Консультация для родителей "Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр драматизаций"

  • Лекции
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей "Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр драматизаций", говорится о том, что проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности.В консультации для родителей "Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр драматизаций", говорится о том, что проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности.
Иконка файла материала ==Консультации для родителей -Развитие диалогической речи дошкольников.docx
Консультация для родителей "Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр драматизаций" Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике   логопедии,   поскольку   речь,   являясь   средством   общения   и   орудием   мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность   в   целом.   Исходной   формой   коммуникативной   речи   является   диалог,   который рассматривается   как   обмен   партнеров   высказываниями­репликами.   Диалогическая   форма общения   способствует   активизации   познавательно­мыслительных   процессов.   При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется и снижается уровень общения. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее этот опыт речевого общения ребенок переносит во взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в общении, потребность во внимании сверстника, желание донести  до  партнера  цели  и  содержание  своих действий.  Но дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудности в общении. Диалогическая   речь,   которой   дошкольник   овладевает   в   первую   очередь,   имеет   свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.   Поэтому   развитие   диалогической   речи   играет   ведущую   роль   в   процессе   речевого развития ребенка. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при   создании   самых   благоприятных   условий   для   совместной   деятельности   ребенка   и взрослого. По данным А.Г. Рузской это организация речевой среды, общение взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. А.Г. Рузская предлагает на специальных занятиях по развитию диалогической связной речи   использовать   прием   подготовленной   беседы   и   прием   театрализации   (имитации   и пересказа).   Подготовленная   беседа   направлена   на   то,   чтобы,   во­первых,   научить   детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во­вторых, отрабатывать   произносительные   и   грамматические   навыки,   уточнять   смысл   известных малышам слов. Значение игры как деятельности для дошкольника трудно переоценить, поскольку она удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни   ребенка,   обещая   обеспечить   развитие   диалогической   речи   в   эмоционально привлекательной для детей форме. К   игровым   упражнениям   в   диалоге   можно   отнести   любую   игру   (дидактическую, подвижную,   сюжетно­ролевую,   драматизацию),   правилами   или   сюжетом   которой предусмотрено   речевое   взаимодействие,   обмен   высказываниями,   передачу   литературных текстов по ролям. Особая роль отводится играм­драматизациям, ведь именно в них необходимо точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями. Игра­драматизация  –  является  благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. Инаоборот,   развивая   у   детей   умения   пользоваться   всеми   функциональными   видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры­драматизации. Как известно, игры­драматизации  пользуются у детей   неизменной   любовью.   Ребёнок   чувствует   себя   более   раскованно,   свободно   и естественно, кроме этого здесь проявляется необыкновенно развитый инстинкт подражания. Именно   поэтому   как   основное   направление   в   коррекционной   работе   по   развитию диалогической речи у детей с ОНР мы выделяем использование игр­драматизаций В процессе организации   этих   игр   у   детей   развиваются   организаторские   умения   и   навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные   симпатии.   С   детьми,   не   соблюдающими   установленных   правил   в   игре, демонстрирующими   отрицательные   черты  характера   в  общении,  сверстники   отказываются иметь дело. Дети учатся ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть   собой   в   трудной   ситуации,   которая   может   сложиться   во   время   выступления, например: кто­то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключалась в том,   чтобы   поставить   перед   детьми   достаточно   четкие   задачи   и   незаметно   передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов,   касающихся   лично   каждого   ребенка   (его   эмоций,   переживаний,   реакции   на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей   с   общим   недоразвитием   речи   способствует   работа   с   использованием   игр   – драматизаций. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь