В консультации для родителей "Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр драматизаций", говорится о том, что проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности.В консультации для родителей "Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр драматизаций", говорится о том, что проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности.
Консультация для родителей
"Развитие диалогической речи дошкольников
с использованием игр драматизаций"
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и
практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления,
возникает и развивается в процессе общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах
деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует
личность в целом. Исходной формой коммуникативной речи является диалог, который
рассматривается как обмен партнеров высказываниямирепликами. Диалогическая форма
общения способствует активизации познавательномыслительных процессов.
При
недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется и
снижается уровень общения. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый.
Далее этот опыт речевого общения ребенок переносит во взаимоотношения со сверстниками.
У старших дошкольников ярко выражена потребность в общении, потребность во внимании
сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети с
общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудности в общении.
Диалогическая речь, которой дошкольник овладевает в первую очередь, имеет свои
особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной
речи. Поэтому развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого
развития ребенка. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только
при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и
взрослого. По данным А.Г. Рузской это организация речевой среды, общение взрослых между
собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
А.Г. Рузская предлагает на специальных занятиях по развитию диалогической связной
речи использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации и
пересказа). Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, вопервых, научить детей
беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, вовторых,
отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных
малышам слов.
Значение игры как деятельности для дошкольника трудно переоценить, поскольку она
удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности
ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной
жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально
привлекательной для детей форме.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести любую игру (дидактическую,
подвижную, сюжетноролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой
предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями, передачу литературных
текстов по ролям.
Особая роль отводится играмдраматизациям, ведь именно в них необходимо точное и
эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев
произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.
Иградраматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования
диалогических умений. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового
творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог
не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. Инаоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами
диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель
содействует развитию игрыдраматизации. Как известно, игрыдраматизации пользуются у
детей неизменной любовью. Ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и
естественно, кроме этого здесь проявляется необыкновенно развитый инстинкт подражания.
Именно поэтому как основное направление в коррекционной работе по развитию
диалогической речи у детей с ОНР мы выделяем использование игрдраматизаций В процессе
организации этих игр у детей развиваются организаторские умения и навыки,
совершенствуются формы, виды и средства общения. Дети в игре присматриваются друг к
другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют
взаимные симпатии. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре,
демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются
иметь дело. Дети учатся ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их
в своих собственных действиях. Это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться,
овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления,
например: ктото из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключалась в
том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать
инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное
русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и
вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на
происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.
Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у
детей с общим недоразвитием речи способствует работа с использованием игр –
драматизаций.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь