренней   жизнью.   Но   случается   и   обратное   –   гиперактивный   ребенок становится лидером в коллективе. Важно   помнить,   что   такие   дети,   как   правило,   лишены   чувства   страха.   Они,   не задумываясь,   могут  выскочить   на   дорогу  перед   мчащимся   автомобилем,   прыгнуть   с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать и т. п. Здесь нужен особый контроль со 2стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы. Часто у них появляются подергивания и тики. Многие дети жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем. Если   болезнь   не   лечить,   то   с   каждым   годом   проблемы   с   поведением   ребенка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и сохраняются приблизительно до 12 лет. Детям дошкольного   возраста  диагноз  синдром  дефицита  внимания  с  гиперактивностью  при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических   ошибок.   Второй   "всплеск"   симптомов   относят   к   14   годам,   что совпадает с периодом полового созревания. Правила поведения педагога с гиперактивным ребенком  "не замечать" мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;  применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;  рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;  давать   возможность   в   середине   занятия   подвигаться   (попросить   что   нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);  хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое ­то дело до конца. Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком  поддерживать дома четкий распорядок дня;  выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);  автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);  отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);  сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;  оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);  не запрещать действие ребенка в категоричной форме;  не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);  не приказывать, а просить (но не заискивать);  не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения. 3Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 4