В консультации для родителей - Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста, говорится о том, что проблема самостоятельности является одной из центральных для психологии личности и ее развития. Самостоятельность можно определить, как «общую способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи». Несмотря на широкое употребление понятия «самостоятельность», в основном терминологически выделены и описаны только бытовая и поведенческая самостоятельность в критический период развития.В консультации для родителей - Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста, говорится о том, что проблема самостоятельности является одной из центральных для психологии личности и ее развития. Самостоятельность можно определить, как «общую способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи». Несмотря на широкое употребление понятия «самостоятельность», в основном терминологически выделены и описаны только бытовая и поведенческая самостоятельность в критический период развития.
Психология для родителей
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
Проблема самостоятельности является одной из центральных для психологии
личности и ее развития.
Самостоятельность
можно определить, как «общую способность
осуществлять какуюлибо деятельность без посторонней помощи».
Несмотря на широкое употребление понятия «самостоятельность», в основном
терминологически выделены и описаны только бытовая и поведенческая
самостоятельность в критический период развития.
Бытовая самостоятельность включает в себя овладение навыками
самообслуживания, культурногигиеническими и трудовыми навыками.
Поведенческая самостоятельность
связывается со способностью
осуществлять какую либо деятельность, проявлять инициативу в ее осуществлении,
принимать решения без посторонней помощи. Поведенческая самостоятельность
делится на два вида.
Первый вид характеризует симптомы кризиса трех лет, связанные с ростом
самостоятельности и проявляющиеся в поведении, и включает в себя такие
проявления, как своеволие, отстаивание своего мнения, стремление к
самостоятельной деятельности и нежелание принимать помощь взрослого,
использование в речи фраз «Я сам».
Второй вид поведенческой самостоятельности отражает самостоятельность
ребенка в ситуации выбора: занятия в свободное время, места прогулки, книги для
чтения, игры, игрушки, мультфильма для просмотра и т.д.
Познавательная самостоятельность – исследовательская активность,
инициируемая самим ребенком в разнообразных видах познавательной
Познавательная самостоятельность связана с наличием цели,
деятельности.
саморегуляции;
элементов
внутренне
детерминированная деятельность.
это личностноорганизованная,
Коммуникативная самостоятельность проявляется в способности ребёнка
быть инициатором совместных игр, занятий, новых коммуникаций, в способности
легко контактировать с незнакомыми сверстниками и взрослыми.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Самостоятельность в период кризиса трех лет может развиваться в разных
направлениях: как бытовая, познавательная, коммуникативная и
поведенческая самостоятельность.
2. Познавательная и поведенческая самостоятельность оказывает наибольшее
влияние на познавательное развитие ребенка.
3. По мере развития ребенка изменяется соотношение отдельных компонентов
самостоятельности и их роль в познавательном развитии
Журнал «Психолог в детском саду» 2005, №4. стр. 25 34.Материал подготовлен педагогом – психологом – Бондарь Е.М.