В консультации для родителей - Развиваем способности ребенка, говорится о том, что среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди. Самым сензитивным периодом для раз¬вития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.В консультации для родителей - Развиваем способности ребенка, говорится о том, что среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди. Самым сензитивным периодом для раз¬вития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.
РАЗВИВАЕМ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность,
несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют
педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену
достаточно высок и в настоящее время.
Это объясняется, вопервых, значимостью способностей для развития личности, а во
вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,
умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных
сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.
Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и
дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным
потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает
возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для ребенка этого
возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность,
потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность
представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного
возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Кроме
того, дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее. Умелое
использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить
достаточно высокий результат. При создании в ДОУ благоприятных условий за период
дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до
яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
• наличие специально подготовленных
дополнительного образования и воспитателей;
высококвалифицированных педагогов
• наличие богатой предметнопространственной среды,
стимулирующей самую
разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку,
обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей
проявление его индивидуальности;
• наличие личностно ориентированной воспитательнообразовательной системы.
1На представленной схеме «Лесенка способностей» показан путь восхождения вос
питанника ДОУ к вершинам своего развития.
В процессе воспитательнообразовательной деятельности желательно ру
ководствоваться следующими принципами:
• преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов
дополнительного образования, родителей;
• учет сензитивности дошкольного детства как периода, наиболее благоприятного для
развития одаренности;
•
планов, разработки индивидуальных программ развития ребенка;
индивидуальный подход, который реализуется путем составления гибких учебных
• своевременное начало, т.е. как можно более раннее начало работы по развитию
способностей ребенка;
• возможность выбора, согласно которому ребенку предоставляется право самому
выбирать интересующую его деятельность;
• комплексный подход, предполагающий реализацию как специальных, так и
общеразвивающих и общеобразовательных задач;
• равновесие, т.е. рациональное соотношение индивидуальной и коллективной
деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий;
• взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования,
культуры, искусства.
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Первый этап (23 года).
Копилка эстетических переживаний, настроений,
эмоций. Первые сенсорные
впечатления
Доказано: чем раньше начать работу по развитию способностей ребенка, тем лучше
2будет результат. Первые годы жизни ребенка самые важные для его будущего, и надо как
можно полнее использовать их. В условиях ДОУ работу по развитию способностей
необходимо начинать с того момента, когда ребенок, будучи совсем маленьким, приходит в
детский сад.
Самое главное на этом этапе пробуждение чувственной сферы. Дошкольник
воспринимает и изучает окружающий мир не разумом, а органами чувств, поэтому для его
эффективного развития необходимо максимальное воздействие на чувственную,
эмоциональную сферу.
Существуют разные средства воздействия на чувства. Практика работы показывает:
одним из наиболее эффективных является искусство. В возрасте 23 лет ребенок очень
восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству.
Поэтому эти и другие виды искусства могут быть использованы с целью пробуждения
чувственной сферы ребенка.
данном этапе искусство должно являться
сопровождающим фоном развития. В процессе слушания музыки, совершая под ее
сопровождение свои первые ритмические движения, встречаясь с героями сказок, слушая
стихи, потешки, прибаутки, ребенок испытывает первые эстетические переживания,
развивает чувственную сферу. Так создается благоприятная среда для общего развития
ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.
На
Второй этап (34 года).
Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала
Первый сенсорный опыт позволяет ребенку подняться на следующую ступень
развития, где при наличии определенных условий могут проявиться первые признаки
природного потенциала. Самое главное на этом этапе максимальное погружение ребенка в
деятельность, потому что, вопервых, способности понятие динамическое, они существуют в
развитии, а развитие осуществляется только в деятельности, только в процессе активного
участия в ней человека. Вне деятельности способности не существуют. Деятельность,
таким образом, может рассматриваться как важное условие пробуждения и развития
природного потенциала. Вовторых, ребенок данного возраста очень активен, он с интересом
и желанием берется за любое дело, независимо от уровня его сложности и новизны.
Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов де
ятельности (исходя из условий, возможностей, специфики работы конкретного ДОУ). Такими
видами деятельности могут быть пение, хореография, игра на музыкальных инструментах,
рисование, лепка, художественный труд, спорт, игра (сюжетноролевая, дидактическая,
театрализованная), общение;
необходимо создавать в группах такую предметно
пространственную среду, которая сама провоцирует ребенка на деятельность. Основными ее
характеристиками должны являться: разнообразие, доступность и открытость, мобильность,
ориентированность на зону ближайшего развития ребенка.
Очень важно на данном этапе внимательно наблюдать за ребенком, присматриваться к
нему, замечать, какие виды деятельности больше его привлекают, в какой деятельности он
успешен. Эти наблюдения помогут педагогам вовремя заметить ребенка со склонностями к
определенным видам деятельности, наметить перспективы его развития. Практика работы
показывает: на данном этапе у отдельных детей возможны первые проявления природного
потенциала.
Третий этап (45 лет).
Интерес, желание, творческий поиск
Постепенно, в процессе активного участия в разных видах деятельности, у ребенка
закрепляется интерес к ним и желание ими заниматься. С этим интересом и желанием
ребенок поднимается на следующую ступень развития, где начинается его творчес
3кий поиск. Наблюдения за детьми показывают: на этом этапе они начинают проявлять
избирательный интерес: одному больше нравится петь, другому рисовать, третий с особым
желанием занимается хореографией или спортом. Замечено также, что в большинстве случаев
ребенок проявляет интерес именно к той деятельности, в которой он наиболее успешен.
Главное на этом этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. При этом необходимо
учитывать не только желание и стремление ребенка, но и уровень развития его способностей в
конкретном виде деятельности. С этой целью на данном этапе можно вводить диагностику,
задачей которой будет подтверждение наличия у ребенка того или иного вида способностей.
Это необходимо для определения перспектив развития ребенка, оказания ему психолого
педагогической поддержки, организации работы с родителями.
Должное внимание на этом этапе необходимо уделять креативности ребенка, которая
наряду с усиленной мотивацией и повышенным интеллектом входит в структуру
одаренности. Поэтому очень важно, чтобы работа в данном направлении была организована
на должном уровне. Креативность предполагает наличие у ребенка способностей к
оригинальности, гибкости,
нестандартности, вариативности. С целью ее развития
деятельность ребенка должна носить творческий характер.
На данном этапе уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные
способности, в группы для дополнительных занятий отдельными видами деятельности
(рисование, лепка, вокал, хореография, спорт). На дополнительных занятиях педагоги
занимаются совершенствованием умений и навыков детей, развитием интереса к тому или
иному виду деятельности. Основной принцип формирования состава групп желание
ребенка.
Четвертый этап (56 лет).
Яркие проявления природного потенциала
Данный этап развития ребенка характеризуется ярким проявлением его природного
потенциала. Уровень развития его способностей достигает к этому моменту достаточно
высокого уровня. У большинства наблюдается четкое избирательное отношение к
определенным видам деятельности; причем ребенок не просто проявляет интерес и желание
заниматься любимым делом он достаточно серьезно и заинтересованно относится к его
результату. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради
самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая
максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. И здесь педагогам не нужно
оказывать давление на ребенка: пусть он сам выберет пути и средства достижения резуль
тата. Нужно, чтобы ребенок почувствовал и осознал: хороший результат возможен только
при наличии определенных усилий, старания и терпения. Главное быть всегда рядом с
ребенком, чтобы при необходимости помочь, подсказать, дать совет.
На этом этапе еще больше внимания необходимо уделять развитию творческих
способностей ребенка в различных видах деятельности. Для этого нужно давать детям
максимум возможностей экспериментировать,
фантазировать.
Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия с детьми на данном этапе либо были
полностью творческими (тема, содержание, приемы и методы работы), либо содержали
элементы творчества детей.
импровизировать,
Одним из показателей одаренности ребенка является повышенный уровень интеллекта.
Поэтому наряду с развитием креативности на данном этапе возникает необходимость
активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в
сообразительности,
оригинальности и
самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных
операций, высокой концентрации внимания, в быстром и глубоком запоминании материала. С
целью развития интеллектуальных способностей необходимо предлагать детям различные
задачи, лабиринты,
виды интеллектуальных игр: ребусы, кроссворды, головоломки,
4
рискованности,
находчивости,
активности,графические диктанты, лото, домино, шашки, шахматы, конструктор LEGO, мозаику. Главное
требование к таким играм определенная степень их сложности. Задание не должно быть
слишком легким, оно должно быть достаточно сложным для ребенка, ориентированным на
зону ближайшего развития. Только в процессе активной умственной деятельности, в ходе
преодоления трудностей получат необходимое развитие интеллектуальные способности.
Достаточно эффективным средством развития способностей может быть работа ребенка
в творческой мастерской. Творческие мастерские по различным направлениям деятельности
объединяют детей с высоким уровнем тех или иных способностей. Каждое ДОУ может
открывать различные мастерские: изостудии, скульптурные мастерские, мастерские по
декоративноприкладному искусству; вокальные, инструментальные, хореографические
ансамбли; спортивные секции и др. При формировании составов творческих мастерских
необходимо учитывать не только желание ребенка, но и уровень развития его способностей.
Поэтому необходимым является проведение специальной диагностики, подтверждающей
факт наличия у ребенка тех или иных способностей (одаренности). Обязательным условием
работы творческой мастерской является наличие программы, разработанной ее руководителем.
Цели, задачи, содержание программы, формы и методы работы определяются с учетом
особенностей детей, их интересов, уровня развития способностей. Программа перед началом
ее реализации должна пройти соответствующую экспертизу, подтверждающую ее значимость,
ценность в плане развития способностей ребенка.
Пятый этап (67 лет).
Проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства
Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет
способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной
степени одаренности. Система работы по развитию способностей, используемая на
предыдущих этапах, недостаточна для этих детей, так как в должной мере не учитывает их
индивидуальные особенности, потенциальные возможности, перспективы. Для данной
категории детей необходима организация особой системы работы, которая должна в
наибольшей степени учитывать особенности и проблемы одаренных детей и обеспечивать их
эффективное развитие.
Данная система работы предполагает проведение мониторингов, позволяющих выявлять
и определять степень одаренности ребенка, прослеживать динамику его развития, разработку и
реализацию индивидуальных программ развития ребенка.
Индивидуальные программы, создаваемые на основе данных диагностики и комплексных
наблюдений за ребенком, должны представлять собой комплексные модели развития
одаренности. Это значит, что содержание программ должно быть направлено не только на
совершенствование природных способностей ребенка (например, развитие вокальных
способностей, изобразительных возможностей, литературного дарования и т.д.), но и на
развитие всех структурных компонентов одаренности (креативность, интеллект).
Индивидуальные программы развития предполагают разнообразные формы работы с
ребенком. Так, программа по развитии музыкальных способностей может содержать следующие
формы: общеразвивающие музыкальные занятия; индивидуальные занятия по развитию
вокального мастерства; занятия в вокальном кружке или хоровом коллективе; игра в составе
детского оркестра; участие в концертах для детей и родителей, в музыкальных конкурсах; те
оретические занятия по музыкальной культуре, посещение театров, концертов.
При организации данной работы необходимо учитывать ряд условий: общая учебная
нагрузка ребенка не должна превышать допустимую норму; нельзя допускать ранней узкой
специализации нужно давать ребенку возможность помимо занятий приоритетной для типа его
одаренности деятельностью включаться и в другие интересные и нужные дела; необходимо
планировать для ребенка режим дня, предполагающий рациональное чередование занятий,
отдыха, прогулок.
5К 67 годам, при условии прохождения всех вышеуказанных этапов, у многих детей
формируется высокий уровень творческой активности, любознательности, ярко выраженное
стремление к самосовершенствованию в конкретном виде деятельности.
Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится
«тесно» в детском саду. Они готовы сделать свои первые шаги в мир. Необходимо расширять
сферу их деятельности, создавать условия для дальнейшего эстетического, интеллектуального
Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители,
образования.
которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центрам детского
творчества, Дворцам культуры, музыкальным школам, школам искусств и т.д., где
ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде
деятельности.
ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является
диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей
мнение родителей, тестирование психолога и оценки педагога.
Наиболее разработанным как в теоретическом, так и в прикладном плане является
психологическое тестирование, имеющее достаточно длительную историю развития, что нашло
отражение в многочисленной литературе по вопросам идентификации детской одаренности.
Сравнительно молодым, но, на наш взгляд, довольно значимым направлением является
диагностика развития детской одаренности педагогом.
Ведь в итоге именно на педагога ложится основная работа по обучению, воспитанию и
развитию ребенка, и именно он прежде всего несет ответственность за ее результаты.
Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внут
реннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными
методиками, достаточно информативными и сравнительно несложными в применении.
Методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, а также поведенческую
характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов.
Комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно
отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.
Дошкольное воспитание № 5, 2007 г. стр. 50 58.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
Опросник 1
Уважаемые педагоги!
Эта шкала поможет вам оценить степень развития основных интеллектуальных и
творческих способностей ваших детей. Перед вами список качеств, степень выраженности
которых у каждого ребенка вы будете оценивать по следующей системе:
низкий уровень данное качество не проявляется совсем,
уровень ниже среднего данное качество проявляется, но достаточно редко,
средний уровень данное качество в равной степени как проявляется, так и не
проявляется,
уровень выше среднего данное качество проявляется часто, но не всегда,
высокий уровень качество проявляется всегда.
1. Память
6Способность ребенка быстро запоминать и долгое время удерживать в памяти
различную информацию (либо слуховую, либо зрительную, либо двигательную). Например:
«Эта птичка похожа на ту, которую мы видели здесь прошлой зимой?» («Маленький
компьютер». Здесь и далее в скобках указывается образное название ребенка с высоким
уровнем развития того или иного качества).
2. Внимание
Способность ребенка быстро концентрироваться, «настраиваться» на деятельность и
долгое время ею заниматься не отвлекаясь. Например, ребенок бегает на перемене, но
звенит звонок, и он уже готов заниматься долго, не отвлекаясь («Крайне
сосредоточенный»).
3. Способность к анализу и синтезу
Способность ребенка быстро раскладывать предложенную информацию (предмет)
на составляющие ее части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать
вывод). Например, на улице весна, потому что тает снег, прилетают птицы, греет солнце. На
улице тает снег, греет солнце, прилетают птицы значит, наступила весна («Маленький
ученый»).
4. Продуктивность мышления
Способность ребенка находить большое количество решений поставленной перед ним
проблемы. Например: «На что похож круг? На яблоко, на солнце, на тарелку» и т.д.
(«Генератор идей»).
5. Перфекционизм (старательность)
Стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым
высоким стандартам. Например, ребенок учится писать. Он будет настолько долго и
тщательно выводить буквы по нескольку раз, что даже ваша похвала его не остановит
(«Очень старательный»).
6. Гибкость мышления
Способность ребенка быстро изменять поведение, вносить коррективы в деятельность
в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и
умения из различных областей жизни. Например, ребенок рисует хвост кошки. Краска
растекается и грозит испортить рисунок. Он ловко «превращает» расплывшийся хвост в
корень дерева («Ловкий и изворотливый менеджер»).
Оригинальность мышления
5.
Способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть необычное в
обычном, действовать не как все («Оригинал»).
Дошкольное воспитание № 5, 2007 г. стр. 50 58.
Опросник 2
Уважаемые педагоги!
Эта шкала поможет вам оценить степень развития определенных черт личности
ваших детей.
Перед вами список личностных характеристик, степень выраженности которых
вы будете оценивать у каждого ребенка по следующей системе:
низкий уровень данная черта не проявляется совсем,
7уровень ниже среднего данная черта проявляется, но достаточно редко,
средний уровень данная черта в равной степени как проявляется, так и не
проявляется,
уровень выше среднего данная черта проявляется часто, но не всегда,
высокий уровень данная черта проявляется всегда.
1. Самооценка
Реальная оценка своих личностных качеств и способностей. Ребенок знает свои
сильные и слабые стороны, учитывает их в своей деятельности и общении с другими
людьми (например: «Я не буду рисовать трактор, потому что не умею рисовать ма
шины»).
2. Эгоцентризм
Направленность на себя. Ребенок смотрит на мир только сквозь призму своего
мнения и практически не способен вставать на позицию другого человека (например:
«Я буду играть в мяч, потому что я так хочу»).
3. Демонстративность
Желание всегда быть в центре внимания. Ребенок стремится любой ценой
привлечь к себе внимание взрослых и сверстников (например: «Посмотрите, что я
сделал и какой я»).
4.Эмоциональность
Восприимчивость, «чувствительность» к явлениям окружающего мира.
Выражается в экспрессивных реакциях ребенка или, наоборот, в излишней тре
вожности (например: «Как вы могли не полить цветок, ведь он теперь умрет от
жажды!»).
5.Произвольность поведения
Умение подчинять свои желания требованиям необходимости. Ребенок
контролирует свои желания и свое поведение в соответствии со сложившимися
обстоятельствами или моральными нормами (например: «Я не буду шуметь, так
как это мешает другим людям»).
6.
Способность к оценке
Критичность мышления. Выражается в способности ребенка отличать
положительные и отрицательные стороны деятельности и поведения других
людей (например: «Мне нравится машина, которую сделал Сережа, потому что у
нее ровные колеса и кузов с кабиной подходят друг к другу по размеру»).
После того как педагог соберет всю необходимую информацию об уровне
развития интеллектуальных и творческих способностей детей, можно приступать
к работе по их развитию.
Дошкольное воспитание № 5, 2007 г. стр. 50 58.
ИГРЫ–УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«Логический поезд»
Оборудование. Вырезанные из бумаги силуэты паровоза и вагончиков, карточки с
8изображением предметов.
Дети по очереди подходят к столу, где лицевой стороной вниз лежат карточки. Выбрав
одну из них, ребенок вставляет ее в прорези одного из вагончиков следом карточкой
предыдущего ребенка. Ему дается следующее задание: «Придумай одно или несколько
предложений, в которых твой предмет и предмет выходившего перед тобой ребенка были бы
както связаны».
Когда все дети присоединят вагончик со своими карточками к паровозику, необходимо
обсудить получившиеся минирассказы, выделить наиболее интересные и оригинальные.
Усложнение 1. Игра проходит по прежнему сценарию, только карточки с изображением
предметов заменяются словами, которые дети придумают сами. Они пишут или зарисовывают
их на маленьких листочках и выходят с ними друг за другом к изображению поезда.
Впоследствии детям может быть предложено обменяться своим словом со словом соседа.
Усложнение 2. Сценарий игры остается прежним, но задание усложняется: «Теперь вам
нужно связать свое слово не только со словом выходившего перед вами ребенка, но и со
словами всех детей, выходивших перед вами».
Таким образом, у ребенка должен получиться последовательный, логически связный рассказ.
Рассказ может состоять как из рассказов выступавших перед ним детей с включением
собственной части, так и из самостоятельно от начала до конца придуманной истории.
Творчески работающий педагог, психолог может изобрести множество модификаций
этой игры. Примером такого преобразования может служить следующая игра.
«Необычная карусель»
На доске или на листе бумаги рисуется модель карусели с какимлибо словом в центре,
например со словом «солнце». Педагог предлагает детям «прокатить» свои слова на карусели,
но оговаривает следующее условие: «Прокатить сможет только тот, кто придумает рассказ,
связывающий его слово со словом "солнце"».
В конце игры снова происходит обсуждение рассказов, и ребенок, придумавший наиболее
интересный рассказ, получает поощрительный приз.
ИГРАУПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЪЕМНОПРОСТРАНСТВЕННОГО
МЫШЛЕНИЯ
Предварительной работой к этим заданиям могут служить упражнения, формирующие у
ребенка сериационные навыки, например «Продолжи ряд».
«Я чертежник»
Оборудование. Демонстрационная модель призмы или другой геометрической фигуры и
раздаточные модели мелких объемных фигур трехчетырех видов.
С детьми проводится беседа, в которой объясняется необходимость выполнения точного
чертежа перед тем, как токарю выточить деталь, строителю построить дом и т.д. После этого
детям предлагается попробовать себя в роли чертежника и сделать чертеж имеющихся
демонстрационных фигур.
В последующей беседе и небольшом экспериментировании (сравнение призмы 1
прямоугольника) дети и педагог выясняют, что в чертеже должно быть три части: вид сверху
(снизу), фас, профиль, и чертят чертеж данной фигуры.
Затем детям раздаются маленькие неложные фигуры или модели геометрических фигур для
самостоятельного исполнения чертежа.
Усложнение 1. Перед детьми ставятся три фигуры, обозначенные цифрами, а у каждого
ребенка на столе лежит листочек с номером той фигуры, чертеж которой ему предстоит сделать.
После окончания работы дети меняются своими чертежами. Им предлагается определить
номер фигуры, чертеж которой сделал их товарищ.
Усложнение 2.
А. На столе у педагога несколько фигур, а на столе у каждого ребенка чертежи этих
фигур. Дети должны определить, какой из фигур соответствует чертеж каждого из них.
9Б. «Найди части целого». Перед детьми вывешивается плакат с изображением частей какой
либо фигуры. Внизу нарисована одна из частей. Детям дается задание: «Найдите фигуру, которая
при соединении с данной фигурой образует круг (квадрат и т.д.)».
Мы привели примеры лишь некоторых игрупражнений, использование которых
способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка.
Кульминацией развивающей работы с детьми могут служить так называемые конкурсы
интеллектуалов.
Они дают детям возможность посоревноваться и продемонстрировать родителям методы и
приемы развития их интеллектуальных и творческих способностей.
КОНКУРС ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
Дети входят под музыку и усаживаются за столы.
Вождь. Приветствую вас, доблестные воины индейских племен!
Приветствую вас, воины племени Синего Пера! Приветствую вас, воины племени Красного
Пера! Приветствую вас, воины племени Желтого Пера!
Собрал нас сегодня дым священного костра для большого состязания в уме и со
образительности, силе и ловкости.
Я, вождь ЧерноБелое Перо, буду давать вам задания, с которыми справится только хитрый
и умный индеец.
Правильность ответов будет определять Совет старейшин, мудрейшие из мудрых вождей
индейских племен. Они же (представление членов жюри) назовут победителей, самых умных и
хитрых. Итак, состязание начинается!
1. «Пояса великих воинов»
Молодым индейцам необходимо догадаться, какие узоры нужно продолжать вышивать на
них индейским женщинаммастерицам.
На листах ответов, лежащих перед вами, нужно нарисовать только те узоры, которые могут
продолжить узоры, нарисованные на лентах, а не перерисовывать их. После того как я ударю в
барабан, вы закончите рисовать и передадите листочки на край стола.
2. Музыкальноигровая пауза
Пока старейшины подсчитывают результаты и определяют победивших в этом туре
индейцев, предлагаю вам посоревноваться в ловкости и быстроте. Кладу маракас на стул. Пока
звучат волшебные звуки музыки, вы бегаете вокруг него. Но как только они смолкнут, самый
быстрый из вас должен схватить его первым.
Сначала соревнуются участники каждой команды, а затем победители команд, после
чего жюри объявляет результаты первого тура.
3. «Таинственные письмена предков» Вы должны догадаться, какие фигуры на них стерла
вода, и нарисовать их в своих карточках на месте знаков вопроса.
4. Музыкальноигровая пауза
А теперь воины индейских племен снова должны показать свою быстроту и ловкость. Пока
звучит музыка, вы танцуете. Но как только она заканчивается, вы должны занять какойнибудь
обруч. Тот, кому обруч не достанется, покидает состязание.
5. «Незаконченные фигурки»
А это задание поможет нам определить, кто из индейцев лучше всех может придумывать
необычные картинки. Перед вами незаконченные фигурки, ваша задача их дорисовать.
Самые интересные, не похожие на другие сюжеты индейские женщины вышьют на коврах бога
Солнца.
6. Музыкальноигровая пауза
А теперь мы узнаем, у кого из вас самый зоркий глаз. Я буду показывать движения и
говорить: «Индейцы, делайте так». Вы должны будете их за мной повторять. Но если я покажу
движение, а слово «индейцы» не произнесу, вы движение повторять не должны.
Сейчас жюри объявит, кто из молодых воинов признан самым умным и хитрым, а также какое
племя лучше всех справилось с заданиями (слово председателю жюри и вручение призов).
10Дошкольное воспитание № 5, 2007 г. стр. 50 58.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
1112