Консультация для родителей - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

  • Лекции
  • docx
  • 02.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА, говорится о том, что внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится «около» детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах.В консультации для родителей - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА, говорится о том, что внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится «около» детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах.
Иконка файла материала Работа с родителями аутичного ребенка.docx
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО  РЕБЕНКА Родители   аутичных   детей   нередко   обращаются   за   помощью   к специалистам   лишь   после   того   как   отклонения   в   развитии   и   поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы.   В   одних   публикациях   аутизм   чуть   ли   не   приравнивается   к одаренности   ребенка,   в  других   ­   к   шизофрении.   Кроме   того,  в   некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа — люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный   статус.   И   хотя   подобная   точка   зрения   уже   давно   отвергается специалистами,   родители,   случайно   натолкнувшись   в   литературе   на   такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом. А   главное,   услышав   диагноз,   многие   мамы   и   папы   ощущают   себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их   с   особенностями   развития   аутичных   детей   вообще   и   их   ребенка   в частности.   Поняв,   чем   же   конкретным   отличается   их   ребенок   от   других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать ос­ новные направления и формы работы. Родители   должны   понять,   как   сложно   жить   их   ребенку   в   этом   мире, научиться   терпеливо   наблюдать   за   ним,   замечая   и   интерпретируя   вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства   и   эмоции   словами.   Кроме   того,   родители   должны   понять,   что   их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать   причиной   «эмоциональной   бури».  Именно   поэтому   родители   должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком. Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится «около» детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний   мир   никого.   Иногда   только   по   случайной   фразе,   мгновенному движению   или   звуку   можно   догадаться   о   его   переживаниях,   желаниях   и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком.   Именно   поэтому,   чтобы   лучше   понять   ребенка   и   оказать   ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреп­ лению   контактов   родителя   с   ребенком).   Причем   желательно   медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это   поможет   ребенку   научиться   лучше   понимать   себя   и   других,   а   вновь образованные   стереотипы   общения   снизят   тревожность   и   повысят   его уверенность в себе. Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова. Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной   помощи   ребенку,   желательно,   чтобы   его   близкие   как   можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких,   желательно,   чтобы   в   начале   обучения   в   школе   мама   (или   папа, бабушка,   дедушка)   находилась   рядом   с   ребенком   во   время   перемен,   а   в некоторых случаях и на уроке. Родители   для   работы   со   своими   детьми   могут   использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов. Работая   с   аутичными   детьми,   педагоги   и   родители   совместными усилиями   могут   развить   их   воображение,   обучить   эффективным   способам общения   со   сверстниками,   а   значит,   и   адаптировать   ребенка   к   условиям окружающего мира. ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ: 1. Принимать ребенка таким, какой он есть. 2. Исходить из интересов ребенка. 3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка. 4. Соблюдать   ежедневные   ритуалы   (они   обеспечивают   безопасность ребенка).5. Научиться   улавливать   малейшие   вербальные   и   невербальные   сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте. 6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок. 7. Кок можно чаще разговаривать с ребенком. 8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения. 9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.) 10. Избегать переутомления ребенка. 11. Повысить уверенность ребенка.  Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь