Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
05.11.2018
Консультация предназначена прежде всего для родителей. Ведь развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поэтому необходимо с раннего возраста развивать познавательные интересы у детей.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.docx
РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ У
ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается
ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем
больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил,
чем большим количеством элементов действительности он располагает в
своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях
будет его творческая, исследовательская деятельность
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из
актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к
саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование
является ведущим видом деятельности у детей.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно
актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую
любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые
познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит
вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления,
стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются
над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них
познавательных интересов
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них
познавательных интересов.
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей,
является природа, поэтому возможна такая организация познавательной
деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется
через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной
деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и
совершенствование ощущений и восприятия сенсорное воспитание
составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической
работе необходимо уделять внимание прежде всего организации наблюдений
за объектами природы.
Развитие любознательности, потребности узнать новое одна из задач
воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и
постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей
поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на
их умственное развитие
Организация систематической поисковой деятельности приводит к
познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в
самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор
методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.
• На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью
воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение
художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов.
• На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания.
Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в
природе.
• Основная задача занятий третьего вида обобщение и систематизация
знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие
наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.
Беседа форма организации познавательной деятельности, в которой через
диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются
представления ребенка о предметах и явлениях окружающего,
актуализируется личный опыт
Исследовательская деятельность как особая форма познавательно
исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов
реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность
расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную
картину мира
Экспериментирование форма поисковой познавательноисследовательской
деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение
процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность,
элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять,
делать выводы.
Наблюдение организованное наблюдение живых объектов и практическое
экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с
простым сюжетом, игрушек. Происходит знакомство детей с животными
ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и
называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме
и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру
передвижений (кролик прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка
мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего
окружения дерево, куст, трава, комнатные цветы.
Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи
(определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка
различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль,
соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения
легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При
использовании дидактической игры воспитатель должен следовать
определенным педагогическим принципам: 1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем
непосредственного восприятия.
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то
же время доступна детям.
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.
5. Конкретно и четко объяснять правила
Дидактические игры
В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств
предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются
с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает
дидактическую игру особой формой обучения легкого, быстрого и
непреднамеренного усвоения детьми знаний.
При использовании
дидактической игры воспитатель должен следовать определенным
педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем
непосредственного восприятия.
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то
же время доступна детям.
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.
5. Конкретно и четко объяснять правила
Речевые логические задачи
Речевая логическая задача это рассказзагадка, в данном случае о природе,
ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя
определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую
логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны
использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение,
рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения, это
стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые
логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности
монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко
формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по
сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные
методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на
прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно
сформулировать мысль.
Экскурсии один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во
время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать
явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют
природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По
содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие в парк, в лес, на
реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под
руководством воспитателя собирать разнообразный материал для
последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.
Развлечения, викторины, конкурсы можно рассматривать как своеобразные
формы познавательной деятельности с использование информационно
развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие
детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку,
признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в
других формах познавательной деятельности.
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко
строить целостный воспитательнообразовательный процесс в ДОУ,
реализовывать задачи образовательной области «Познание».
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных
потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование
познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.
Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и
эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный
интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции
процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их
приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным
фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к
школьному обучению.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально
организованная практикопознавательная деятельность позволяет нашим
воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или
явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и
более полно удовлетворяющим естественную любознательность
дошкольников, развивая их познавательную активность РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ У
ДОШКОЛЬНИКОВ Развитие познавательных интересов в дошкольном возрасте
Учеными отмечено, что именно в дошкольном возрасте у детей закладываются черты будущей
личности, формируется самосознание и мировосприятие, происходит общее психическое развитие,
дошкольники приобретают необходимый опыт для дальнейшей жизнедеятельности, накапливают
впечатления от познания мира, в этот период происходит интенсивное становление познавательной
активности (Л.Выготский, П.Гальперин, Д.Годовикова, Г.Люблинская, Г.Матюшкин, Л.Обухова,
Г.Урунтаева). Таким образом, происходит развитие всех сфер ребенка: личностной, мотивационной,
эмоциональной, когнитивной. Как отмечает, В.Суржанська в организации детского познания взрослый
выступает как сотрудник, помощник ребенка. Удовлетворяя естественную потребность в познании
окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявит
познавательные интересы в определенных видах деятельности, переживать разнообразные
познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявляют познавательную активность.
Изучение и анализ философской, психологопедагогической и методической литературы по проблеме
исследования, а также данные педагогической практики свидетельствуют, что несмотря на достаточно
широкий спектр обсуждения проблемы, остается недостаточно изученным вопрос об особенностях
этого процесса, эго роль в развитии каждого ребенка как неповторимой индивидуальности. Переход
от дошкольного к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка (игровая
деятельность сменяется учебной). Ученые констатируют в этот период изменение “внутренней
позиции” (термин Л.Божович) ребенка, в которой она чувствует необходимость учится, интерес к
учебной деятельности, вступает в “школьной” формы поведения при организации учебной
деятельности, признает авторитет учителя. Продолжается развитие психических функций: мышления
от нагляднообразного переходит к словеснологическому, к концу младшего школьного возраста у
ребенка формируется восприятие, осмысленной и произвольной становится память, внимание имеет
еще непроизвольный характер, продолжает развиваться детская личность, а при условии разумного
руководства со стороны взрослого у ребенка развивается самостоятельность. Соглашаясь с этим,
нельзя не принимать во внимание и то, что познавательная активность является многогранным
явлением. Она требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития
ребенка. Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные
личностные новообразования, особое значение среди которых приобретают такие: изменение
субъектной позиции в трехлетнем возрасте (“Я сам”), произвольность поведения в различных видах
деятельности, подчиненность мотивов поведения, формирования самосознания (в 5,5–6 лет). Эти
новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей
дошкольного возраста (Д.Годовикова, М.Лысина, Г.Люблинская, Л.Маневцева, В.Мухина), которая
имеет некоторые сходства и различия, по сравнению с детьми более старшего возраста. Для того,
чтобы более ярко показать особенности познавательной активности дошкольников, рассмотрим
некоторые психические процессы, играющие важнейшую роль в развитии познавательных интересов
дошкольников. Внимание — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное внимание, но под
влиянием обучения интенсивно развивается произвольное внимание. Свойства внимания:
неустойчивая; дети испытывают значительные трудности в распределении внимания на два вида
деятельности; дошкольники испытывают трудности при переключении внимания с одного предмета на
другой. Учитель должен давать им время; объем внимания детей меньше объема внимания у взрослых.
Восприятие в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное восприятие однако под влиянием
обучения развивается произвольное восприятие: сначала восприятие идет на осуществление ими
практических действий с предметами. Действия с предметами являются главной целью, а восприятие
ых выступает средством достижения этой цели. В конце дошкольного возраста изменяется соотношение между восприятием и предметными действиями. Восприятие превращается в основную
цель, а действия становятся средством достижения этой цели. Возрастные особенности восприятия:
малая дифференцированность восприятия когда дети путают похожие предметы; тесная связь
восприятия с практическими действиями, связь восприятия с эмоциями. Средства развития
восприятия: использование метода сравнения; выделение главного и существенного в объектах
которые воспринимаются детьми; использование наглядности и технических средств; словесный отчет
о том, как они восприняли определенные объекты; учет возрастных и индивидуальных особенностей
восприятия. Память. В начале возраста у ребенка механическая и образной память. Причины:
доминирование механической памяти — достаточно высокий уровень развития этого вида памяти;
дети не влияют различают мнемические задачи; недостаточно развитая речь, поэтому им легче
запоминать дословно, чем воспроизводить материал своими словами. Еще не владеют приемами
смыслового запоминания. Память дошкольников в течение данного периода имеет две тенденции
развития: усиление роли смысловой памяти в сравнении с механической; развитие словесно
логической памяти. Средства развития памяти: формирование у детей правильной установки на
запоминание материала; обучение детей способности различать мнемические задачи; обучение детей
приемам смыслового запоминания; учет возрастных и индивидуальных особенностей. Мышление. В
дошкольном возрасте на начало периода доминирует нагляднообразного мышления, а под влиянием
обучения интенсивно развивается абстрактное мышление. Мыслительные операции: анализ, синтез,
сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация. У ребенка
развивается способностью использовать определенные предметные понятия и понятия отношений,
такие качества мышления: критичность, рациональность, широта мышления, самостоятельность,
творческий характер мышления. Пути развития мышления: обучение детей способности выделять
главное и существенное в материале, который изучается; использование творческих заданный;
создание проблемных ситуаций; организация учебных дискуссий; учет возрастных и индивидуальных
особенностей. Рекомендации по развитию познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Организовывать педагогическое сотрудничество с позитивной атмосферой, где царит гуманность,
взаимопонимание, взаимопомощь, и каждый ребенок чувствует себя безопасно.
Создавать
положительный психологический климат в условиях индивидуального взаимодействия ребенка с
взрослым. Побуждать ее к общению согласно потребностей и проблем, которые волнуют
дошкольников, что способствует углублению познавательных интересов и активности. Обсуждать с
детьми вопросы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, их поступками,
переживаниями. Дать возможность дошкольникам делиться своими планами, впечатлениями,
мнениями, что помогает им осознавать смысл событий, которые происходят вокруг. Обращать
внимание детей на новые, необычные черты объекта, формулировать предсказания, нацеливая на
экспериментирование, размышления, высказывания догадок. Обеспечивать материальное предметно
игровую, развивающую, коммуникативную среду (предлагать творческие задания в разных видах
деятельности с учету познавательных интересов каждого ребенка: изобразительных, словесных,
музыкальных, логикоматематических вариативного характера, комбинированные). В своей
деятельности педагогам следует пользоваться широким спектром средств: яркая наглядность,
иллюстрации, раздаточные материалы, книги с интересным содержанием, художественное слово,
технические средства обучения (проигрыватели, магнитофоны, проекторы), что побуждает детей для
познавательного общения; создавать микросреду, насыщенное информацией, положительными
познавательными эмоциями, что захватывает ребенка, формирует у него устойчивый интерес к
познавательному взаимодействия с взрослым; использовать творческие задания на разностороннее
развитие личности, на детскую самостоятельность. Для повышения активности родителей детей
проводит индивидуальные беседы, консультации по вопросам особенностей познавательной
деятельности, детского творчества, предлагать комплексы развивающих игр для проведения в семье. РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев,
Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И.
Щукина, Н.Р. Морозова.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в
своих психологических определениях, он рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека (Н.Ф Добрынин, Т. Рибо);
проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и
эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:
и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления
окружающего мира;
и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений,
данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
и как мощный побудитель активности личности;
и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям,
процессам.
Н.Р. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и
познания;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по
себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные
компоненты деятельности, а вся ее объективно субъективная сущность (характер, процесс,
результат).
Интерес это "сплав" многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности,
особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание
интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления
к их преодолению). (Скаткин М.Н.)
Познавательный интерес важнейшая область общего феномена интереса.
Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не
только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом
существенном отношении человека к миру в стремлении проникать в его многообразие, отражать в
сознании сущностные стороны, причинноследственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом
сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той
или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками
познания. Именно на этой основе познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам
формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру,
которому способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком
уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности
посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде
актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов,
привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать
процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное
начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты,
способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой
вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие
процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек,
одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Познавательный интерес важнейшее образование личности, которое складывается в процессе
жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим
образом не является имманентно присущим человеку от рождения. (Морозова Н.Г).
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить.
Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения,
закономерности познания.
Познавательный интерес интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса
имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы
(интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека
с миром, выраженные в отношениях.
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают
последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес,
теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их
признаки являются общепризнанными.
Любопытство элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто
внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека
эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с
занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает
подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления
познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека
проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные
выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В
возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного
видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от
простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой
чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не
равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в
отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения.
Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А.М.
Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е. Берлайн, Г.И. Щукина, Н.И. Рейнвальд, А.И. Крупнов
и др.
В работе Кудинова С.И. любознательность представлена как целостная структура мотивационно
смысловых и инструментальностилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и
готовность индивида к освоению новой информации.
Морозова Г.Н. считает, что любознательность близка к интересу, но она "диффузна, не
сосредоточена на определенном предмете или деятельности".
Щукина Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую
состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность.
Рамонова К.М. подчеркивает то, что любознательность является своеобразной формой активности,
отличающейся рядом особенностей:
* любознательность первоначальный этап формирования устойчивой познавательной
направленности, связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью;
* выступает как первоначальная форма познавательного интереса и представляет собой
непосредственное и познавательное недифференцированное отношение; * является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим
утомлением и затратной энергии;
* развитие любознательности происходит при условии демонстрации ребенку противоречивых
фактов, побуждающих выявить причины явлений.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной
активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях,
направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Годикова Д.Б. рассматривает любознательность как ступень познавательной активности и в
качестве ее существенного показателя определяет "инициативу в познании, стремление строить
полной и точный образ нового, в конечном счете, образ мира".
С.В. Герасимов в статье "Познавательная активность и понимание" отмечает, что интерес,
возникающий на этапе поисковой активности, связан с желанием узнать, а интерес следующего этапа
желание попробовать. Испытательная мотивация возникает вместе с пониманием и исчерпывается
только с результатами собственных действий.
Сравнивая познавательный интерес и любознательность, Купарадзе Н.Д. выявляет основные
параметры последней. Автор считает, что любознательность отражает направленность личности,
выраженную в познавательном отношении к окружающему. Удовлетворение любознательности всегда
связано с переживанием положительных эмоций. Любознательность отличается широтой охвата
предметных знаний о мире и в ходе развития личности превращается в ее свойство. Наиболее емкое
определение любознательности дается Кудиновым С.И.:
"Любознательность целостная структура мотивационно смысловых и инструментально стилевых
характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой
информации. При этом мотивационно смысловой аспект любознательности выражается через
совокупность побуждений и смысловых значений. Инструментально стилевые показатели отражают
силу стремлений, разнообразие приемов и способов реализации любознательного поведения, тип
регуляции и эмоциональных переживаний субъекта, продуктивность, действенность их осуществления
в различных сферах жизнедеятельности".
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что любознательность является стадией развития
познавательного интереса и представляет собой активное стремление познавать окружающий мир,
переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь,
любознательность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной
деятельности в дошкольном детстве.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и
проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень
активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с
мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень
характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля,
субъекта, личность.
В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой
сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи
со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство
переходит в любознательность.
Интерес к познанию реального мира один из наиболее фундаментальных и значимых в детском
развитии.
Дошкольный возраст период расцвета детской познавательной активности. К 34 годам ребенок
как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не
находится у него перед глазами. Дошкольник пытается както упорядочить и объяснить для себя
окружающий мир, установить в нем какието связи и закономерности.
Уже в тричетыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: "Что это?"; "А
как?"; "Зачем?" и т.п. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какиелибо новые сведения об окружающем мире.
Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь
внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто
не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым
вопросам. Хорошо известно, как любят дети "потрошить" игрушки, стараясь узнать, "что у них
внутри". Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста
любознательности. Только постепенно под влиянием взрослого, который обучает ребенка, сообщает
ему разные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает
все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать чтото новое.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие это сложный комплексный феномен,
включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания,
воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в
себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно
нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период
важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме
поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому
преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только
спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения
непонятного, а порой и провести "эксперимент".
Характерная особенность этого возраста познавательные интересы, выражающиеся во
внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении
узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой
и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении
разузнать, подойти, потрогать.
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она
осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и
группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам
среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда в
воду; воды в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п.
вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние,
развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как
источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои
знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой
всех вещей.
Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет
характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень
знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на
состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Психологи подчеркивают,
что для развития ребенка решающее типом деятельности, в которой знания приобретались.
Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и
навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под
тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия,
сотрудничества, сотворчества.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать
детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат
взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации
через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает
знание (Л.А. Парамонова). Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто
обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы
(любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о
мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким
образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в
многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к
интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки
формирования готовности личности к непрерывному образованию. АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.