В консультации для родителей - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА, говорится о том, что внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится «около» детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах.В консультации для родителей - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА, говорится о том, что внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится «около» детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА
Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к
специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении
ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного
диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое
заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за
разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят
не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные
вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к
одаренности ребенка, в других к шизофрении. Кроме того, в некоторых
статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в
семьях, где мама и папа — люди с развитым интеллектом, имеющие высокий
социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается
специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую
трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство
вины перед ребенком и перед обществом.
А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя
бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку.
Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить
их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в
частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других,
увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с
психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать ос
новные направления и формы работы.
Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире,
научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух
каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир
маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли,
чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их
ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может
стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны
быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.
Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих
его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится
«около» детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой
внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному
движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и
страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не
всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за
ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему
посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо
работать в тесном взаимодействии с родителями.Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки
социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать,
посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреп
лению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное,
поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных
образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз.
Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь
образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его
уверенность в себе.
Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки,
прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на
первых порах) и говорить ему ласковые слова.
Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более
эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно
чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так
как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от
близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа,
бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в
некоторых случаях и на уроке.
Родители для работы со своими детьми могут использовать
индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.
Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными
усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам
общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям
окружающего мира.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ:
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность
ребенка).5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы
ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Кок можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую
наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10. Избегать переутомления ребенка.
11. Повысить уверенность ребенка.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь